Автор: Хотько Артем Владимирович

Учитель физической культуры/преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ № 35» с УИОП г. Воркута

Баскетбол. Обучение передачам двумя руками от груди.

  1. Хотько Артем Владимирович
  2. Класс:_______ Дата:_______ № урока по п/п:________ № урока в теме:________ № урока по расписанию:____________
  3. Тема урока: Баскетбол. Обучение передачам двумя руками.
  4. Место урока – вводный. 
  5. Цель урока: начать формирование навыков по передаче мяча двумя руками. 
  6. Результаты обучения

6.1. Предметные результаты обучения

  • Первоначальное овладение навыками игры в баскетбол. 
  • Понимание техники работы с мячом на поле.
  • Освоение основных тренировочных упражнений на ловкость. 

6.2. Метапредметные результаты обучения

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  •  Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

6.3. Личностные результаты обучения

  • Личностное самоопределение
  • Готовность оказать помощь одноклассникам (эмпатия)
  1. Тип урока – открытия новых знаний.
  2. Дидактическая структура урока (подразделение урока на этапы в зависимости от решаемых на уроке дидактических задач): Организационное начало урока, мотивация, актуализация знаний, постановка учебной задачи, формирование новых знаний, закрепление, рефлексия, обсуждение домашнего задания. 
  3. План теоретического содержания нового материала: построение игроков на баскетбольном поле, выполнение ряда упражнений на формирование навыка броска. 
  4. Учебно-методический комплекс:

— оборудование: баскетбольные  мячи. 

— Литература для учителя ( в т.ч сайты Интернет): Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2013. – 200 c.

  1. Образовательная педагогическая технология: Технология дифференцированного обучения (выявление сильных и слабых сторон учеников, создание благоприятной атмосферы для усвоения каждым урока). Технология проблемного обучения (повышение мотивации к обучению через проблемный вопрос). Технология игровой деятельности (баскетбол воспринимается не только как спортивная игра, но и как командная деятельность, во время которой необходимо сплотиться и понять свою роль). 
  2. Межпредметные связи: Обществознание (команда, самоопределение, роль). Биология (мышцы, скелет, связки). Русский язык и литература (домашнее задание – эссе). 
  3. Внутрипредметные связи: Вид спорта, быстрота, ловкость, прыжок с места, спортивная игра (термины с 1 по 4 класса). 
Микроструктура урока/задачи Планируемые результаты УМК Деятельность учителя Деятельность учащихся (примерные УУД)
предметные метапредметные
Этап урока 1. Организованное начало урока (3 мин)
  1. Сбор класса, перекличка.
  2. Учитель отмечает, кто и почему отсутствует. 
Знают правила безопасности и поведения в спортивном зале.  Умеют организованно строиться в шеренгу по росту, умеют коммуницировать для достижения этой цели. Слушают учителя, соблюдают дисциплину на уроке.  — Формирует позитивный настрой на урок.

— Контролирует выполнение построения.

— Производит перекличку.

— Отмечает отсутствующих в журнале.

  • Самоконтроль
  • Анализ
  • Синтез  
Этап урока 2. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)
  1. Мотивация к дальнейшему уроку проводится с помощью погружения в проблемный вопрос. Игра в баскетбол будет процессом интеграции в проблему: «Сможем ли мы провести занятие как настоящую тренировку американской сборной по баскетболу?». Урок – как внутренний вызов для каждого из участников, чтобы ощутить себя членом успешной команды единомышленников-спортсменов. 
Знают, что такое спортивная баскетбольная команда, каковы её цели, особенности, функции.  Умеют отвечать на вопросы учителя, строить логические цепочки, отвечать  по поднятой руке.  — Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.  Для этого в начале занятия учителем ставится проблемный вопрос: «Сможем ли мы провести занятие как настоящую тренировку американской сборной по баскетболу?»

— Актуализирует требования к ученику со стороны учебной дисциплины («надо», «могу»).

