Автор: Храмцова Марина Михайловна
учитель МАОУ СОШ № 132″
Методическая разработка школьного театрализованного мероприятия
Социокультурное пространство театра как средство развития творческих способностей школьников.
Методическая разработка театрализованного школьного мероприятия спектакль «Услышать шаги»
Составитель: Храмцова М. М.
МАОУ СОШ № 132
Учитель музыки высшей категории
г. Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Актуальность
Духовно-нравственное развитие современных детей младшего и подросткового возраста переживает сегодня кризис: у них снижен уровень культуры и образованности, снижается их интерес и к искусству.
Главная задача педагогов сегодня – помочь ребенку приобрести уверенность в себе, понять, в чем смысл уникальности жизни каждого, какому делу посвятить себя. Поэтому должны быть созданы как условия для самореализации детей, расширения их самовыражения, так и воспитывающая и развивающая среда, в которой подросток будет осваивать систему ценностей, формировать новое мышление, сознание.
Эффективность решения этой задачи возможна лишь при опоре на вечные общечеловеческие ценности, к которым относится мир искусства.
Мир искусства во все времена притягивал внимание людей.
Для одних он был источником удовольствия, для других – средством выражения собственного «Я».
У современных школьников необходимо формировать культуру инициативного поведения, развивать и взаимообогащать содержание творческой деятельности, воспитывать толерантность в восприятии всех проявлений искусства.
Театральное творчество интегрирует в себе массовое социально-культурное явление и служит фактором художественного непрерывного образования, творческой активности и самореализации индивидуально-личностного потенциала.
Основная масса учащихся начинает приобщение к театру вместе с поступлением в школу. Именно школа берет на себя функцию массового целенаправленного приобщения к театру, так как именно театр приносит радость совместного творчества.
Непреодолимая и естественная склонность подростков к театральной игре – главная черта детского состояния. Исходя из этих фактов, можно предположить, что у учащихся школы (особенно младшего и среднего звена) существует способ к специфическому отражению жизни на сцене – «театр для себя».
Поэтому, стремление детей познать мир, выразить себя, как художник, дремлющий в душе каждого ребенка, – побудило создать в школе театральный кружок.
Программа театрального кружка способна развить в у подростков восприятие прекрасного в себе, и к созданию прекрасного в себе и вокруг себя. Это духовное и пластическое развитие школьника любого возраста. Это обязательно граничит и проникает в нравственную задачу – воспитание духовных ценностей. Появление духовных ценностей органично связано с процессами критического мышления и самосознания.
Внеурочные занятия с обучающимися, проходящие в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают культуру общения, коммуникативные способности личности каждого участника, его культуру. Формируется его система ценностей в общении между людьми.
Все дети с удовольствием играют в «актеров» дома, на улице, в коллективе сверстников. Ребенок испытывает потребность в игровой деятельности, он «погружается» в нее осмысленно, развивается его мыслительная деятельность. Умение играть, исполнять отведенную роль – это показатель культуры личности.
Работая в коллективе, обучающийся воспитывает в себе чувство ответственности за выполнение поручений, обязанностей, повышает уровень своей самооценки, значимости в общем деле, а также уровень своей индивидуальности в выбранной им роли.
Занятия театром формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности, все виды человеческой памяти, в особенности эмоциональную и мышечную память, будят воображение и фантазию, формируют художественный вкус ребенка.
Театральные занятия развивают и формируют наблюдательность, проявляющуюся в способности улавливать и воспроизводить в своем поведении (проигрывать, “показывать”, повторять, а не просто передразнивать) существенное и характерное в жизненном поведении людей (в том числе и в своем собственном).
Чувство юмора, способность видеть и чувствовать смешное в жизни, в поведении людей и творчески воспроизводить увиденное со всеми оттенками “смешного”. Обаяние и заразительность в поведении, манерах, так же как и телосложение, голос, лицо, играют немаловажную роль.
Даже небольшая, незначительная роль, но сыгранная при этом хорошо, обогащает его жизнь новыми яркими ощущениями.
Выучить текст, сыграть свою роль так, чтоб понравилось зрителям – это труд над собой, своими комплексами, страхами. Работа над ролью развивает у детей умение трудиться и поддерживать дисциплину.
