Деловая игра для родителей «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

автор: Халипаева Регина Мурзалиевна

Педагог-психолог Норильск МБДОУ “ДС №46 “Надежда”

Деловая игра для родителей «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

 

Деловая игра для родителей «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

 

Участники: родители детей подготовительной группы. 

Продолжительность: 1–1,5 часа. 

Цель и задачи игры:

  • развить компетентность родителей в вопросах готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни; 
  • создать условия, чтобы включить родителей в процесс подготовки ребенка к школе;
  • помочь осознать специфику возраста и соотнести требования школы с психологическим портретом ребенка; 
  • сформировать у родителей позицию сотрудничества со своим ребенком и со школой;

познакомить с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.

Ожидаемые результаты: родители лучше понимают своего ребенка и взаимоотношения с ним в период подготовки к школе; они становятся менее тревожными, приобретают навык свободного, доверительного общения с ребенком; совершенствуют свою компетентность в вопросах готовности детей к обучению в школе. 

Ход игры

Попросите родителей разделиться на три группы или распределите их сами с помощью любого игрового задания. 

  1. Упражнение «Возвращение в детство»

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, колокольчик. 

Педагог-психолог: Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать и изобретать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования. Сегодня в такую игру поиграем и мы с вами. 

Ни для кого не секрет, что первый школьный звонок запоминается детям надолго. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру, которая нам поможет с вами познакомиться. 

Напишите на листочках бумаги крупными буквами имя, которым вас называли в детстве. Теперь по очереди прозвоните в колокольчик, назовите себя и передайте ход следующему участнику. 

  1. Мозговой штурм «Цели начального образования»

Педагог-психолог: У каждой команды на столе лежит список основных целей начального образования. Пожалуйста, отметьте 2–3 наиболее важные, с вашей точки зрения. Учтите – задачи могут быть необходимыми, взаимодополняющими и взаимоисключающими. (После того как команды выполнят задание, проведите обсуждение.

Материал к упражнению. Цели начального образования

1) Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка. 

2) Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать.

3) Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов. 

4) Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.

5) Развивать интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение. 

6) Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность. 

7) Воспитать в ребенке человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах. 

8) Снабдить ребенка навыками, которые необходимы в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело. 

9) Другое…

  1. Игра «Дерево»

Материалы: рисунок дерева на листе ватмана (на каждую группу), набор листочков с показателями готовности (на каждую группу). 

Педагог-психолог: Подготовку ребенка к школе можно сравнить с деревом, его ростом. У каждой группы на столе лежат листочки, на которых написаны показатели готовности к школе. Ваша задача – разместить эти компоненты на дереве. Подумайте, что будет в основе, что составит ствол и крону. Свой выбор аргументируйте. 

Показатели готовности:

  • ответственность;
  • умение читать, считать, писать;
  • умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • самостоятельность;
  • настойчивость;
  • состояние здоровья;
  • умение логически мыслить;
  • умение организовать рабочее место;
  • развитые речь и память.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место).

  1. Теоретическая часть «Психологическая готовность к школе. Что это такое?» (тезисы)

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: интеллектуальную, мотивационную, волевую и коммуникативную готовность. 

Интеллектуальная готовность – у ребенка развиты внимание, память, сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, он умеет устанавливать связи между явлениями и событиями. 

Ребенок знает:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о месте их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Мотивационная готовность – ребенок принимает новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям надо: 

  • объяснить, зачем дети ходят учиться – чтобы получать знания, которые необходимы каждому человеку; 
  • дать ребенку позитивную информацию о школе, ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу. 

Волевая готовность – ребенок ставит перед собой цель, принимает решение о начале деятельности, намечает план действий, выполняет его, проявляет определенные усилия, оценивает результат своей деятельности, а также умеет длительно выполнять не очень привлекательную работу. 

Коммуникативная готовность – ребенок умеет подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, которые установлены в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. 

  1. Упражнение «Анализируем ситуации»

Каждой группе раздайте карточки с ситуациями, которые описывают один из компонентов школьной готовности. Задача участников – провести анализ ситуации, предложить вариант развития компонента. 