  • Смыслообразование
  • Оценка
  • Постановка вопросов 
Этап урока 3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (7 мин)
  1. Актуализация имеющихся теоретических знаний о баскетболе. 
  2. Актуализация практических навыков для выполнения элементов игры в баскетбл (разминка).
Знают, что баскетбол – это игра с мячом, имеют представление о размерах мяча и площадки, о количестве игроков и пр. 

Выполняют простейшие физические упражнения. 

Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять.  Учитель проводит быстрый фронтальный опрос о том, что учащиеся уже знают о баскетболе. 

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию – просить повторить упражнения, изученные на предыдущем уроке и в течение прошлых лет. Это упражнения на ведение мяча. Например:

1. Обычное ведение. Перед тренировкой, когда организм еще не разогрет, можно поработать над дриблингом с бегом.

2. Ведение двумя мячами. Это очень полезное упражнение, но для получения максимального эффекта следует чередовать способ ведения: то с одновременным отскоком двух мячей, то с переменным.

3. Ведение мяча задом и боком. Поводить мяч и совершать при этом челночный бег по площадке, либо горизонтальные перемещения.

4. Постоянное ведение мяча. Даже за пределами баскетбольного зала или площадки ведите мяч.

В первую очередь акцентируйте внимание на том, чтобы в процессе ведения всегда держать руку над мячом (а не под ним) и активно работать кистью с использованием подушечек пальцев (а не всей ладони).

Всегда ведите мяч дальней от противника рукой, а второй — в прямом смысле слова — блокируйте его (ее) руку от попыток выбить мяч.

  • Постановка и формулировка проблемы
  • Структутрирование
  • Анализ ответов 
Этап урока 4. Постановка учебной задачи. (7 мин)
  1. Работа с проблемными вопросами
  2. Этап постановки учебной задачи
Знают технику безопасности при выполнений простейших физических упражнений.  Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять. Создает условия для выявления обучающимися места и причины затруднения, постановки цели урока – для этого учитель подводит учащихся к идее о том, что баскетбольная команда обладает набором конкретных тренировок для тренировки броска. Наводящие вопросы:

  1. Как бы вы охарактеризовали успешного баскетболиста?
  2. Какие упражнения могут помочь для тренировки?
  3. Что мы тренируем особенно: ловкость, силу или быстроту? 
  • Целеполагание
  • Саморегуляция
Этап урока 5. Формирование новых знаний. (10 мин)
  1. Деление на команды.
  2. Распределение ролей на площадке.
  3. Объяснение этапов игры. 
  4. Отработка передачи мяча двумя руками. 
Знают технику безопасности при выполнений простейших физических упражнений, обладают знаниями о передаче мяча в рамках игры Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять. Создает условия для построения обучающимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Выполнение следующих упражнений:

Упражнение в кругу, или «Бык на ринге». 

Выполнение: а) пять игроков, образуют круг, шестой располагается в центре круга;

б)  мяч   передается мимо, вокруг или над шестым игроком, в то время как он каждый раз пытается помешать или    перехватить   передачу;

в)  передающий не  имеет права   посылать   мяч   соседу справа или слева, он должен передавать   мяч   через круг партнерам,     стоящим напротив;

г)   если игрок, стоящий в кругу, сумеет перехватить  мяч   или  помешать передаче, передающий меняется с ним местами.

Упражнение в двух колоннах

Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии трех метров;

б)   защитник занимает место между колоннами лицом. К игроку с мячом;

в)    игрок с мячом посылает мяч направляющему другой колонны, обводя передачей защитника;

г)   независимо от того, успешна передача или нет, передающий занимает место защитника. Защитник уходит в конец колонны, а игрок, получивший мяч, пытается обвести   передачей   нового защитника.   Упражнение   продолжается в том же порядке.  

Следуй за лидером. Это упражнение позволяет   совершенствовать   разные виды передач в простом построении. Оно создает тренеру  максимум   удобств для исправления ошибок.

