Конспект интегрированной бинарной ОД для детей 5-8 лет с депривацией зрения.

Автор: Фролова Светлана Викторовна

музыкальный руководитель МБОУ СОШ №40 г. Липецка

Конспект интегрированной бинарной ОД для детей 5-8 лет с депривацией зрения.

МБОУ СОШ №40 г. Липецка

Конспект интегрированной бинарной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» на тему: «Путешествие в сказку» для детей подготовительной к школе группы с депривацией зрения

Подготовили:

музыкальный руководитель

Фролова С. В.,

учитель-дефектолог

Титарева Н. С.

октябрь, 2021

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» – раздел «Музыкальная деятельность» и «Познавательное развитие» – раздел «Формирование элементарных математических представлений».

Цель: развитие музыкальных, интеллектуальных и математических способностей детей через сюжетное обыгрывание сказки.

Задачи к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

раздел «Музыкальная деятельность»:

  • создавать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки;
  • способствовать развитию певческих способностей, активизировать артикуляционный аппарат детей с помощью ритмодекламации, способствовать развитию умения легко и красиво выполнять танцевальные движения;
  • создавать условия для активного участия в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи к образовательной области «Познавательная деятельность»

раздел «Формирование элементарных математических представлений»:

  • способствовать развитию логического мышления, внимания, закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать навык самооценки и самоконтроля;
  • формировать навык ориентировки на листе бумаги, уметь анализировать способ расположения частей, составляя силуэт, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Виды детской деятельности: музыкальная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование.

Форма проведения: фронтальная.

Методы и приёмы: наглядный (слуховой, зрительный), словесный (беседа, образный рассказ, напоминание), игровой.

Применяемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, социоигровые, технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ

Участники образовательного процесса: дети, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог. 

Музыкальный материал: фонограммы с записью пьес: П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Лебединое озеро», П. Чайковский «Баба Яга», Э. Григ «Утро», русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени»; 

Раздаточный материал: детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, бубны, бубенцы, нестандартные шумовые инструменты); карандаши, палочки Кюизенера, счётные палочки, наборы игры «Танграм», листы бумаги со схемами изображения гусей.

Предварительная работа: а) вспомнить с детьми русскую народную сказку «Гуси-лебеди»;

б) прослушать пьесы: П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Лебединое озеро», П. Чайковский «Баба Яга», Э. Григ «Утро», русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени»; 

в) закрепить движение «змейка»; 

г) разучить песню «Волшебная страна» муз. Е. Обуховой; 

д) разучить пальчиковую игру «Лодочка»; 

е) познакомить с разминкой «Счёт»;

ж) закрепить ритмический рисунок пьесы «Ах, вы сени» на ДМИ;

з) повторить танец «Весенний хоровод»

 

Длительность: 40 минут

Место реализации: музыкальный зал.

 

 

 

 

 

Содержание ООД

 

Дети под   песню «В мире много сказок» входят в музыкальный зал.  слайд 6

Музыкальный руководитель:  Добрый день, мои друзья!

Вас видеть очень рада я!

Вы в музыкальном зале,

Надеюсь, встречу эту ждали.

 

Музыкальный руководитель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А куда же мы отправимся, нам поможет загадка.

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий, 

Бабка-Ёжка у окна… 

Догадайтесь, кто она?  (сказка)      слайд 7

 

Музыкальный руководитель: Молодцы. Я приглашаю вас отправиться в сказку. Вы готовы?            Ответы детей.         

Учитель-дефектолог: А для того, чтобы попасть в сказку, нужно быть внимательными, сосредоточенными и находчивыми. И поэтому нам необходима разминка.

 

Разминка «Счёт»

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать,

ну и дальше продолжать!

Шесть –  пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

Ну, а 8 потянись,

Скажем 9 – покружись.

Ну, а 10 – поклонись!                                                 Дети выполняют движения по тексту.

 

Музыкальный руководитель: Наша разминка закончилась, а теперь пора отправляться.   слайд 8

 

Выполняются музыкально-ритмические упражнения:

«Змейка» р. н. м.

– совершенствовать движения «змейка»

Хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м.

– учить перестраиваться в различные танцевальные фигуры.

 

Музыкальный руководитель: Скажите, а как можно попасть в сказку?

