автор: Федина Юлия Николаевна

преподаватель математики Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова»

Система работы по применению проектных технологий на уроках математики.

Система работы по применению проектных технологий на уроках математики.

 

Автор: Федина Юлия Николаевна, преподаватель математики  Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова».

  Для  организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской работы мною используется проектная деятельность.    Осмысление и применение этого метода в  учебной практике позволяет говорить о проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если учащийся получит   исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

  • показать умения отдельного студента или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики  исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике;
  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

   Проектная деятельность по своей сути творческая. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.  Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

  В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

  • Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
  • Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.       

В результате использования проектных технологий у студентов формируются:

— рефлексивные умения (осмысление задачи);

— поисковые умения;

— навыки оценочной самостоятельности;

— умения и навыки работы в сотрудничестве;

— менеджерские умения и навыки;

— коммуникативные и презентационные умения и навыки.

  Результативностью является побуждение к самостоятельной учебной  деятельности, происходит плодотворное развитие личности.

    Проекты  оформляются в письменном виде и сдаются путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов.

   В процессе проектной деятельности по дисциплине «Математика» расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Студент подготовленный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

В условиях нового  подхода  к организации занятий  должен перестроиться сам учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Таким образом, устраняется доминирующая роль педагога. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектный метод. Развитие личности обеспечивается содержанием математического образования и той средой, создаваемой учителем на уроке и вне его, которая благоприятна для развития его способностей.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу изучаемого предмета. От преподавателя требуется не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов учащихся.

      Таким образом, представляя на презентациях ученические проекты во время итогового повторения, я добилась сразу нескольких целей:

  • учащимися с интересом был повторен изученный материал;
  • во время работы над проектами они смогли узнать много нового и познакомить с новыми и интересными сведениями  и фактами своих одногруппников;
  • студенты учились работать с дополнительной литературой и занимались поиском новой информации в Интернете;
  • учились грамотно и эстетично готовить продукты проекта: презентации, доклады, рефераты, творческие работы и т.п.;
  • воспитывали в себе умение слушать товарищей и оценивать другие проекты (некоторые из этих проектов оказались более глубокими и содержательными по сравнению с собственными проектами), что немаловажно;
  • развили интерес к проектной деятельности;
  • учились работать в коллективе;
  • научились самостоятельно планировать свою деятельность.

      Эти проекты сыграли неоценимую роль во время итогового повторения изученного на уроках математики. Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказалась очень важным моментом для участников.

     Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, учащиеся смогли со всей изобретательностью, смекалкой проявить свои творческие дарования, учились и перенимали друг у друга то, чего не умели сами, делились своим опытом с товарищами.

     Студенты , работая над проектами, убедились сами, в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись.

      Во время подготовки проектов к защите студенты  использовали не только дополнительную литературу и возможности Интернета, но и такие современные компьютерные программы, как

  • программа Microsoft Power Point
  • программа Microsoft Word
  • программа Microsoft Excel
  • программа Microsoft Paint
  • www.jandex.ru.

Три года назад я обратилась к проектной деятельности, которая требует от учителя не столько «объяснения» знания, сколько создания условий для расширения познавательных интересов.

 Проекты выполняемые мною на уроках математики и во внеурочное время:

а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы)

Примеры выполненных проектов:

Применение производной в науке и технике.

Применение интеграла в науке и технике.

Применение дифференциальных уравнений в науке и технике.

Математика в строительстве.

б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработки. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Примером такого проекта является: «Математики в годы Великой отечественной войны», работа над данным проектом ведется мною совместно  со студентами с 2015 года.

 Типы  выполняемых проектов 

а) исследовательские: по структуре они напоминают подлинно научное исследование. Они требуют работы по определенному алгоритму:

— постановка проблемы;

— формулировка гипотезы;

— планирование действий;

— сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

— подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);

— защита, презентация проекта.

Пример: исследовательские рефераты.

б) творческие. Они предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов Пример: математическая газета, подготовка выставки.

в) игровые. Пример: фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные.  Пример: различные сообщения, доклады.

д) практико-ориентированные. В этих проектах с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников Пример: справочный материал,  наглядное пособие, презентации, геометрические модели выполненные студентами.

