автор: Федирко Эльвира Ивановна

учитель-логопед Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №45 «Улыбка»

Игры для профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников

Профилактика дислексии и дисграфии

(игровые приемы)

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма. Их причины уходят своими корнями в дошкольный возраст.

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.

Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Их основным признаком является наличие специфических ошибок, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР:

  1. Развитие фонематического слуха и представлений, фонематического анализа и синтеза, мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.                                                                                                                                                                                                    
  2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, развитие связной речи.                                                     
  3. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения.                                                                                                                                                   
  4.  Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.                                                                                               

Решение всех этих задач поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы

— Игра «Волшебная буква»                                                                                                                   

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

— Игра «На что похожа буква?»

А — антенна, телеграфный столб, стремянка; У — уши, сучок, вешалка.

— Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), в воздухе.

— Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).

— Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

— Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Нужно найти себе пару так, чтобы получился слог.

— Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например, даны картинки, на которых изображены «улитка, муравей». Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

— Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели — МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор — в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) — в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла — в середине слова.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

— Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки отграничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.                                                                                                                                                          

— Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.                                          Например, М. Т. С. О — мост; Ы, 3, Б, У — зубы.

— Игра «Потерялась буква». Например, даются следующие сочетания: ДУ.     Д . М Какое получится слово, если вставить буквы?  ДУ. — дуб, дух, душ; Д . М — дым, дом, дам, дум.

— Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль — сахар; ирис — игра; рак — роль; озеро — ослик; парк — пыль.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

— Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например, яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, ароматное.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например, теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер.

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание. Например, зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например, длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

— Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, Что можно сделать с яблоком? Сорвать, купить, съесть, помыть и т.д.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, Прийти к … (дому, отцу, решению); уйти от… (дедушки, дома, проблемы).

— Сочетание существительных с числительными.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.    

— Составление предложений по схемам:

______. Зима.  ______ ______. Наступила зима.

______ ______ ______. Наступила холодная зима.

______ ______ ______ ______. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли… лесу. Кошка сидит… окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на…

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью…

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь… (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь… (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша… машину. Папа… из машины.

— Выделение границ предложений в тексте.

Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. При этом, взрослый монотонно читает фразы.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР состоит в целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций, и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.