Автор: Фотеева Елена Николаевна

учитель начальных классов МАОУ «Центр образования «Аксиома»

Урок русского языка «Урок победы»

Урок русского языка «Урок Победы»

Фотеева Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Центр образования «Аксиома» 

г. Каменск-Уральский Свердловской области.

Данный урок предназначен для учащихся 2-го класса. Урок русского языка (с элементами сингапурской методики). Его можно провести на любом уроке русского языка в третьей четверти. Программа «Школа России».

Учебник «Русского языка» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс.

Конспект урока.

Тема: Урок победы! 

Цель: закрепление умения использовать теоретические знания изученных орфограмм на письме, формирование памяти о Победе в Великой Отечественной войне и патриотическое воспитание учащихся, через уроки русского языка.

Задачи: систематизировать знания второклассников о слове, предложении;

— повторить ранее изученный материал по орфографии и грамматике,

— строить урок на основе здоровьесберегающих технологий и элементов сингапурской методики;

— развивать умение работать в паре, в группе;

— развивать речь обучающих, обогащать их словарный запас;

— развивать взаимоконтроль;

— продолжить формировать интерес к изучению русского языка через исторические моменты и словарный аппарат о Великой Отечественной войне.

Метапредметные умения:

Познавательные:

— уметь составлять из слов предложения,

— работать с моделями и схемами;

Регулятивные:

— соотносить учебные действия с учебной задачей.

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— оценивать деятельность других и деятельность работы группы.

Коммуникативные:

— формулировать понятные высказывания, используя термины;

— формировать умения взаимодействия в группе и паре.

Личностные:

— формировать положительное отношение к учебе, к ветеранам, к людям тыла. 

Оборудование: карточки с таблицами для групповой работы, мультимедийное оборудование. Тексты для детей для рассказа о Великой Отечественной войне. Презентация. 

Ход урока.

Этапы урока Действия учителя
Вводная часть Психологический настрой. 

Поздоровайтесь и улыбнитесь своему товарищу «по плечу», а теперь поприветствуйте и улыбнитесь своему товарищу «по лицу»). Садитесь. Запишите в тетради дату.

Тема урока.  Вы узнаете тему урока, если среди набора букв вы прочитаете два слова.

Игра «Найди слова». (слайд)

афжиццзяурокссбелакпобедыоуэх

За работу на уроке вы будете получать не отметки, а цветные звёздочки. 5 – красная, 4 – жёлтая. 3 – зелёная. И в конце посмотрим, какой салют у нас получится.

Актуализация опорных знаний. Из букв составьте слова, используя схему-подсказку (пулемёт, кавалерия, пехота, авиация, орден, моряк, грузовик)

Записывают по очереди на доске. 

Задание: обозначить ударение и разделить слова на слоги для переноса.

Орфографическая минутка (слова написаны на доске). (Слайд) В…йна, пара…, …рдена, зн…мёна, око…  .

1 ученик у доски подбирает проверочные слова и называет орфограмму. Если ученик справился на 5, то дружно благодарим его. 

— Значение каких слов вам известно? Обсудите в группах. Проверьте себя (слайды).

— Составьте устно предложения с этими словами.

Основная часть Работа с деформированными предложениями (каждой группе ребят выдаю карточки со словами). Составленные предложения записывают с комментированием. К каждому предложению, даю задание. 

1 – подчеркнуть звонкие и глухие согласные

2 – подчеркнуть слово, в котором букв больше, чем звуков?

3 – подчеркнуть гласные

4 – над словами написать количество слогов

5 – над словами обозначить части речи

6 – подчеркнуть слово, в котором букв больше, чем звуков

7 — поставить точки под  безударными гласными

После некоторых предложений предлагаю поподробнее рассказать о войне (подготовленный ученик надевает зелёную пилотку и рассказывает). За хороший рассказ получает звёздочку.

1 группа: Бои шли на земле, на воде и в воздухе. Слайд

Подготовленный ученик: Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны.

2 группа: Они с самолётов днём и ночью бомбили наши города (слайд)

3 группа: Немецкие фашисты напали на нашу Родину.

Слайд.

Подготовленный ученик: 

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

4 группа: Осенью 1942 года началось величайшее сражение под Сталинградом. Слайд.

Подготовленный ученик: Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.)

Физминутка Все ходят по классу, учитель говорит вопрос и дети, ответив на него про себя, изображают салют, взявшись за руки, по столько человек, какой ответ будет на вопрос). 

— Сколько лет длилась война? (салют по 4 человека)

— Какого числа празднуют День победы? (по 9 человек)

— Сколько слогов в слове «победа»? (по 3 человека)

— На какой слог падает ударение в слове «народная»? (по 2 человека)

 — Спасибо, присаживайтесь, вы молодцы и все победители.

5 группа: Героизм и храбрость проявили наши люди. Слайд.

Подготовленный ученик: Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

6 группа: В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Слайд

Подготовленный ученик: Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. 

7 группа: Подвиг людей будет вечно жить в памяти народа. Слайд.

Подготовленный ученик: Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках

— Молодцы, ребята. Спасибо, вам за подготовку.

Клок баддис- «друзья по часам (времени)» — структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. А сейчас давайте поиграем и «сходим на свидание». Получите карточки с заданиями. Встретьтесь с товарищем на 12 часов.  Найдите и объяснить грамматическую основу предложения. Начинает тот, кто ниже ростом. У всех одинаковые карточки. Слайд.

  1. В День Победы люди привязывают георгиевскую ленточку. 
  2. Смелость города берёт.

— Подчеркните в карточках грамматическую основу предложений.

Слово учителя. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.

В канун празднования Дня Победы люди надевают себе на одежду или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам. Георгиевская ленточка-биколор (двухцветная) цвета ленты чёрный и жёлто-оранжевый. Цвета ленты означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Георгиевские ленточки, которые раздают волонтеры на улицах российских городов символизируют общую память о великой Победе, память, объединяющую самые разные поколения и слои российского общества. Война, которую мы называем Великой Отечественной, имеет ещё одно название — Вторая мировая, поскольку в ней участвовало много стран. Эта война, которая унесла десятки миллионов жизней, была одной из самых страшных в современной истории человечества.

Дополнительное задание Если останется время, то можно из слова «победители» составить слова или подобрать однокоренные слова.
Итог урока

Рефлексия

— Какие темы русского языка мы повторили на Уроке Победы?

— А теперь давайте приклеим на доску ваши звёздочки, чтобы получился салют! Слайд

Домашнее задание Напишите поздравление для ветерана.
Литература: Победа будет за нами! Автор: С. П. Алексеев https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/detjam-o-velikoi-otechestvenoi-voine.html