Материал к упражнению. Карточки с ситуациями

Ситуация 1. Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо «золотой» ребенок, не то что другие». 

Ситуация 2. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу. 

Ситуация 3. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью. Но с первых дней учебы стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. 

Ситуация 4. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко». 

  1. Беседа «Мотивационная готовность, или что стоит за желанием учиться

Предложите родителям обсудить, в чем разница между «хочу пойти в школу» и «хочу учиться». В ходе рассуждений подведите их к выводу: если ребенок идет в школу ради нового ранца или модного школьного костюма или говорит «в школе не надо спать», «там будут мои друзья из детского сада» и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны учения. Основная задача – получить знания. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться. Отношение к школе формируется еще до того, как ребенок станет школьником. Если родители придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят, что хотят видеть ребенка в будущем успешным и умным, хотят гордиться его успехами — все это будет способствовать формированию у ребенка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем пришел в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для него значимой и важной. Необходимо формировать адекватное представление о школе. Например, сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!». Не стоит говорить неопределенно-пугающее: «Вот придешь в школу – тогда и узнаешь…». 

  1. Опыт с шаром

Оборудование: любая прямоугольная плоскость (лист картона, пластика, оргстекла), шар (или мяч). 

Попросите участников ответить на вопрос «Как можно формировать желание учиться?».

Вызовите желающего. Плоскость поставьте «с наклоном». Попросите участника переместить по ней шар вверх, после чего ответить на вопрос «Что способствовало перемещению шара вверх?». (Приложенные участником усилия.) 

Затем предложите отпустить шар. (Скатился сразу вниз.) 

Комментарий для родителей: Чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнет движение в обратную сторону. Шар – это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Поэтому развитие и обучение ребенка должны быть стабильными и постоянными. Если сделать перерыв, то наверстать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. И если мы не движемся вперед, то неизбежно станем двигаться назад. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперед? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем ситуации. 

  1. Анализ ситуаций «Как родители готовят ребенка к самостоятельной жизни»

Материал: две фотографии – на одной мама кормит ребенка с ложечки, на второй – ребенок весь чумазый сам ест, мама наблюдает со стороны; карточки с ситуациями. 

Покажите участникам поочередно две фотографии и попросите их ответить на вопрос «В чем разница между фотографиями?». 

Педагог-психолог: Всем вам хорошо знакома эта ситуация. (Покажите фотографию, где мама кормит ребенка.) Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести ее ко рту малыша, которому останется только проглотить пищу. При таком способе кормления и время экономишь, и нет риска, что все вокруг будет в каше. 

(Покажите вторую фотографию.) Здесь ребенок ест сам, перепачкал себя кашей. Мама находится рядом, присматривает за ним. Конечно, в этом случае и времени уходит больше, и хлопот тоже прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату — ребенок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, а второй — приобрел неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребенок ел, второй — учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие, как набрать в ложку каши, а потом поднести ее ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот — серьезный труд! 

Взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее. Сами застегивают пуговицы, завязывают шнурки, заправляют постель, собирают игрушки за детьми. А через несколько лет удивляются тому, почему ребенок несамостоятельный, безответственный, безынициативный. А все просто — он привык к тому, что за него все делают и все решают. 

Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель
С.Я. Маршак писал: 

                                           Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
                                           Его прозвали «маленький философ».
                                           Но только он подрос,
                                           Как начали ему
                                           Преподносить ответы без вопросов.
                                           С тех пор он больше никому
                                           Не досаждал вопросом «Почему?». 

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесет ожидаемого результата. Познавательный интерес ребенка постепенно угаснет. В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать все за них. 

Предлагаю сейчас обсудить ситуации, которые демонстрируют, как родители готовят детей к самостоятельной жизни. 

  1. Беседа о школьной дезадаптации и стратегии поддержки

Вопросы участникам:

  • Что произойдет, если ребенок в момент поступления в школу не будет психологически к ней готов? (Возникнет школьная дезадаптация.) 
  • Что такое дезадаптация? Как она проявляется?

Педагог-психолог: Чтобы избежать школьной дезадаптации, необходима стратегия поведения, которая поможет создать атмосферу взаимного доверия, сформировать у ребенка уважение к себе. Эта стратегия называется «стратегией поддержки». 

