автор: Фахретдинова Людмила Алексеевна
учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №2 г.Катав-Ивановска”
Мастер-класс “Открытая задача”
Мастер-класс
- Вступление
Вы пришли сюда учиться и чему-то научиться. Я готова вам в этом помочь! Давайте работать!
Как известно, ФГОС ориентирует школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Наиболее эффективными средствами вовлечения включения ребёнка в процесс творчества на уроке является создание проблемной ситуации.
Теория решения изобретательских задач является одной из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования и вовлечь ребёнка в процесс решения проблемной ситуации.
Знаете, в чем особенность человека творческого? Он видит вокруг себя открытые задачи. Нужно только научиться открывать глаза, и тогда мир предстанет перед вами, как одна бесконечная открытая задача, в которой физик увидит свои подзадачи, биолог — свои, педагог — свои.
Хотите в этом убедиться сами и научиться решать задачу открытого типа, используя приёмы и методы развития творческого воображения (РТВ)?
Приглашаю к сотрудничеству.
Извлеките из ёмкостей предметы, необходимые сегодня для работы.
– 1 группа справилась. Молодцы! Возникли трудности?
– 2 группа, у вас возникла проблема? Её возможно решить? Решайте!
Одна задача решилась легко и просто, а вторая вызвала затруднения.
Так же и в учебной деятельности, задачи встречаются разные.
(Слайд 2)
Перед вами две задачи о еже. Читаем.
– Какие задачи встречаются в школьных учебниках?
– Для решения какой задачи нужны только вычислительные навыки?
– Какие способности должны быть у учеников для решения 2 задачи?
Первая задача закрытая. Это задача, решению которой нас учат в школе. У неё чёткая формула. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит и мышления!) – снижение оценки. Закрытая она и потому, что она закрыта от творчества.
2 задача другая. В ней нет числовых данных. Это открытая задача. Именно её мы и решим.
В конце занятия вас попрошу сформулировать, что же такое открытая задача.
Работа с алгоритмом (слайд )
Прочитайте ещё раз задачу. Что дано? Нужно найти, объяснить?
Проведём анализ условия.
- Какой объект в нашей задаче основной?
- Какие объекты находятся вокруг него? С какими объектами он взаимодействует?
- Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием и вокруг него?
Выдвигаем гипотезы, зачем ежу яблоко?
Отбор гипотез.
Выберите наименее правдоподобные гипотезы?
В каких-то высказываниях вы сомневаетесь? Их можно отнести в зону сомнения?
Проверяем каждую гипотезу на правдоподобность, для этого обратимся к достоверным источникам: справочной литературе, ресурсам интернета.
( к каждой)
Все так считают? (Все так думают?)
Вы точно это знаете? (Вы в этом уверены?)
Это утверждение находит своё подтверждение в справочной литературе?
И этот факт мы подтверждаем, обратившись к достоверным источникам.
Ёж чисти иголки
– Такое возможно?
– Может быть, он себя очищает другим способом?
– Может быть, он не нуждается в чистке своего тела?
-Вы правы. Некоторые насекомые доставляют неприятности ежу, в частности клещи. А проткнутые яблоки, выделяя кислый сок, омывают иголки и тело ежа. И в таких условиях клещи не выживают.
Обратимся за подтверждением своей гипотезы к Детской энциклопедии.
Эта гипотеза оказалась правдоподобной?
Итог
Таким образом, мы ответили на вопрос задачи?
Для чего ежу яблоко?
Каким путём мы шли?
-думали
-анализировали
Выдвигали гипотезы
Подтверждали или опровергали гипотезы
Нашли объяснение.
Так что же такое открытая задача?
Это задача, которая открыта для творчества, для поиска сведений в открытом информационном пространстве.
Задачи открытого типа – это учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми в субъективном смысле относительно ученика. Такие задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению
Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач.
В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей…
Закрытые задачи встречаются только в школе.
Рефлексия
Давайте еще раз обратимся к ежу, к моему ежу. Он у меня с сюрпризом.
Красная ленточка – что понравилось в нашей работе?
Синяя – что нового узнали
Жёлтая – будете ли Вы применять эту технологию в практике
Оранжевая – с каким настроением вы заканчиваете нашу встречу
Подводя итог, умение решать открытые задачи – это как умение плавать, которое всегда пригодится в открытом жизненном пространстве.