Задача учителя в данном направлении работы – это умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они чувствовали свою самостоятельность, успешность, получали удовольствие от творческого процесса, от общения друг с другом, а также смогли самореализоваться.
Совместная работа над школьным спектаклем сплачивает детей, при чем, детей всех возрастов, учителя и родителей общей идеей. Поддержка семьи в таком творческом деле бесспорна: совместные разучивания роли, обсуждение манеры ее подачи зрителю, конструирование и пошив театрального костюма, воспитание культуры умения слушать и слышать других.
Итак, из всего вышеизложенного можно сформулировать цель.
Цель: формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, способной к самореализации. Развитие понимания и любви к искусству во всех ее проявлениях, приобщить детей к театральному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением и литературно-музыкальных композиций.
Направленность данной цели в следующем:
∙ формирование умений и навыков сценического движения, речи, работы над художественным образом, литературного исполнения;
∙ воспитание сплоченного, творческого коллектива, направленного на реализацию одной цели.
∙ ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
В соответствии с целью, выделяется ряд педагогических задач:
- формирование сплоченности и возможности увидеть творческие способности и индивидуальные качества каждого в отдельности;
- формирование элементарной сценической, исполнительской культуры;
- развитие памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого школьника;
- воспитание у детей интереса к театральному искусству, к музыке, к поэзии;
- воспитание гармонически развитой личности в процессе сотворчества и сотрудничества.
- развитие у обучающихся школы высоких эстетических чувств и вкуса;
- приобщение их к эстетической культуре;
- вовлекать учащихся в художественно–творческую деятельность школы;
- расширять общий и интеллектуальный кругозор;
- воспитывать трудолюбие, последовательность действий;
- воспитывать взаимопомощь и выручку, культуру общения между собой;
- раннее выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности.
- изучение истории театрального искусства и костюма, различать виды театра и искусства;
- расширять знания о литературе, драматургии и различной режиссерской постановке;
- формировать у детей уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность, закомплексованность.
Из личного опыта могу с уверенностью сказать, что ребята, которые входят в состав школьного театра свободно чувствуют себя на сцене, умеют и стараются красиво говорить, читать стихи.
Нередко в театральный кружок приходят ребята, которые не обладают актерскими данными. Они скованные, нерешительные. Есть такие, у кого проблемы с дикцией, с чувством ритма, координацией. Но это не беда. Первый театральный опыт, и их не узнать! Они и сами рады таким изменениям! А ведь всё просто. Мы читаем сценарий, распределяем роли. Иногда дети спорят – кто сыграет лучше, буквально просят эту роль. Решаем просто: дети пробуют свои силы в разных ролях, потом принимают окончательное решение. А дальше начинается процесс творчества: работаем над сценической речью, движением, мимикой, полетом глаз – над образом. Текст учим в процессе работы, играя. Но это не просто игра с детишками, это большой труд, пусть не всё у них получается, иногда и со слезами (есть и такое), но этот труд совместный, в удовольствие. Уставшие ребята, после репетиций, счастливые бегут и делятся впечатлениями с родителями от проведенного времени на занятиях в ожидании успеха, к которому стремятся. А наградой и оценкой их труда будут аплодисменты, улыбки и горящие глаза их родителей и сверстников!
Разумеется, с каждой группой ребят всё происходит по-разному. Концерты, литературно-музыкальные композиции, спектакли – все они разные, несмотря на то, что темы остаются теми же. Каждая группа играет по-своему, вкладывая в роль своё видение, своё прочтение. Мы пытаемся создавать, изобретать, импровизировать, искать что-то новое. И если это удалось – это наша общая победа. Мы учимся искусству театра, учимся вместе.
Спектакли не только развлечение. Бывает так, что после серии уроков музыки на ту или иную определённую тему, хочется поставить небольшой спектакль, или сделать литературно-музыкальную композицию. Закрепить те знания, которые ребята получили на уроках, вот таким своеобразным способом – через театральную деятельность, а также поделиться этими знаниями с другими.
Так однажды родилась идея поставить спектакль «Услышать шаги» о творчестве знаменитых музыкантов и композиторов Никколо Паганини и Антонио Вивальди. Эта разработка (сценарий) представлена мною ниже.
Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение выступать на публике, учатся аргументированно демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого нам необходимы.
Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламации, их речь становится более выразительной, развивается память, внимание.
Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца. Всё это необходимо в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.
