Автор: Фадеева Ирина Сергеевна

учитель истории и обществознания МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» П. ХАНЫМЕЙ

«Внеклассное мероприятие «»Письмо ветерану «»Хочу сказать спасибо»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2»

п. Ханымей Пуровского района

Разработка внеклассного мероприятия

Классный час на тему:

«Письмо ветерану «Хочу сказать спасибо»

Подготовила Фадеева Ирина Сергеевна, 

учитель истории и обществознания

МБОУ «ООШ №2» п. Ханымей 

 

п. Ханымей. 2020 г.

Цели: 
1.    Воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
2.    Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Задачи:

  1. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
  2. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
  3. Развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Письмо ветерану «Хочу сказать спасибо», видеоролик о событиях Великой Отечественной войны, видеоролик «Караоке «В землянке», аудиоколонки.

Аудитория: обучающиеся 9-11 классов. 

Ход Устный журнал

Классный час проводится в кабинете. В центре класса – антураж « землянке». Интерактивная доска с мультимедийным проектором и компьютером для презентации.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас снова, но, если кто-то забыл, меня зовут Ирина Сергеевна Фадеева. Сегодня я пришла к вам с хорошим настроением и хочу поделиться им с вами. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь окружающим. Зарядились хорошим настроением?

Учитель: Ребята, а вы знаете, что 2020 год объявлен Президентом РФ Годом памяти и славы? 

Ответы учащихся

Учитель: С чем это связано?

Ответы учащихся

Приложение 2. Слайд 2

На фоне Приложения 1 учитель начинает повествование.

Война… такое страшное слово. Наша страна не была готова к войне. В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и села. Миллионы людей гибли, оказывались на оккупированных территориях и в лагерях смерти. Захватчикам хотелось скорее уничтожить Ленинград и Москву, захватить наши богатства, сломить дух народа…

В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена 28 панфиловцев. Тогда же под Москвой первый воздушный таран совершил герой Советского Союза Виктор Талалихин. Был приказ не пропускать врага к Москве, и летчик дрался даже тогда, когда кончились патроны… 

Именно здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня “Бьется в тесной печурке огонь…” на слова поэта Алексея Суркова.

Родилась эта песня случайно. Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. 

Письмо с фронта. Письмо домой. Как ждали его. Пишет – значит жив. Как боялись его. А вдруг похоронка? Письма без марок. Треугольнички солдатских сердец. 

Я променяла б все библиотеки,
Все в мире томики, томищи и тома
За пару только слов о милом человеке,
За треугольник маленький письма.
Солдатские письма. Теперь они, сохранившиеся, стали уже семейными реликвиями.
В рамку бы их да на стену, на самое видное место: читайте, молодые, помните и гордитесь вашими дедами, а может и прадедами – прошли ведь не то, что годы, многие десятилетия. 

Солдатские письма… Пришло время, когда они обрели вес и цену архивного документа.

Учитель: Ребята, как выдумаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Ответы учащихся.

Приложение 2. 

Слайд 3

Слайд 4

Учитель:  Из ЯНАО на фронт было призвано 8982 человека. Каждый четвертый из них – 2281- не вернулся. Из Пуровского района на фронт ушло 226 человек. Более половины из них – 147 человек, полегли на полях сражений. 

С каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше, из жизни они уходят один за другим. И, к сожалению, с ними уходят воспоминания прошлого, которые помогают нам восстановить и воспроизвести картины ужасающих событий Великой Отечественной войны.

Слайд 5

На сегодняшний момент на территории нашего района проживает 4 ветерана ВОВ, 2 из них живут в Тарко-Сале, это Вера Васильевна Артеева и Дмитрий Никифорович Канаев. У каждого своя судьба. И что такое солдатские письма, заветные треугольнички, они знают не понаслышке. Как Вы думаете, а если бы ветераны войны сегодня получили письмо от нас, от потомков,  были ли они рады ему?