Выполнение: а) все игроки выстраиваются в одну колонну. Первый игрок получает мяч;

б) игрок с мячом выполняет короткое ведение, пово­рачивается и передает мяч очередному игроку, используя передачу крюком, от груди, отскоком от пола или любую другую по своему усмотрению;

в) каждый очередной игрок должен повторить его действия, используя тот же вид передачи;

г) когда первый игрок снова станет направляющим в колонне, он может выбрать другой вид передачи.

Передачи в квадрате

Выполнение: а) Игроки делятся на четыре группы и располагаются в каждом из углов на  половине площадки лицом к линии штрафного броска;

б) направляющий первой колонны начинает упражнение, выполняя длинную передачу первому игроку второй колонны;

в) игрок, получивший мяч, немедленно возвращает его первому игроку, который быстро выходит к мячу;

г) как только первый игрок получит мяч обратно, он делает короткую остановку и быстро передает мяч направляющему второй колонны, выполняющему прорыв в на­правлении третьей колонны;

д) направляющий второй колонны и первый игрок третьей колонны выполняют ту же процедуру. Затем вза­имодействие повторяют игроки третьей и четвертой колонн. После того как игроки освоят упражнение, можно вве­сти второй мяч. Некоторые команды могут успешно выпол­нять это упражнение с четырьмя мячами.

Передачи из рук в руки на высокой скорости.

Выполнение: а) команда делится на несколько групп, в каждой из которых может быть по три человека;

б)   направляющие в каждой колонне выполняют пере­дачу первому игроку противоположной колонны и быстро выходят вперед, останавливаясь на полпути между колон­нами. Игрок, получивший мяч, передает его обратно вы­шедшему партнеру и быстро проходит мимо него для полу­чения мяча из рук в руки. Игрок, получивший мяч из рук в руки, немедленно передает его второму игроку первой колонны;

в)   игроки меняются колоннами после каждого взаимодействия.

При желании можно увеличить скорость выполнения упражнения, расположив шесть колонн попарно на расстоянии трех метров и лицом друг к другу в паре.

  • Совместное целеполагание
  • Самоконтроль
  • Контроль за другими
  • Оценка
  • Анализ
  • Самоопределение 
Этап урока 6. Закрепление (10 минут)
  1. Пробная целиковая и полноэтапная игра в баскетбол на площадке . 
Знают, как располагаются игроки на баскетбольной площадке, знают их функции и обязанности.  Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять. В качестве закрепления учитель проводит пробную игру, в ходе которой медленно и постепенно учащиеся отрабатывают свои роли на площадке, тренируя броски. 
  • Структурирование знаний
  • Совместное целеполагание
  • Самоконтроль
  • Контроль за другими
  • Оценка
  • Анализ
  • Самоопределение
Этап урока 7. Рефлексия. (2 мин)
  1. Проанализировать успехи и достижения.
  2. Заметить, что не получилось и над чем стоит поработать.
  3. Рассказать, что особенно понравилось, а что было сложно, неинтересно делать. 
Знают о своих сильных сторонах в организации игры в баскетбол, представляют себе все этапы организации игры.  Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять.

Умеют анализировать и рефлексировать над своими успехами.

Учитель задаёт вопросы об эффективности проведения урока. 

Должны быть решены проблемные вопросы: «У нас получилось стать настоящей командой за один урок?»

В качестве выяснения эффективности урока детям предлагается подбросить мяч столько раз, насколько они оценили урок.

1 – мне было сложно и неинтересно.

2 – в целом понравилось, но было сложно 

3 – Мне всё понравилось и я со всем справился(лась)

  • Рефлексия
  • Анализ
  • Синтез
  • Самооценка
Этап урока 8. Организация домашней работы. (1 мин)

Чтение и короткая аннотация одной статьи о баскетбольной команде по выбору участника (по желанию 2-5 ученикам на дополнительную отметку).