Дети отвечают на вопрос: (с помощью волшебной палочки, повернуться вокруг себя, сказать волшебные слова).

Музыкальный руководитель: А волшебные слова есть в нашей песне!

 

Исполняется песня «Волшебная страна» муз. Е. Обуховой

Звучит музыка «В гостях у сказки».

 

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами у ворот сказки, какая музыка нас встречает?   слайд 9        Ответы детей.        Дети располагаются перед экраном.

 

Музыкальный руководитель: Посмотрите на экран, и ответьте, в какую сказку мы попали.

Демонстрируется коллаж из фрагментов русской народной сказки «Гуси-лебеди»      слайд 10

 

Учитель-дефектолог: Знакома вам эта сказка? Как она называется?

Дети:  «Гуси – лебеди».

Учитель-дефектолог: Помните, как зовут героев сказки?

Дети: Маша  и Ваня.

Учитель-дефектолог: Они попали в беду, и просят вашей помощи. Поможем им преодолеть трудности?  Трудности необычные, все с заданиями.

 

Музыкальный руководитель: Маша играла с подружками…     слайд 11

П.И. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Лебединое озеро» 

– определить музыку по характеру;

– определить жанр музыки.

 

Музыкальный руководитель:  и не заметила, как Гуси-лебеди унесли братца Ваню.  Побежала Маша вызволять братца из беды.         слайд 12

Дети лёгким бегом на носочках бегут друг за другом по кругу и «змейкой», останавливаются перед экраном.

Бежит и видит: стоит печь. 

Демонстрируется слайд с изображением «Печки»   слайд 13 

Спрашивает Маша у печки: «Куда Гуси-лебеди полетели?» А печка ей и говорит:

 «Скажу, если ты мне поможешь. Помоги разложить печенье так, чтобы рядом одинаковое печенье не повторялось».

Учитель-дефектолог: Поможем печке?.. Итак, слушайте первое задание:

Отгадайте математические загадки, чтобы узнать какой формы печенье нам нужно выложить.

Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Со стола скачусь я вдруг.

А зовусь я просто… (круг).

Посчитай и посмотри:

У него три стороны.

Три вершины, три угла,

Как зовут его, друзья? (треугольник)

Он давно знакомый мой

Он весь ровный и прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… (квадрат).

Если все углы прямые,

И всего угла четыре,

Ну а по две стороны

Противоположны и равны.

Этот четырехугольник,

Назовем…. (прямоугольник).

Я – похож на яйцо,

И как просто буква О.

Я почти как круг – малец,

Я – такой, как огурец.  (Овал)

 

Учитель-дефектолог: Какие вы внимательные! Все загадки отгадали правильно. Положите печенье в ряд так, чтобы рядом лежащие печенья не повторялись.

 

Дети садятся за столы и выполняют задание.

 

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, с заданием справились правильно и помогли Маше. Пошла она дальше.     слайд 14 

 

Дети идут друг за другом на пяточках, на внешней стороне стопы, маршевым шагом, останавливаются перед экраном.

 

Встречается ей на дороге яблонька. 

Демонстрируется слайд с изображением «Яблоньки»      слайд 15 

Обращается Маша к яблоньке с тем же вопросом: «Куда Гуси-лебеди полетели?»  А яблонька ей и отвечает: «Скажу, если ты меня развеселишь. Скучно мне здесь одной стоять».

Музыкальный руководитель: Давайте поможем Машеньке? Послушайте две мелодии и выберите, какая из этих развеселит яблоньку.

 

Русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени».

Э. Григ «Утро»

 

Какую мелодию мы с вами сыграем на музыкальных инструментах и развеселим яблоньку? 

Дети выбирают мелодию и детские музыкальные инструменты.  

 

Оркестр

 

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята развеселили яблоньку, яблонька показала дорогу Машеньке. Бежит Машенька и видит речку – кисельные берега, глубокую, да широкую.               слайд 16

Демонстрируется слайд с изображением «Речки». 

 

Учитель-дефектолог: А как перебраться через неё на другой берег Маша не знает. А вы дети, как думаете, чем можно Маше помочь?     Ответы детей.

(Варианты фантазии по ТРИЗУ: перебраться через речку на лодке, на плоту, построить мост, перелететь).