Психологический смысл поддержки ребенка: общаясь с ним, вы должны дать ему понять, что видите позитивные стороны его личности. Укажите ему на них и скажите, что он может опереться на них при ошибках и неудачах. Эта стратегия еще означает, что ребенка надо любить не за то, что он красивый, умный — то есть при условии наличия у него чего-то. Его надо любить без всяких условий, просто за то, что он есть. В своем отношении к ребенку вы должны проявить принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. 

Также важно создать дома теплую эмоциональную атмосферу. Ее главные условия – дружелюбный тон общения, взаимопонимание, совместные дела и увлечения, досуг, творчество. 

Материал к упражнению. Карточки с ситуациями

Ситуация 1. Мама Светы с вечера собирает пакет в бассейн. Света спрашивает у мамы: 

– А ты мне шапочку купальную положила? А мыло? А мочалку?

– Да, – ответила мама.

В бассейне Света достала из пакета вещи, а полотенца не оказалось. Воспитатель спросила у Светы: 

– А где полотенце?

– Мама забыла положить, – ответила Света.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте Светиной мамы в данной ситуации? 

Ситуация 2. Мама посмотрела выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружила в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше?». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге разговор закончился криками и истерикой дочери. 

Вопрос: Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью? 

Ситуация 3. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот увидел, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец. 

Вопрос: Ваша оценка действий отца? Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка. 

Ситуация 4. Отец возвратился с работы и увидел, что все его инструменты лежат в коридоре на полу, где семилетний Боря до того мастерил лодочку с парусом. Отец рассердился. Он нашел Борю во дворе и приказал ему идти домой. По отцовскому тону Боря понял, что ему грозят неприятности, и подошел нерешительно. 

— Я бы хотел знать, в чем дело? — спросил отец, указывая на инструменты. Боря молчал. — Сколько раз я тебе говорил, что, закончив работу, инструменты надо убирать на место! 

Боря стоял молча, съежившись, опустив голову.

— Ты будешь отвечать?

— Не знаю, папа.

— Ладно. Придется тебя выпороть. Может быть, в следующий раз ты не забудешь убрать мои инструменты на место. 

Он повернул Борю к себе спиной и отшлепал его. Всхлипывая, мальчик собрал инструменты, отнес их на место. 

Вопрос: Выскажите свою точку зрения: согласны ли вы с теми методами, которые использует отец, чтобы приучить сына соблюдать порядок. Какие бы вы дали советы отцу? 

  1. Упражнение «Ребенок получил двойку. Что делать»

Предложите участникам найти и продемонстрировать способы поведения в ситуации: «Ваш ребенок получил двойку». Для этого каждая группа выбирает участников, которые исполняют роли родителей и ребенка, и разыгрывает ситуацию. 

Комментарий для родителей. Что можно сделать, как поступить, если ребенок принес двойку. Например, найти в этой ситуации плюсы и минусы для себя и ребенка. Примером может быть серия из «Ералаша», где полученной двойкой восхищаются все родственники и решают написать дяде на лесоповал, что «смена растет». На что мальчик отвечает: «Ну, уж нет». И садится за учебники. Так родители применили творческий подход. Другой пример: ребенок хорошо учится, но принес двойку. Он очень расстроился, ожидает маминой реакции. В этом случае мама неожиданно может угостить его чем-то вкусным, а когда ребенок успокоится, – спросить: «Что ты намерен (а) предпринять?». Мама применила стратегию сотрудничества. 

  1. Рефлексия

Вопросы участникам:

  • Что нового вы узнали на нашей встрече?
  • Можете сейчас ответить, какие ошибки вы уже допустили при подготовке к школе? Теперь знаете, как их устранить? 
  • Какие чувства сейчас испытываете, когда думаете о том, что ребенок пойдет в школу?

Педагог-психолог: Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы будем передавать друг другу звонок. Участник, к которому он попадет, должен сказать своему соседу: «Я желаю вам, чтобы ваш ребенок пошел в школу… (например, самостоятельным)». 

 

Деловая игра для родителей «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»
Пролистать наверх