(Литературно-музыкальная композиция)
«Услышать шаги»
(Любовь в творчестве двух великих итальянцев:
Антонио Вивальди и Никколо Паганини).
Планируемые результаты – занимаясь постановкой этого мини-спектакля, учащиеся должны научиться следующему:
* ориентироваться в пространстве сцены;
* уметь запоминать ролевые слова;
* находить нужные позы и действия;
* уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
* уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
* уметь строить диалог с партнёром; взаимодействовать между собой;
* уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Работа над постановкой позволит детям получить общее представление о профессии актера, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, актёра, научиться выражать свои впечатления.
Действующие лица:
- Ведущая (учитель музыки)
- Участники (2-3)
- Время
- Антонио Вивальди
- Инквизитор
- Никколо Паганини
- Священник (друг Н. Паганини)
Используемые материалы:
- А. Ахматова «Наше священное ремесло»
- Б. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво»
- Ф. Тютчев «Последняя любовь»
- Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
- А. Вивальди, стихи в переводе И. Бродского
Музыка:
- А. Вивальди «Времена года»
- Н. Паганини «Концерт для скрипки с оркестром»
- С. Баневич – Н. Калинина, песня «Дорога» (из к/ф «Дорога» о Н. Паганини)
- Ф. де Милано – Б. Гребенщиков «Город золотой»
- К. Орф «Кармина Бурана»
- Н. Паганини «Каприс № 24»
В зале – учащиеся разных возрастов, учителя, родители, гости…
Актёры – ученики 8 -11 класса. Одеты в чёрно – белые одежды. Основной фон спектакля – чёрный.
На рояле – алая роза в небольшой вазе.
Сцена. Свет погашен. Полумрак, свечи.
На сцене есть экран, который, на первый взгляд, мешает. Если его не задействовать, он и зрителям будет казаться помехой. Если же мы найдём ему применение, на экране появится по ходу действия какая-то информация или дополнительный видеоряд к действию на сцене, то представление для зрителей станет гораздо интереснее.
В данном случае мы использовали кулисы и экран следующим образом: на кулисах и на экране размещены работы учащихся (пейзажи, натюрморты и т.п.).
На сцене в центре стоит стол, на столе стоит чернильница, перо, бумага; на полу стоят 2 стула, с одной стороны сцены – фортепиано, с другой – большое зеркало.
Звучит музыка (тема любви). Выходят два чтеца, один ставит свечу на маленький столик, другой – на фортепиано ставит ноты на пюпитр. Появляется третий чтец.
Первый: читает стихи «Последняя любовь» (Тютчева)
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье!
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О, ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Второй: читает стихи Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы, в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца!
Третий: читает А. Ахматову «Наше священное ремесло»
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.
Выходит Ведущая.
Ведущая: читает из «Обыкновенного чуда»:
«Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник и я взял людей и перетасовал их и все они стали смеяться так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю!»
Звучит музыка (фоном)
Первый участник подходит к большому зеркалу, смотрит на отражение и произносит:
– Посмотри на себя в зеркало. Посмотри себе в глаза. Очень внимательно посмотри. С чем ты идёшь в мир? Чего хочешь достичь в жизни? Что можешь дать людям?
Второй и Третий присоединяются к разговору. Присаживаются на стулья.
Второй: Один философ попросил принести два абсолютно одинаковых листа клёна. Но никто не смог этого сделать. Знай – ты уникален.
Третий: Когда человек творит, особенно важно, что он ценит в жизни, что любит. Разве можно любить страх, беды, болезни, горе?
Второй: Смотря, что считать прекрасным, а от чего хотелось бы избавить всех людей.
Третий: Чтобы сделать всех людей счастливыми, нужно дать власть и деньги хорошим людям. Деньги и власть могут всё!
Второй: И что же? Всегда найдутся те, у кого больше власти, денег. И обернут их во зло.
Третий: Тогда пусть будет совершенное оружие.
Второй: Оружие всегда можно наставить против хозяина (музыка останавливается)
И-за зеркала выходит Время:
– Есть только одно, что от разделения умножается. Это любовь!
Я – Зеркало. Я – Время. Я рассудило двух спорщиков. Два великих скрипача и композитора: Вивальди и Паганини. Их разделил один век, объединила страстная любовь к скрипке.