 

Пальчиковая игра «Лодочка» (в комплексе со зрительной гимнастикой)

 

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками, 

проследить взглядом

Две ладошки, друзья, –          
Это лодочка моя.
посмотреть перед собой
Паруса подниму, поднять выпрямленные ладони вверх, посмотреть вверх
Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

имитировать движения волн и рыбок, прослеживать взглядом слева направо. 

 

Музыкальный руководитель: Молодцы! справились и с этим заданием. Перебралась Маша на другой берег и видит, стоит избушка.       слайд 17

 

Демонстрируется слайд «Избушка». Звучит пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского.

 

Музыкальный руководитель: А кто же в ней живет?  Ответы.  Правильно отгадали, конечно, это Баба Яга. А как вы думаете, Баба Яга рада тому, что пришли к её избушке? Почему вы так думаете, какая музыка помогла вам это узнать?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Увидела Баба – Яга Машу и говорит:

«За братцем пришла, а я тебе его просто так не отдам, пока ты мне трижды не услужишь. Первое задание будет такое: есть у меня клумба, хочу посадить на ней разные цветы. Да такие, каких во всём свете не сыскать. Чтоб каждый цветок пел мне песни по-разному».

 

Музыкально-дидактическая игра «На чём играю».

Дети на мольберте выкладывают разные фигуры-«цветы на клумбе», затем Баба-Яга спрашивает, как звучит цветок, ребёнок за ширмой выбирает муз. инструмент и играет, дети угадывают, используя каточки с музыкальными инструментами.

 

Музыкальный руководитель: Как быстро и точно вы выполнили задание Бабы-Яги! Слушаем, какое будет второе задание.

«Избушка у меня сломалась, все кудахчет и кудахчет, даже не поворачивается. Нужно её отремонтировать».

 

Учитель-дефектолог: Ребята, как мы можем помочь Бабе-Яге? Ответы

 

Развивающая игра «Избушки».

Дети из  наборов игр «Танграм»,  используя палочки Кюизенера и счётные палочки  выкладывают на столе избушки.

 

Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята, справились с заданием, у всех получились интересные избушки. Слушаем третье задание.   Слайд 18

«Третье задание такое: Спрятались куда – то Гуси – лебеди. Не могу   их дозваться. Помогите-ка мне их отыскать».

Учитель-дефектолог: Ребята, у меня есть вот такие карточки, но я никаких гусей не вижу. Здесь изображены только ноты. Что же с ними делать? Давайте попробуем соединить ноты и посмотрим, что из этого получится.

 

Дети на листах соединяют ноты, получается контур гуся.

 

Учитель-дефектолог: Молодцы дети, всех гусей отыскали, помогли Бабе – Яге. А как вы думаете, мы помогли Маше?    Ответы детей.    Баба-Яга хочет нам ещё что-то сказать… 

«Так и быть, отдам вам Машу и Ваню».   

 

Зрительная гимнастика «Волшебные облака»

 

Облака, облака,

Кучерявые бока.

Лёгкие, воздушные,

Ветерку послушные.   

 

Музыкальный руководитель: Бабе-Яге очень понравились ваши выполненные задания, и она отпустила Машу Ваню домой. А чтобы они быстрей вернулись, приказала, чтобы гуси-лебеди доставили их домой как можно быстрее.

 

Демонстрируется слайд с изображением Маши и Вани.    Слайд 19

 

Музыкальный руководитель: – В сказке всегда добро побеждает зло. И на этой радостной минуте наше путешествие заканчивается. А нам пора возвращаться в детский сад.  

 

Исполняется «Весенний хоровод»      слайд 20

 

(Рефлексия)

 

Учитель-дефектолог: Как хорошо, что вы, ребята, справились со всеми заданиями, и помогли Маше и Ване вернуться домой. Скажите, какое задание вам понравились больше всего?               Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Наша встреча подошла к концу, в память о нашем путешествии мне хочется подарить вам вот такого Ваню с балалайкой. Вы придёте в группу и раскрасите его так, каким вы его увидели в сказке.  А я с удовольствием буду ждать ещё нашей встречи.

 

Дети под песню «В мире много сказок» выходят из зала.

Конспект интегрированной бинарной ОД для детей 5-8 лет с депривацией зрения.
Пролистать наверх