Дорожный чемоданчик игр.

Автор: Фролова Наталия Богдановна

педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга

Дорожный чемоданчик игр.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка Сборник игр для детей и родителей «Дорожный чемоданчик игр»

Разработчик:

 Фролова Наталия Богдановна

педагог-психолог

2021 г.

Пояснительная записка

Отношения ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной системы ценностей, национальной и общественной культуры. Ребенок перенимает опыт через слова, поведение родителей, старается подражать им. 

В современном мире родителям иногда бывает сложно выделить время на занятие с ребенком. Но всегда можно весело и с пользой для развития провести время, по дороге, например, в магазин или детский сад. К тому же многие из этих игр знакомы родителям с детства.

Весёлые игры тренируют у детей способность различать звуки и соотносить их с буквами, развивают пространственные представления, знакомят с геометрическими фигурами, развивают мышление, тренируют умение представлять предметы с разных сторон, способствуют развитию творческих способностей. 

Игры, представленные в данном сборнике, универсальны:  будут интересны как детям дошкольного возраста, так и школьникам. Для взрослых эти игр также будут увлекательны. Таким образом, происходит естественное взаимодействие детей и родителей, укрепление детско-родительских отношений.

К тому же, игры не требуют специальной подготовки, сложной атрибутики. Достаточно иметь желание, включить фантазию, на всякий случай положить в сумочку блокнот и ручку.

 

В данном варианте представлены примеры игр. Полный сборник можно найти на официальном сайте ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга 

цппмсп-выборгский.рф  


Раздел 1. Игры без использования дополнительных средств, словесные игры.

Игра «Вместо цифры хлопни раз»

Адресат: от 3 лет.

Задачи: развитие произвольного слухового внимания.

Ход игры: Родитель и ребенок по очереди начинают считать: 1,2 …вместо числа 3 хлопает тот, чья очередь произносить число. Так происходит и с цифрами, в которых встречается 3, например, 13, 23, 30, 33, и так далее.

Игра «Нелепица»

Адресат: от 3 лет.

Задачи: развитие произвольного слухового внимания, создание положительного эмоционального фона.

Ход игры: Родитель рассказывает о каком-либо животном или описывает ситуацию, вставляя в рассказ ложные факты. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши или сказать заранее придуманное слово, когда он услышит нелепицу.

Например: Бежал заяц по лесу и вдруг повстречал лисицу. От страха заяц поскакал по веткам деревьев, лисица за ним (хлопок или слово). Видит зайчик – дело плохо. Взмахнул ушами и улетел (хлопок или слово). Лисица не смогла его догнать, ведь лисы не умеют летать. 

Игра «Угадай героя по описанию»

Адресат: от 5 лет.

Задачи: развитие слухового внимания; развитие мыслительных операций (анализа, синтеза); развитие коммуникативных навыков; развитие воображения.

Ход игры: Родитель и ребенок по очереди загадывают персонажа (сказки, мультфильма) или известного человека (для детей от 10 лет). Задача: отгадать персонажа, используя вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».  

Например, загадан Буратино. Вопросы: это сказочный персонаж? (да), этот персонаж мужского пола? (да), это мальчик? (да), это злой персонаж? (нет), у него есть мама? (нет), есть папа? (да), он послушный? (нет), он что-то натворил ? (да), у него длинный нос ?(да) – это Буратино!  

Игра «Ассоциации»

Адресат: от 5 лет.

Задачи: развитие слухового внимания; развитие коммуникативных навыков, активного словаря; развитие воображения.

Ход игры: Родитель называет характеристику предмета (например, желтый, колючий, квадратный, деревянный). Задача ребенка: назвать слово – ассоциацию. Например, желтый – цыпленок, злой – человек, деревянный – стол. Главное условие – не думать, отвечать быстро! Игра поднимает настроение у детей и взрослых. Получаются очень интересные ассоциации. Можно усложнить игру: если играют несколько детей, и ассоциации повторяются, то нужно быстро выдать другую ассоциацию.

Игра «Веселый рассказ»

Адресат: от 7 лет.

Задачи: формирование положительного эмоционального фона; развитие мышления; развитие коммуникативных навыков, активного словаря; развитие воображения и фантазии.

