Автор: Форманчук Галина Хусейновна

Музыкальный руководитель МАДОУ «Синеглазка»

Консультация для педагогов «Логоритмическая гимнастика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЕГЛАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОД НОЯБРЬСК

ул. 8 Марта, д. 7, г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629805. Тел. (3496) 34-51-18, 34-51-57

ОКПО 47198908, ОГРН 1028900706174, ИНН\КПП 8905023898/890501001

E-mail: mdou_sineglazka89reg@mail.ru. URL: www.sineglazka.ukoz.ru


«Взаимосвязь музыки и логоритмики  в преодолении речевых нарушений у детей
 дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

Подготовила: муз. 

руководитель МАДОУ «Синеглазка»

 Форманчук Г.Х.

 

Цель: совершенствовать методику организации логоритмической гимнастики  в преодолении речевых нарушений у детей до школьного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

 

  ЛОГОРИТМИКА: (определение из словаря Ожигова)

  1. одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях;
  2. система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

    Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.    Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. 

       Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

      Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым. И.М. Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

     Лечебная ритмика нашла применение в  30-е гг. XX в, в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика,  (разработчики Г.А. Волкова, О.А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. 

 

      В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, девиз  которого «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи». Где особое внимание уделяется  развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мелодии ритмодекламацию.

 

В своей практике я применяю метод  использования малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток) , что способствует воспитанию детей в национальных традициях,   метод усиления положительных эмоций, через концентрацию круга добрых, «волшебных» слов: «Здравствуйте ладошки», «Ключик», «Если встретил ты друзей», «Я здороваюсь везде», «Доброе утро». А  народные игры сопровождаемые музыкой и словами, не что иное как логоритмика: «Гори, гори ярче». «Медведь и дети», «Найди друга» и др.  Музыкальные логоритмические этюды «Буги — вуги», «Делай как я», «Не зевай», «Две руки», «Ручеек», «Лягушачья ламбада», «Дождик за окошком» и т.д.

Начинать такую работу необходимо с I й младшей группы. Для создания интереса у  малышей применяю разную атрибутику: платочки, цветочки, снежинки, султанчики и музыкально шумовые инструменты: ложки, колокольчики, погремушки и т.д.

      Все упражнения просты для выполнения и  направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками. 

      Например:

      Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

 

«Я здороваюсь везде»

Я здороваюсь везде: дома и на улице. 

Даже «Здравствуй! » говорю

Я знакомой курице. 

Здравствуй, солнце золотое, 

Здравствуй, небо голубое. 

Здравствуй, вольный ветерок. 

Здравствуй, маленький дубок. 

Здравствуй, утро, здравствуй, день. 

Мне здороваться не лень.

Все проснулись, потянулись.

И красиво улыбнулись!

Хлопки в ладоши.

 

«Здравствуйте ладошки»

Здравствуйте, ладошки! —     Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! —                 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! —         Пружинка.
Топ-топ-топ! —                       Топают ногами.
Здравствуйте, щечки! —         Гладят ладонями щечки.
Плюх-плюх-плюх! —             3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щечки! —            Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! —             3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! —         Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! —               3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! —         Качают головой вправо-влево.
Щелк-щелк-щелк! —             3 раза щелкают зубками.
Здравствуй, мой носик! —     Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! —                     Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! —         Протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Всем Привет! —                              Машут рукой.

 

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным 

направлениям.

 

  1. Развитие сенсорных и моторных функций.
  2. Формирование основы артикуляционных движений.
  3. Развитие мимической мускулатуры.
  4. Развитие интеллектуальных функций:  (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
  6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).

 

    Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при 

совместной деятельности всех педагогов МАДОУ в этом направлении. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.

 

  1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
  2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
  3. Речевые игры перед едой.
  4. Логоритмические паузы на занятиях.
  5. Динамические паузы между занятиями.
  6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
  7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
  8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
  9. Игры малой подвижности (в группе).
  10. Логоритмические досуги.