автор: Федирко Эльвира Ивановна

Учитель — логопед МАДОУ «Детский сад N45″ Улыбка»

Ребёнок и книга

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОСПЕКТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребёнок и книга

Книга — не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений поступков, характеров. Задача взрослого — открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В дошкольном возрасте дети знакомятся от колыбельных песен, потешек, загадок, считалок до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ш.Перро, Г.Х. Андерсена, С.Я. Маршака. Сама природа от ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Детям так же нравятся произведения детского фольклора («Ладушки», «Коза», «Сорока — белобока»). Это блестящий мини-спектакль.

В младшем возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Слушая сказки, дети устанавливают связи, когда события четко следуют друг за другом, в которых он и слушатель, и зритель, и певец, и актер, и танцор. Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребенка 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой:

  • Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения.
  • Обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг.
  • Учитывать при отборе книг для детей тяготения ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям.
  • Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведениях.
  • Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их.
  • Помогать детям увидеть события и героев произведения, учить рассматривать иллюстрации.    

Хорошо проводить инсценирование любимых книг, закреплять выученные стихи, работать над выразительным чтением. Участие ребенка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребенок остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, приобщается к изоискусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги взрослый имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге, одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель. В уголке должны находиться книги, соответствующие возрасту ребенка. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Совместное общение взрослого и ребенка с книгой носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, взрослый формирует умение воспринимать её в единстве с изобразительным искусством.

 

Подготовила:

Учитель-логопед 1 кв.кат.

Федирко Э.И.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *