автор: Халипаева Регина Мурзалиевна
педагог-психолог МБДОУ “ДС №46 “Надежда” г. Норильск
Круглый стол «К школе готов!»
Круглый стол «К школе готов!»
Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит,
быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Цель: совместное обсуждение результатов диагностики и разработка мероприятий по оказанию психологической и педагогической поддержки детям с низким уровнем психического развития.
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
- Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.
Участники: Педагог-психолог, воспитатели подготовительных к школе групп.
План:
Педагог-психолог. Поступление в школу – это серьёзный этап в жизни ребёнка. К нему готовятся все: ребёнок, родители, педагоги детского сада и школы.
Давайте разобьемся на две группы и постараемся сформулировать понятие «готовность ребенка к школе»
Работа в группах. Время работы 2 мин.
Итак, готовность к школе – это…..
Готовность ребёнка к школе – определённый уровень психического развития человека.Этосовокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребёнку для успешного усвоения им школьной программы. Это одна из важных составляющих, которая помогает адаптации ребёнка к школе и включает в себя несколько компонентов:
- Физическая готовность;
- Интеллектуальная готовность;
- Эмоционально-волевая готовность;
- Социально – психологическая (или личностная) готовность.
Работа в группах. Время работы 5 мин.
Сформулируйте определение каждого из компонентов.
Физическая готовность – это состояние здоровья. Чем здоровее ребенок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться. Ребёнку предстоит период адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость. Это всё внешние проявления физического и нервного напряжения, которые со временем проходят. Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе.
Социально-психологическая готовность представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, в своей структуре предполагает три спектра: личностная, психологическая и социальная готовность. Социально – психологическая готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Чтобы успешно учиться в школе, ребёнок должен уметь строить отношения со взрослыми и сверстниками. Ребёнок должен уметь легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам, как к партнёрам, уметь подчинять своё поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, подчиняться или руководить.
Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.
Педагог-психолог. Ознакомление с результатами диагностики
Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.
Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. Отмечены трудности организации деятельности – неумение работать по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и исправлять ошибки, низкий уровень действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане образов, трудности зрительно – пространственного восприятия. Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения, имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка в семье и детском саду.
Развитие мелкой моторики и зрительно – моторных координаций отражают зрелость нервно – мышечной регуляции и произвольной регуляции деятельности и являются основной базой для формирования навыков письма и других двигательных действий. До 14% детей имеют низкий уровень развития этих функций. Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению. В период от 5 до 7 лет функциональные системы мозга, обеспечивающие произвольные формы психической деятельности, проходят стадию качественных изменений и индивидуальный разброс в темпах их созревания достаточно высок. Паспортный возраст ребенка на этом этапе развития может не совпадать с биологическим и отличаться на полтора года.
Сегодня отмечается экранная зависимость детей и как следствие возбудимость, переутомление, идет подмена ценностей у детей. Качественно меняется восприятие – неумение удерживать, концентрировать внимание: нет целого образа восприятия, отсюда возникают проблемы в обучении чтению; неумение себя занять. Уровень развития ролевой игры снижен.
Отмечается падение любознательности и воображения как способности планирования действий. Это связано с особенностями функционального развития мозга детей и длительным созреванием регуляторных механизмов.
Нарастает количество детей с эмоциональными проблемами. Несформированность эмоциональной сферы – влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые реакции на критику и оценки, неадекватное поведение. Из расстройств эмоциональной сферы часто встречаются повышенная тревожность, агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.
Упражнение «Мозговой штурм»
Какими методами можно помочь в развитии этих компонентов? У педагогов – практиков есть свои интересные находки в этой работе. С помощью «мозгового штурма» мы постараемся придумать варианты работы по каждому из этих компонентов (зачитываются варианты решений).
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем. Может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки. Хотя возможности 6 –леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам. Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет формировать все компоненты готовности к школе.
Решение ситуаций.
Ситуация: Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Какой компонент готовности не сформирован у Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?
Ситуация: Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?
Ситуация: Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован? Что можно посоветовать родителям?
Ситуация: Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.
Какие качества разовьются у ребенка?
Ситуация: Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: – Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?
Педагог-психолог. Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.