Третий: Вивальди был священнослужителем католической церкви, аббатом.
Второй: Имя безбожника Паганини связывали с дьяволом – так невероятно прекрасна была его игра на скрипке.
Время: Люди, слушая его, забывали и себя и Господа.
Ведущая: Но у Вивальди и у Паганини был общий Бог – Любовь… Любовь к музыке. Любовь к людям.
Время: Однако, люди искалечили жизнь композиторов. Им не нужна была любовь. Они боялись величия духа, которого создавала и дарила музыка.
Второй: Так что же такое Бог в душе? В нас?
Ведущая садится за фортепиано, играет вступление к песне «Город золотой». Участники начинают петь, весь зал подхватывает (песню поют обучающиеся всех классов и параллелей. Все песни выучены заранее, на уроках музыки).
Ведущая: В 10 лет Вивальди уже играет вместе с отцом в капелле Собора Сан Марко.
Второй: Отец смеялся – «Теперь, Антонио, мы с тобой такое же чудо света, как наш Собор или Дворец Дожей.
Время: Всего несколько лет – и имя Вивальди становится знаменитым по всей Европе.
Ведущая: Вивальди импровизирует, играет неслыханно. Знатоки не верят своим ушам.
Время: В ту пору Вивальди был уже аббатом.
Первый: (рассматривает скрипку, которую держит в руках): Своим ученикам в консерватории «Оспеталле Де ла Пьета» он написал 450 концертов для самых разных инструментов.
(звучит фрагмент концерта для скрипки, затем сменяется музыкой «Лета» из «Времён года». Часть музыки звучит громко, потом на понижении идёт текст):
Время: Венеция поёт. Бренчат гитары, мандолин. Кричат бродячие артисты, торговцы. Поют, обнявшись, влюблённые.
Ведущая (подойдя к рисункам на кулисах, показывая на них рукой): Четыре концерта «Времена года». Какое богатство картин. Какое множество красок!
(в это время Вивальди тихо подходит к столу, начинает писать)
Время (беседует с Ведущей, указывая на рисунки, соглашается с ней): Сияющий небосвод весны, летний полдень, осенние охоты, забавы зимы. Вместе с музыкой приходили слова.
(Время подходит к Вивальди, встаёт у него за спиной, и как бы читает то, что пишет композитор, ЧИТАЕТ ВСЛУХ):
Боже, сколько ещё работы! Эти бесконечные заказы на концерты в Оспеталле, ведь я уже сочинил 256, так сможет дойти до 400 концертов и более. И постановки моих опер – то в Мантуе, то в Вене, то в Триесте. Эти бесконечные поездки! А тут ещё ищейки от инквизиции, так и суют нос в мой карман, следят за каждым моим цехином. Господи, только в музыке нахожу я покой душе моей и ещё когда вспоминаю несравненную Ани Жиро!
(Далее по желанию можно включить танец (1-2 пары), в средневековых костюмах, под музыку, на выбор, но соответствующую эпохе). Вивальди уходит за кулисы.
Ведущая: Самая большая радость и самый большой грех Антонио Вивальди – большеглазая Ани Жиро (на заднем плане, на экране промелькнула тень девушки в длинном платье). Лучшая певица труппы.
Время: Любовь к Ани инквизиция ему не прощает. Ещё бы!
Ведь он аббат! Учитывается каждое его прегрешение. Малейшая ошибка…Инквизиция выжидает (музыка из «Кармины Бураны» К. Орфа)
Выходит инквизитор, мрачный, медленно подходит к столу, садится, жестом приглашает Вивальди войти.
Инквизитор: Нам стало известно, что аббат Вивальди держит себя несообразно духу Святой Церкви, недостойно, слишком свободно, без должного смирения перед её величием!
Вивальди: Ваше Святейшество, но я…
Инквизитор (обрывая его): Нам стало известно, что ты позволил себе выйти из алтаря во время святой мессы. И не раз! Что скажешь?
Вивальди оправдывается, неумело, разводя руками, произнося отдельные фразы (импровизация).
Инквизитор (ходит, заломив руки за спину), ИМПРОВИЗИРУЕТ, говоря о человеческой жизни, смирении, что ждёт грешников, которые ведут себя, нарушая церковную мораль.. и т. д.
