автор: Халипаева Регина Мурзалиевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №46 Надежда»

Конспект ООД по финансовой грамотности. Тема: «Путешествие со сказочными героями»

Конспект ООД по финансовой грамотности.

Тема: «Путешествие со сказочными героями»

(для детей старшей группы)

 

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.

Задачи:

Образовательные

— формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)

— развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

— выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

-развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

Развивающие:

Развивать экономическое мышление и математические способности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Материалы: деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «ширма-трансформер.

Мультимедийные средства обучения: ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.

Ожидаемые результаты: в результате использованного материала, дети узнают, что деньги нужно хранить в банке, также познакомятся с банковской картой. Смогут составлять бюджет исходя из полученных средств, а также совершать покупки.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, давайте с вами встанем в круг и проведём эстафету дружбы. Для этого нужно взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Я начну: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет сегодня целый день». Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказкам.

Воспитатель:  Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?

Дети: С помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.

Воспитатель: Вот на ковре — самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие по сказкам. Лететь на ковре-самолете сможет тот, кто отгадает загадки:

1 Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).

2 Как не берегутся, а растрясутся (деньги).

3 На товаре быть должна обязательно … (цена).

4 За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт … (кассир).

5 Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы).

(Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь)

Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет: 

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

Дети: Муха-цокотуха

Воспитатель: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»… А что такое деньги?

Дети: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.

Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».

Воспитатель: Что сделала муха?

Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».

А потом она пригласила всех на чаепитие.

Воспитатель: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?

Муха приготовила вам несколько заданий:

1.Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины.

Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.

Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Дети: Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.

Воспитатель: Правильно, ребята, слушайте следующее задание.

У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки — ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар?

Дети: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываем глазки. 

Воспитатель: Ой, посмотрите здесь, Аленушка плачет, что случилось с тобой?

Аленушка: Мне батюшка и матушка сказали купить подарки, а как это сделать, я не знаю?

Дети: Нам нужны деньги.

Воспитатель: А мы, кажется, знаем, как помочь тебе нам нужно вспомнить сказки, где говорится про деньги.

Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Воспитатель: Может, мы найдем картинки с этими сказками. На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.

Дети: (возможные ответы) Муха-цокотуха, Золотой ключик, Кот в сапогах, «Лисичка со скалочкой», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино»,Золотая Антилопа.

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов.

Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. 

Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Что можно купить?» Дети встают в круг, воспитатель по очереди кидает мяч детям и говорит слова: «Дом, банан, здоровье, холодильник, улица, пирожное, воздух, машина, солнце, арбуз, хорошую погоду и т.д.» (дети ловят мяч, и отвечаю можно купить или нет и отвечают почему).

Аленушка: Спасибо, я теперь знаю, мне нужны деньги. Пойду, спрошу у родителей. 

Воспитатель: Нам пора отправляться в другую сказку. Появляется Буратино в руках у него сумка.

Воспитатель: Буратино, куда ты торопишься и что у тебя в сумке.

Буратино: Я тороплюсь в страну «Поле чудес», мне нужно там закапать свои денежки, чтоб выросло денежное дерево. И я тогда смогу купить себе много сладостей.

Воспитатель: Ой, дети бывает ли такое дерево, можно ли сажать его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Может, мы расскажем Буратино, где хранятся деньги и приносят прибыль.

Дети: В банке.

Буратино: А в какой такой банке стеклянной или пластмассовой?

Воспитатель: Буратино, ты совсем не правильно говоришь. Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.

Воспитатель: Вот теперь Буратино ты знаешь, где хранятся деньги. А лучше всего иметь при себе банковскую карту.

Буратино: А что такое банковская карта.

Воспитатель: Банковская карта, на ней хранятся деньги и ею можно расплачиваться за покупки и услуги. Дети, а у ваших родителей есть она и зачем им нужна (ответы детей).

Воспитатель отдает Буратино банковскую карту и Буратино прощается со всеми.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель:  Я, кажется, что-то слышу… Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду»

Воспитатель: Кто это?

Дети: Кот Матроскин.

Воспитатель: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить — это хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать

Что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Сегодня густо, а завтра — пусто.

Считай деньги в своем кармане!

Цыплят по осени считают.

Лиса и во сне кур считает.

Запасливый лучше богатого.

Подрасту — свое наживу.

Деньги счет любят — Без счета и денег нет.

Без копейки рубля не бывает — Копейка рубль бережет.

Из копеек рубли вырастают.

Не деньги богатство — бережливость да разум.

Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

Воспитатель: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться. Ну, а мы продолжаем. Итак, кто помнит, а что отправились искать герои мультфильма «Трое из Простоквашино»?

Дети: Клад. (Пластический этюд)

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

Воспитатель: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?(ответы детей).

(Использование спортивного инвентаря)

Дети находят сундучок с «золотыми» монетками

Воспитатель: Ой, ребята, что это? Разлилась река и преградила нам путь к ковру- самолету. Для того, чтобы пройти через реку, поиграем в игру «Упрямый Антошка».

Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова-наоборот. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начнем:

Покупатель — продавец

Покупка — продажа

Трудолюбивый — ленивый

Много — мало

Дорого — дешево

Богатый — бедный

Доход — расход

Тратить — копить

Высокие (цены) — низкие (цены)

Наличные — безналичные

Воспитатель: Молодцы, дорога свободна, теперь можно пройти к нашему ковру-самолету. Закрываем глазки, летим. Следующая остановка «Строймастер». Дети, а вы помните сказку С. Михалкова «Три поросенка»?

— Зачем поросята строили себе дом?

— Что использовал каждый из поросят в качестве строительного материала?

— Что общего у героев сказки? Что им всем было нужно?

— Значит, у всех была потребность в жилье.

— Какие строительные материалы использовали герои сказки?

— Какой материал дороже? Крепче и надежнее?

Воспитатель: Дети, все эти материалы, (используемые) можно назвать одним словом — Ресурсы. Повторите.

— Чтобы дом удобным был, что надо учесть?

Дети: У дома должен быть красивый вид; он должен иметь крышу, окна, двери; необходимо выбрать прочный материал.

Воспитатель: А какой это материал?

Дети: Шифер, кирпичи, блоки, песок, цемент, щебень, краски, оконные рамы, клей, обои, двери.

Воспитатель:

Давайте мы поиграем в магазин «Строймастер» и купим строительный материал для постройки прочного, надежного и удобного дома.

(Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Строитель» с помощью ширмы-трансформера,

Рационально разграничивающей пространство для игровой деятельности)

Воспитатель: Какой красивый и прочный дом у вас получился, молодцы! Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки.…И вот мы с вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.

Рефлексия:

-Где мы с вами сегодня побывали? 

-Какие герои сказок повстречались нам на пути?

-Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?

-Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?

 

 

                                                                                                       Подготовила Халипаева Р.М.