Учитель: ребята, предположите, чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы учащихся.

Учитель:  А адресатом будет тот, кто

… защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя – 
Великой Армии простой солдат
В ваших семьях есть ветераны ВОВ?

Ответы учащихся 

Учитель: Я предлагаю вам написать письмо ветеранам вашего города. О чем будет это письмо? Что будем писать?

Ответы учащихся

Учитель: Заготовку письма я подготовила. ( Приложение 6) Предлагаю мальчикам написать письмо Дмитрию Никифоровичу, а девочкам – Вере Васильевне. Вы знаете, в моя семья тоже неразрывно с историей ВОВ, все прадеды воевали и погибли на войне. Сегодня вместе с вами я напишу письмо своим предкам. Ребята мы будем писать письмо пока играет песня «В землянке». Не забудьте вставить фразу: «Дорогой ветеран, хочу сказать спасибо».

На фоне песни «В землянке» в исполнении Леонида Утесова пишем письмо.

Учитель: Закончили? Кто-нибудь желает прочитать свое письмо?

Ответы учащихся.

Учитель: Ребята, как вы считаете, солдатам и физически, и эмоционально легко было написать письмо своим близким? Что они испытывали?

Ответы учащихся.

На фоне Приложения 4

Учитель: Я предлагаю вам окунуться в атмосферу эпохи Великой Отечественной войны. И приглашаю вас в импровизированную землянку. Присядьте. Возьмите в руку карандаш и письмо.  Давайте вернемся мысленно на несколько десятилетий назад, туда, в «сороковые — роковые». Закройте глаза, вы солдат, солдат который находится на фронте или перед отправкой на фронт, перед боем, перед атакой на вражеские позиции, когда он не знает, будет ли жив через час.  Зима. Тревожно воет вьюга. Слышите? Пулеметные очереди…Враг не спит…  Холодная промерзшая землянка. Вместо постели — сырая солома, вместо подушки —вещмешок или собственный сапог, освещение — спичка да лучина, отопление — собственное дыхание. Что будет завтра? Нет, что будет через час? Снова бой? Вернусь ли живым? В ваших руках лист бумаги. Что вы напишите близким? Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Наше время. Мирное время. Мы в теплом и уютном классе. Тишина. 

Как вы думаете, легко солдатам писать письма? 

Ответы учащихся. 

Учитель: Попробуем прочитать строчки из писем солдат, с теми чувствами, которые переживали солдаты. 

Учащиеся по очереди читают строки письма

«Мама! Ты, наверное, совсем устала!

 Сколько тебе выпало дел, дорогая!..

 Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня.

 У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. 

Стараемся поскорее добить фашистов… 

Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее.

 Я прошу простить, мам, но это невозможно.

 Я командир. А с кого будут брать пример солдаты.

Если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. 

Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать.

Хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым.

Чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

Учитель: Автор письма геройски погиб 1 мая 1945 года. Его письмо матери стало предсмертным…

Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах, —

На бумаге полет желтизны, И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны, Что мы сами – их продолженье!

Спасибо, ребята. Занимайте свои места. Вы побывали в землянке, какие чувства испытали? Вы хотели ли бы дополнить письмо?

Ответы учащихся

  Учитель: Давайте дополним, пока звучит песня «Письмо с фронта»

На фоне песни «Письмо с фронта» в исполнении Ю. Началовой пишем письмо. 

Учитель: Закончили. Ставьте точку. Кто-нибудь из вас желает прочитать свое письмо?

Ответы учащихся.

 Учитель: Ребята, в начале занятия вы слышали фрагмент песни «Землянка». На самом деле, это не песня, а письмо домой.  

Этой песне в 1998 году установлен Памятный знак на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни «В землянке».

Попробуем спеть эту песни?

На фоне Приложения 3 поем письмо.