Вивальди (переминается с ноги на ногу, разводя руками): Пока я старался отдышаться после приступа кашля, мне в голову пришла тема фуги, я записал её и… (фоном включается музыка)
Время: Стоп! Богу и людям отдавал он свой талант, и вот – чудо! Всё это только умножалось в нём. Музыка не была для него ремеслом, работой, способом выжить. Нет. Она была формой его существования на земле, а, может быть и Богом!
Инквизитор (ругает музыку Вивальди, рвёт ноты, бьёт по клавишам): Кто подсказывает тебе твою музыку? Она завладевает душой…Говорят, что твоя музыка слишком прекрасна, чтобы быть от Бога! (продолжает рвать ноты, тихо возмущаться)
Голос из-за кулис: Что он говорит? «Слишком прекрасна».
Ани сказала: «Всё, что он пишет, это просто ОН». Для него мир полон музыки. Она гремит в грозе, забавно стучит колотушкой ночного сторожа, она в голосах чаек и перекличке ночной стражи. Музыка льётся из глаз Ани! Ани смешная, сердится, что он мрачен, а он просто видит будущее. Бог мудр и милосерден, на склоне лет Вивальди нашёл счастье в учениках, а затем Бог дал ему прекрасную, юную и мудрую Ани! Она понимает всё!
Бог, Ани и музыка – вот его опора и больше ему ничего не надо.
Вивальди: Ваше Святейшество! Публика приходит отдохнуть на концерт.
Инквизитор: Да, сейчас ты любим, но мода скоропреходяща. Я должен помочь тебе спасти твою бессмертную душу!
Вивальди (в недоумении): Но консерватория довольна мною!
Инквизитор: А! Мы займёмся и этим! (насмешливо). Приют для сирот! Говорят, там есть прелестные музыкантши…Нам известно о богомерзкой любви аббата Вивальди к девице Ани Жиро!
Вивальди: Ваше Святейшество! Позвольте заверить святую инквизицию в том, что моя ученица ни в чём не виновата.
Инквизитор: Неслыханное поправие обета безбрачия, целомудрия!!
Вивальди разводит руками, опускает глаза
Инквизитор: Для человека это грех!
Вивальди: Моя музыка внушает человеку, что он достоин царства Божия
Инквизитор: Ты очень неосторожен. Ты, я слышал, собрался на фестиваль в Феррару?
Вивальди: Да, Ваше Святейшество! Театр ставит там несколько моих опер (Вивальди склоняется в поклоне Инквизитору, прося разрешения уйти)
(снова звучит фоном, тихо «Кармина Бурана»)
Инквизитор: Это всё очень хорошо! (жестом отпускает Вивальди, тот уходит).
(Музыка продолжает звучать, а Инквизитор садится за стол, начинает писать):
Инквизитор пишет и время от времени говорит со злорадством, угрожая: Публика, видите ли приходит отдыхать… Знаменитость…Смотри же, Вивальди…(не уходит, продолжает писать).
Время: Через 200 лет ноты концертов неизвестного, забытого Вивальди отыщут на чердаке заброшенной виллы под Римом, и человечество восхищённо вздохнёт: «Это гений!»
Инквизитор (встаёт, возводит руки вверх, громко, медленно произносит): Публика! Люди!….
Деньги, власть – вот истинные хозяева судеб!! (подходит к зеркалу, смотрит на своё отражение и громко говорит): А нет власти иной, как от Бога, а инквизиция – уста её! (снова садится за стол, продолжает писать)
Время: Отыскавшиеся ноты оркестранты благоговейно передавали друг другу, у многих на лицах были слёзы – тьма веков отступала перед великой музыкой, перед любовью! Шёл 1737 год…
Ведущая: Вивальди собирается на гастроли в Феррару. На подготовку ушли все его сбережения…Но…
Третий чтец (подходит к Инквизитору, читает из-за его спины вслух): Накануне отъезда – указ, запрещающий ему въезд в Феррару! А это не только нищета. Это ещё и позор! Ему, аббату, запрещён въезд в Папскую область!? От него отказывается Консерватория!
(Инквизитор закончил писать, самодовольно и злорадно улыбнулся, задул свечу и удалился за кулисы).
(музыка останавливается)
Время: Так проходит 4 года. Из жизни уходит великий нищий Антонио Вивальди. Уходит Вивальди! Но не уходит музыка!