  В своей работе я использую следующие проекты: 
По продолжительности подготовки
– краткосрочный 
– средней продолжительности  
По количеству участников: 
индивидуальный

Преимущества индивидуальных проектов:

— план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

— у учащихся максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

— учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

— формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
– групповой (2-3 человека) 

Преимущества групповых проектов:

— у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

— проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

— каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

— в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Непосредственной целью проектных занятий, на мой взгляд,  является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

При использовании проектного метода я использую описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах, за основу я взяла разработку Чечель Ирины Дмитриевны, доктора педагогических наук, которая вызвала у меня наибольший интерес.

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога
Подготовка Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме. Определяют свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы. Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу.
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. Наблюдает, консультирует, координирует работу групп.
Выполнение Работа над проектом. Оформление. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе).
Защита проекта (презентация) Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Коллективная защита проекта. Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Рефлексия Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

 

Критерии используемые мною для оценки проекта.

  1. оценка собственно проекта;
  2. оценка качества текста;
  3. оценка качества презентации;
  4. оценка вклада в работу над проектом каждого участника;
  5. оценка умения взаимодействовать в группе.
Оценка этапов Критерии оценки Баллы
Оценка работы Актуальность и предлагаемых решений, практическая направленность работы
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов
Качество записи, оформление, соответствие требованиям
Оценка защиты Качество представления защиты проекта, аргументированность и убежденность
Объем и глубина знаний по теме (или предмету),

 эрудиция, наличие межпредметных связей

Представление проекта, культура речи, манера, чувство времени, удержание внимания аудитории
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие
Деловые и волевые качества докладчика, умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

     

  Общая оценка критериев – 50 баллов. По результатам суммирования выставляются оценки по пятибалльной системе: 40-50 баллов – «отлично», 30-40 баллов – «хорошо», 30-20 баллов – «удовлетворительно», менее 20 баллов – «неудовлетворительно».

 

 

 

 

Описание проекта «Математики в годы Великой Отечественной войны».

 

 

    С началом нового 2015-2016 учебного года мои студенты  начали работу над подготовкой нового проекта: «Математики в годы Великой Отечественной войны». В 2017 – 2018 учебном году над данным проектом работали 12 студентов, были разработаны 6 проектов по данной тематике. Итогом данной работы стало проведение серии внеклассных мероприятий патриотической направленности в мае 2018 года приуроченных ко Дню Победы.

 Прошло более 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвящённых фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности. Годы войны стали временем смелых и оригинальных творческих решений, высокого подъема творческой мысли учёных и конструкторов. Тематика научных исследований быстро перестраивалась на военный лад.

 Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Объектом исследования стала Великая Отечественная война.

Предметом исследования — математики и математика в Великой Отечественной войне.

Участники проекта студенты первого курса

Цели проекта

Изучение материала о роли и вкладе ученых — математиков в победу русского народа в Великой Отечественной Войне

Дидактические цели проекта

  • формирование интереса к обучению;
  • развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
  • обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
  • приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации;
  • развитие познавательного интереса к предмету математики.

 

Задачи проекта

  • выяснить, кто из ученых – математиков принимал участие в боевых действиях.
  • выяснить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.
  • изучить материал о роли научных изобретений для совершенствования оружия;
  • раскрыть личный вклад математиков, внесенный в Победу в ВОВ;

Проблема

Как использовались математические навыки ученых-математиков в годы ВОВ для приближения победы? 

Объект исследования

Великая Отечественная война.

Предмет исследования

Математики и математика в Великой Отечественной войне.

Методы исследования

Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет. Анализ и систематизация материала.

Учебные дисциплины

 математика, история.    

Полученный результат

  • найдены биографии ученых-математиков, которые своим трудом приближали победу в Великой отечественной войне, участвовали в боевых действиях;
  • изучены материалы об изобретениях и разработках ученых во время войны;
  • сформировано знание о видах оружия, использованного в военных действиях, о снарядах, о дальности полета снарядов;
  • разобраны математические задачи на военную тему;
  • сделаны выводы о разрушениях, потерях в годы войны.

Сроки реализации проекта

октябрь – апрель 2017-2018 учебного года.

Практическая значимость работы

Данная работа может быть использована на уроках математики, внеклассных мероприятиях для воспитания у учащихся чувства патриотизма и гордости за родную страну.