Учитель: Ребята, подпишите письмо. А теперь давайте попробуем сделать треугольник. Кстати, знаете, почему треугольник?

Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть «треугольник». Отправлялись они бесплатно. Писались на любой бумаге, даже на газетной. 

Наше письмо готово. 

Ребята, какие чувства вы испытывали при написании письма?

Ответы учащихся.

Учитель: Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.

Помните, В начале урока мы терли ладони, вам было тепло. Это мы делали не зря. Нашим письмом мы передаем ветераном не только слова благодарности, но и тепло наших рук и сердец. Согласны? 

Ребята, придя домой, напишите письмо ветеранам ВОВ, своим родственникам, а 9 Мая обязательно приходи на митинг, посвященный Дню Победы. 

Наш классный час подошел к концу. 

Хочу закончить его такими словами:

Прошу Вас, храните солдатские письма.

 Они и просты, и порою грустны,

 В них столько надежды и вечного смысла, 

Прошу Вас: храните солдатские письма,

 Тревожную память людской доброты!

Спасибо большое за встречу! 

Самоанализ внеклассного мероприятия 

«Письмо ветерану «Хочу сказать спасибо»

 Цели: 
1.    Воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
2.    Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Задачи:

  1. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
  2. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
  3. Развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Письмо ветерану «Хочу сказать спасибо», видеоролик о событиях Великой Отечественной войны, видеоролик «Караоке «В землянке», аудиоколонки.

Аудитория: обучающиеся 9-11 классов. 

Для реализации вышеперечисленных целей  заранее была сформулирована тема мероприятия, для большего воздействия на эмоционально-чувственную сторону детей была составлена презентация со звуковым сопровождением, фрагментами кинофильмов,  подобраны стихотворения и строки из писем солдат, подготовлена декорации землянки.

При подготовке мероприятия были учтены возрастные и психологические особенности школьников. На всех этапах подготовки ребята были включены в активную мыслительную и практическую деятельность. 

Мероприятие  состояло из нескольких этапов. 

  1. Мотивационно – целевая установка. 

Мозговой штурм, определение темы мероприятия и круг вопросов, которые будут обсуждаться. На этом этапе развивается социальная компетентность через участие в групповом и коллективном обсуждении. 

  1. На операционно-деятельностном этапе  школьники познакомились с фронтовыми письмами. Познакомились с ветеранами ВОВ г. Тарко-Сале. С учащимися побывали в земляке, окунулись в эпоху. 

Эти виды деятельности  способствовали развитию умений анализировать и систематизировать воспринимаемую информацию, актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, совершенствовать художественное чтение, монологическую и фразовую речь учащихся

  1. Рефлексивно-оценочный этап  позволил выяснить, получили ли дети опыт переживания и позитивного отношения к базовым нравственным ценностям.

В течение всего мероприятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; методы: словесный (беседа), наглядный (видеоролик, презентация), практический,  проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.

Мероприятие проводилось в форме заседания исторического клуба, что  позволило концентрировать  внимание обучающихся на разных этапах работы. Считаю, что при большом объеме информации целесообразно использовать именно такую форму работы.

Структура мероприятия  грамотно выстроена для достижения поставленных целей, время распределено рационально по всем  этапам мероприятия, которые были логически взаимосвязаны между собой.

Во время проведения мероприятия царила  доверительная, эмоциональная, доброжелательная атмосфера, обучающиеся работали с удовольствием.

Мероприятие соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития ученического коллектива, возрастным особенностям обучающихся.

Позитивными сторонами считаю активную деятельность обучающихся при проведении мероприятия, интерес детей к рассматриваемым событиям.  Участники мероприятия справились с выполнением своих заданий хорошо, проявили такие личностные качества, как ответственность, сознательность, активность.

Мероприятие сохранило свою логику на протяжении всего времени его проведения.  Учащиеся справились со всеми предложенными им заданиями, оценили свою деятельность, что является важным компонентом. Цель мероприятия достигнута.