Как организовать продуктивную деятельность с учетом ФГОС ДО. Пример

Я работаю воспитателем более двадцати лет, обладаю большим педагогическим опытом. Но введение стандарта заставило меня многое пересмотреть, переосмыслить. Я поняла, что развитие дошкольника прежде всего происходит не в процессе получения готовых знаний, а через освоение им различных культурных практик. Являясь эспериментальной площадкой ФИРО, прогимназия работает по программе «Миры детства: конструирование возможностей». В ней подробно и полно раскрыта каждая культурная практика, обозначены культурно-смысловые контексты, что помогает воспитателю правильно спланировать и организовать детскую деятельность.

Хочу поделиться опытом проектирования и проведения занятия по продуктивной деятельности в старшей группе на тему «Утка с утятами». На странице дидактического пособия «Детский календарь» (12 ноября), которое является приложением к программе, изображена скульптура малой формы «Утка с утятами». С ней дети познакомились дома вместе с родителями. Мое занятие явилось продолжением этой темы.

Готовясь к занятию, прежде всего я сформулировала личную педагогическую цель: познакомить детей с новым способом лепки утки из овоида* путем вытягивания шеи и головы. Я понимала: для того, чтобы дети слепили утку, одной картинки в детском календаре мало. Ведь им важно не только увидеть, но и потрогать, ощутить форму, пропорции. Поэтому обратилась к мастерам школы-студии керамики Сергея Акентьева с просьбой изготовить подобную скульптуру из глины.

Культурно-смысловой контекст данного занятия заключался в изготовлении подарка маме к празднику День матери.

Свое занятие я разрабатывала в соответствии с требованиями деятельностного подхода, поэтому при его проектировании и проведении были учтены все компоненты деятельности.

На этапе мотивации внимание детей было привлечено внесением скульптуры малой формы «Утка с утятами». Мы вспомнили информацию о скульптурах малой формы, которую дети читали дома в «Детском календаре», о предстоящем празднике День матери, о том, как важно поздравить маму в этот день, вручить подарок. В результате этой беседы дети столкнулись с проблемой: а подарка-то у них нет. И тогда мы вместе поставили цель – сделать подарок для мамы к празднику своими руками. В результате обсуждения решили слепить утку с утятами как символ материнства.

Далее с детьми мы определили критерии достижения цели (уточнили, как мы поймем, что цель будет достигнута): поделка будет красивой, аккуратной, ровной, гладкой.

Затем мы спланировали свою деятельность по достижению поставленной цели:

  • познакомиться с новым способом лепки утки с утятами;
  • выполнить работу;
  • оценить, исправить, поставить на просушку.

После каждого шага я побуждала детей к осуществлению промежуточного контроля через уточняющие вопросы: «С чего мы начнем работу?», «Как будем лепить крылья и хвост?», «Такая ли утка у тебя получается?», «Как ты это делаешь?», «Чем тебе помочь?».

После того как дети выполнили работу, мы подвели итоги: рассмотрели поделки, сопоставили с задуманными образами. Провести анализ мне помогли вопросы: «Такую ли утку ты хотел слепить?», «Как ты понял, что у тебя все получилось?». Все это позволило сделать вывод, что большинство детей справились с работой, а значит, их цель достигнута.

В конце занятия мы провели рефлексию, вспомнили, что делали на занятии, каким способом выполняли работу, из какой формы лепили утку (из овоида). Поделились личными впечатлениями: кому было трудно, кто как преодолевал эти трудности, что сейчас чувствует, что почувствуют мамы, когда получат подарок.

При организации деятельности детей мною был сделан акцент не только на формировании декларативных знаний о скульптурах малой формы и о празднике День матери, но и на формировании процедурных знаний, которые заключались в том, как и каким способом, в какой последовательности лепить скульптуру малой формы «Утка с утятами».

При разработке конспекта и в процессе его анализа мною были продуманы вопросы и задания, направленные на формирование интеллектуальных актов (в конспекте опорные слова подчеркнуты).

Например, операции чувственного познания (ощущение, восприятие, узнавание) я включила для формирования у детей наглядно-образного мышления, а управленческие акты (целеполагание, планирование, фиксация результата, контроль, коррекция) – для развития предпосылок учебной деятельности, что очень важно в старшем дошкольном возрасте.

Дети принимали участие в занятии по желанию (в конспекте выделено курсивом), я выступала в качестве партнера, что соответствует требованиям свободного входа и выхода и партнерской деятельности, о которых говорится в стандарте дошкольного образования.

Считаю, что мое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ДО, моя личная педагогическая цель достигнута.