Ход игры: Участники выбирают себе предмет или явление, про который будут говорить (например, дом, хомяк, волна). Затем составляется общий рассказ, при этом каждый участник говорит по одному предложению и о своем предмете. Игра отлично поднимает настроение!

Пример:

Участник 1: На горе стоял дом.

Участник 2: В этом доме жил хомяк.

Участник 3: Хомяк любил выходить вечером к морю и любоваться волной.

Участник 1. Но дом был уже старый, ветхий, бревна проедены термитами.

Участник 2. И хомяк тоже его потихоньку подгрызал.

Участник 3. Однажды накатила большая волна, и утянула за собой в море и дом, и хомяка. 

 

Раздел 2. Игры с использованием дополнительных материально-технических средств.

Игра «Балда»

Адресат: от 8 лет.

Задачи: развитие мышления и скорости мыслительных процессов; развитие активного словаря; развитие памяти. 

Материалы: ручка/карандаш, лист бумаги (лучше в клетку).

Ход игры: На листе бумаги рисуется квадрат 5 на 5 клеток, посередине пишется слово из 5 букв. Рядом рисуется таблица по количеству участников. Участники по очереди формируют новые слова, дописывая 1 букву. На обдумывание отводится 1 минута. Количество букв нового слова – это количество очко, которое записывается в таблицу участника. Если игрок не придумал слова, ему ставят прочерк и право хода переходит к следующему игроку. Игра заканчивается, когда все клетки будут заполнены буквами. Выигрывает тот участник, у которого по итогу большее количество очков. 

Игра «Найди город на карте»

Адресат: от 10 лет.

Задачи: развитие зрительного внимания; развитие слуховой памяти.

Материалы: атлас, карта мира.

Ход игры: Участники по очереди загадывают название города на странице атласа (карты), другой участник (или участники) должен его найти. Чем младше ребенок, тем целесообразнее загадывать названия столиц или больших городов, написанные крупным шрифтом. Игра позволяет скоротать время (в очереди, при дальних поездках) и при этом расширить кругозор ребенка.

 

Игра «Города-реки»

Адресат: от 7 лет.

Задачи: активизация пассивного словаря, развитие кругозора.

Материалы: ручка/карандаш, лист бумаги, линейка.

Ход игры: На листе бумаги необходимо начертить таблицу, подписать графы (страна, город, река, рыба, растение, животное и т.д., последняя колонка – очки). Затем участники по очереди выбирают букву, на которую будут придумывать слова (можно выбрать случайным образом). Как только буква определена, участники начинают вписывать слова, соответствующие графам. Время игры определяется участниками заранее (оптимально на заполнение граф отводить 3 – 5 минут). Затем участники по очереди зачитывают слова в первой графе. Если слова не совпадают, каждый участник ставит себе 10 очков, если совпадают – 5 очков. Если  слово не придумано – 0 очков. Так повторяется для каждой графы. В конце очки подсчитывают и заносят их в графу «очки». Далее, переходят к следующему туру (количество туров определяют участники). В конце игры подсчитывается общее количество очков. Определяется победитель, набравший наибольшее количество очков.   

  Игра «Танчики» 

Адресат: от 6 лет.

Задачи: развитие оптико-пространственных представлений; развитие мелкой моторики.

Материалы: шариковая ручка, двойной лист бумаги.

Ход игры: участникам раздается по двойному листу бумаги. Каждый участник рисует на левом листе 10 танков (они могут быть разные по размеру). Танк может быть нарисован  в любом месте листа. Затем объявляется начало сражения. Участники ходят по очереди. Один игрок берет лист другого игрока, и на правом листе рисует шариковой ручкой большую точку или метку – «бомбу» (главное – посильнее закрасить, чтобы остался отпечаток), рассчитывая подбить танк противника. Затем двойной лист сгибают и надавливают на месте нарисованной, чтобы остался оттиск. Если бомба «подбила» танк (отпечаток слегка коснулся танка), игроку присваивается 10 баллов. Если бомба «убила» танк (отпечаток полностью закрыл или закрыл большую половину танка) – 20 баллов.  В конце игры, когда танки одного из игроков полностью уничтожены, баллы подсчитывают, определяется победитель.   

 

Дорожный чемоданчик игр.
Пролистать наверх