автор: Фахретдинова Людмила Алексеевна

учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Катав-Ивановска»

Мастер-класс «Открытая задача»

Мастер-класс

  1. Вступление

Вы пришли сюда учиться и чему-то научиться. Я готова вам в этом помочь! Давайте работать!

Как известно, ФГОС ориентирует школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Наиболее эффективными средствами вовлечения включения ребёнка в процесс творчества на уроке является создание проблемной ситуации.

Теория решения изобретательских задач является одной из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования и вовлечь ребёнка в процесс решения проблемной ситуации.

Знаете, в чем особенность человека творческого? Он видит вокруг себя открытые задачи. Нужно только научиться открывать глаза, и тогда мир предстанет перед вами, как одна бесконечная открытая задача, в которой физик увидит свои подзадачи, биолог — свои, педагог — свои.

Хотите в этом убедиться сами и научиться решать задачу открытого типа, используя приёмы и методы развития творческого воображения (РТВ)?

Приглашаю к сотрудничеству.

Извлеките из ёмкостей предметы, необходимые сегодня для работы.

— 1 группа справилась. Молодцы! Возникли трудности?

— 2 группа, у вас возникла проблема? Её возможно решить? Решайте!

Одна задача решилась легко и просто, а вторая вызвала затруднения.

Так же и в учебной деятельности, задачи встречаются разные.

 

    (Слайд 2)

Перед вами две задачи о еже. Читаем.

— Какие задачи встречаются в школьных учебниках?

— Для решения какой задачи нужны только вычислительные навыки?

— Какие способности должны быть у учеников для решения 2 задачи?

Первая задача закрытая. Это задача, решению которой нас учат в школе. У неё чёткая формула. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит и мышления!) – снижение оценки. Закрытая она и потому, что она закрыта от творчества.

2 задача другая. В ней нет числовых данных. Это открытая задача. Именно её мы и решим.

В конце занятия вас попрошу сформулировать, что же такое открытая задача.

Работа с алгоритмом     (слайд )

Прочитайте ещё раз задачу. Что дано? Нужно найти, объяснить?

Проведём анализ условия.

  • Какой объект в нашей задаче основной?
  • Какие объекты находятся вокруг него? С какими объектами он взаимодействует?
  • Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием и вокруг него?

Выдвигаем гипотезы, зачем ежу яблоко?

Отбор гипотез.

Выберите наименее правдоподобные гипотезы?

В каких-то высказываниях вы сомневаетесь? Их можно отнести в зону сомнения?

Проверяем каждую гипотезу на правдоподобность, для этого обратимся к достоверным источникам: справочной литературе, ресурсам интернета.

( к каждой)

Все так считают? (Все так думают?)
Вы точно это знаете? (Вы в этом уверены?)

Это утверждение находит своё подтверждение в справочной литературе?

И этот факт мы подтверждаем, обратившись к достоверным источникам.

Ёж чисти иголки

— Такое возможно?

— Может быть, он себя очищает другим способом?

— Может быть, он не нуждается в чистке своего тела?

-Вы правы. Некоторые насекомые доставляют неприятности ежу, в частности клещи. А проткнутые яблоки, выделяя кислый сок, омывают иголки и тело ежа. И в таких условиях клещи не выживают.

Обратимся за подтверждением своей гипотезы к Детской энциклопедии.

Эта гипотеза оказалась правдоподобной?

Итог

Таким образом, мы ответили на вопрос задачи?

Для чего ежу яблоко?

Каким путём мы шли?

-думали

-анализировали

Выдвигали гипотезы

Подтверждали или опровергали гипотезы

Нашли объяснение.

Так что же такое открытая задача?

Это задача, которая открыта для творчества, для поиска сведений в открытом информационном пространстве.

Задачи открытого типа – это учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми в субъективном смысле относительно ученика. Такие задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению

Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач.
В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей…

Закрытые задачи встречаются только в школе.

 

Рефлексия

Давайте еще раз обратимся к ежу, к моему ежу. Он у меня с сюрпризом.

Красная ленточка – что понравилось в нашей работе?

Синяя – что нового узнали

Жёлтая – будете ли Вы применять эту технологию в практике

Оранжевая – с каким настроением вы заканчиваете нашу встречу

 

Подводя итог, умение решать открытые задачи — это как умение плавать, которое всегда пригодится в открытом жизненном пространстве.