(звучит песня «Дорога». Исполняют участники на сцене, зал подхватывает)
Время: Паганини вырос среди простого народа, голос Италии звучит в его музыке
(звучит «Каприс № 24 Н. Паганини в записи)
На сцене появляется друг Паганини. В записи раздаются аплодисменты и Паганини со скрипкой в руке появляется рядом с другом.
Друг (подхалимничая, с лестью): О, мой друг, Никколо, как ты играл сегодня! Как играл! Я слышал, что какие-то негодяи прокрались на концерт и перед твоим выступлением подрезали струны на твоей скрипке!
Паганини: Да, струны лопались одна за другой, но я доиграл концерт на одной струне!
Друг (неискренне): Дааа…, какие руки! Какая музыка! Божественно!
Паганини: Спасибо, друг мой! Но дамы в партере падали в обморок, уверяя, что видели под моим сюртуком чертовский хвост! Бог я им или Дьявол – мне всё равно! Лишь бы звучала музыка
Друг: А помнишь, Никколо, в детстве, мы соревновались, кто раньше услышит шаги прохожего? Ты слышал их в тишине за 2 квартала! Торжествовал. Ты во всём меня опережал. Но я любил тебя и не сердился. (последнюю фразу произносит с обидой). Как поживает твой сын, Никколо? Как строительство казино для твоих выступлений?
Паганини: Анхело растёт понемногу, я люблю его больше жизни. А казино – это кошмар! Выкачивает все деньги и конца этому не видно!
Друг: Я знаю…
Паганини: Знаешь? Что это значит?
Друг (испуганно, что взболтнул лишнее): Э….М….То есть….. Ну, это обычно так бывает
Время: Стоп! Что – «обычно»? Что великий музыкант строил себе место для выступлений? Или что его друг, священник, в курсе его денежных дел? И только ли ДЕНЕЖНЫХ?
Паганини: Ну, что ж, дружище…Я пойду… До встречи.
Друг (подойдя к Паганини): Постой, поправлю твой шарф… Ах, как ты играл (вкрадчиво), всегда тебе везло (злорадствуя). Кто же тебе помогает?
Паганини: Да хоть сам Дьявол! Прощай! Я пошёл..
Друг (вслед, со злостью): Иди, иди… Хоть сам Дьявол…Как же это сделать? Как? (мечется по сцене). А вот как! (останавливается). Слухи – вот безотказное оружие! А церковь меня поддержит. Да и деньги Паганини там пригодятся.
(музыка замолкает)
Время: Сын Никколо Паганини не мог похоронить отца в течение нескольких лет. Церковь запрещала похороны безбожника! Предательства сопровождали музыканта всю жизнь.
Ведущая: Похоронить не удавалось даже тайно – только что погребённый гроб приходилось выкапывать…
Выходит Второй участник: Годы прошли, прежде чем нашёл упокоение в своей Италии Никколо Паганини.
(звучит грустная, но светлая музыка).
Выходит Первый участник: Посмотри себе в глаза. Внимательно посмотри. Что же такое Бог в душе?
Время: Это то, что ты несёшь людям.
Ведущая: Это твоя любовь!
(музыка останавливается, полная тишина)
Ведущая (читает из «Обыкновенного чуда»): Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник и я взял и собрал людей,… и перетасовал их… И все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю!…Я на свою беду – бессмертен! (фоном звучит соответствующая светлая музыка)
Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. А пока – ты со мной и я с тобой. С ума можно сойти от счастья!
Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец!
Слава безумцам, которые живут себе так, как будто они бессмертны, –
СМЕРТЬ ИНОЙ РАЗ ОТСТУПАЕТ!»
(Музыка звучит громче)
ФИНАЛ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Ю. Алянский «Азбука театра», изд. Ленинград «Детская литература», 1990 г.
- Н. Акимов «О театре», изд. «Искусство», Ленинград, Москва, 1962 г.
- Е. Тиме «Дороги искусства», Всероссийское театральное общество, Москва, Ленинград, 1962 г.
4.Ю. Алянский «Азбука театра», изд. Ленинград «Детская литература», 1990 г.
5.Артемова, Л.В. Театрализованные игры для школьников. М., Просвещение, 1991.155 с.
6.Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1982 – 255 с.
7.Эмоциональное развитие школьника. М.: Просвещение, 1988.
8.О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.
9.Е. А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.
10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ. Союз, 1997