Автор: Чернова Яна Юрьевна

инструктор по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 «Золотая рыбка»

«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций дошкольников»

 Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций дошкольников

 

Автор: 

Чернова Яна Юрьевна, 

инструктор по физической культуре

МБДОУ Детский сад № 17 

«Золотая рыбка» г. Салехард

 

         На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. 

         В соответствие с ФГОС ДО цели и, соответственно, результат их работы измеряется таким понятием, как «интегративные качества личности» или «возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования». Современный социальный заказ общества на выпускника образовательного учреждения касается в первую очередь новых универсальных способностей и поведенческих моделей личности (т.е. компетенций), а не требований к конкретным знаниям.

         Именно в дошкольном возрасте ребенок получает все необходимые механизмы для приобретения ключевых компетенций – он развивается в деятельности в условиях непосредственного общения с разными людьми, во взаимодействии с различными объектами и предметами. Компетентность, как личностная характеристика, включает в себя имеющиеся у ребенка знания, опыт их приобретения и использования, особенности действий, отношение к деятельности и действительности и проявляется как успешная результативная деятельность в конкретной ситуации.

        Ключевые компетенции на этапе дошкольного детства:

Деятельностная (ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других);

Социальная (ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими);

Коммуникативная (ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения);

Здоровьесберегающая (ребёнок осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой);

Информационная (ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Наиболее эффективной формой совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектно-исследовательская деятельность, которая, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, объединяет содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, формирует навыки сотрудничества и открывает большие возможности для формирования ключевых компетенций.

 

Наш детский сад на протяжении долгого времени работает в инновационном режиме и имеет опыт разработки и реализации педагогических проектов. Представленная технология проектирования основана на системном подходе и играет важную роль в формировании у всех участников образовательного процесса положительных мотиваций на сохранение и укрепление здоровья.

В детском саду ежегодно реализуются проекты, направленные на формирование основ здорового образа жизни: «Я хочу здоровым быть!», «Расти здоровым, малыш!», «Здоровые дети в здоровой семье», «Дарит нам здоровье спорт», «Все на лыжню!» и др.  Основной целью проектной деятельности является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей через различные виды детской деятельности, воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре и спорту. 

Проектно-исследовательскую деятельность от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; вариативность задач, повышающую самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Участниками проектов становятся все участники образовательного процесса (педагоги – дети – родители).

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

— I этап (подготовительный) накопление знаний: постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребенка; вовлечение дошкольников в решение проблемы; составление плана, обсуждение его с участниками проекта; сбор информации, материала по теме проекта.

Мероприятия подготовительного этапа проекта: анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка; оформление уголков здоровья в группах; оформление папок-передвижек, информационных листков, консультаций, буклетов с информацией для родителей; пополнение картотек «Оздоровительная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Гимнастика пробуждения», «Подвижные игры на прогулке» и др.; семинар – практикум для педагогов на тему «Здоровье ребенка – категория педагогическая».

— II этап (основной) осуществление деятельности: познавательные занятия, игры, наблюдения, экскурсии; рекомендации по выполнению домашнего задания (исследования в домашних условиях) родителям и детям.

Мероприятия основного этапа проекта:  занятия, прогулки, режимные моменты, свободная деятельность детей, совместная деятельность детей со взрослыми и др.; оформление и пополнение физкультурных уголков в групповых комнатах; проведение нетрадиционных групповых родительских собраний на тему «Здоровье ребенка начинается с семьи»; организация экскурсий в «Ледовый дворец» с посещением тренировок по хоккею и фигурному катанию; посещение массового катания в «Ледовом дворце» в выходные дни; выезд на лыжную базу ДЮСШОР для воспитанников подготовительных групп с посещением тренировки лыжников; участие семей воспитанников во Всероссийской массовой лыжной гонке «ЛЫЖНЯ РОССИИ» и окружных соревнованиях «Рождественская гонка» и «Ямальская лыжня»; катание на лыжах в выходные дни на базе спортивной школы; встречи воспитанников с родителями — спортсменами, спортсменами — выпускниками детского сада; проведение мастер-класса для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников», «Красивая осанка – здоровая спина» и др. 

— III этап (заключительный) презентация результатов: организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг); составление альбомов, оформление выставки совместно с детьми и родителями; подведение итогов.

Мероприятия заключительного этапа проекта:  в рамках дня открытых дверей совместный с родителями  физкультурно-оздоровительный досуг «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны!»; выставка детских рисунков, плакатов, поделок «Если хочешь быть здоров»; представление детско-родительских мини-проектов «Мы за здоровый образ жизни!»; выставка нетрадиционного физкультурного оборудования, выполненного своими руками;  городской спортивный праздник – соревнование, посвященный Международному дню семьи  «Папа, мама, я – спортивная семья!».

Для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, вовлечение родителей в совместную деятельность планируется: укреплять здоровье воспитанников, путем совершенствования безопасной и благоприятной для здоровья физической, психической и социальной среды; продолжать внедрять здоровье сберегающие технологии и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение здоровья воспитанников; продолжать использовать современные инновационные технологии в обучении детей ЗОЖ; совершенствовать социальное партнерство в системе «педагог – воспитанник – родитель».

Мониторинг эффективности применяемой технологии формирования представлений о здоровом образе жизни проводится по нескольким критериям (распределение по группам здоровья, количество пропусков по болезни; физическая подготовленность воспитанников; посещение спортивных кружков, секций; сформированность представления о ЗОЖ). В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

Так  по результатам мониторинга эффективности применяемой технологии существенного изменения в распределении детей по группам здоровья не произошло, данная динамика обычно не является скоротечной; количество пропусков в днях на одного ребенка  по причине болезни, существенно снизилось (с 24 до 16 случаев); воспитанники показывают устойчивый прогресс в физической подготовленности (количество детей с низким уровнем физической подготовленности снизилось с 11% до 4%); значительно (на 25%) увеличилось количество воспитанников, посещающих спортивные кружки и секции; высокий уровень сформированности основ ЗОЖ вырос (с 27% до 42%). 

Таким образом, мой опыт организации проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми и родителями показал, что данная технология доступна и интересна детям дошкольного возраста. Основываясь на результатах мониторинга за пятилетний период можно с уверенностью констатировать, что метод проектно-исследовательской деятельности актуален и очень эффективен, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а, следовательно, у детей формируются все ключевые компетенции, присущие дошкольному детству.

 

Литература:

  1. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект/ авт.-сост. Е.В.Иванова. – Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат образования. Метод проектов в образовательном процессе: дидактическое пособие для обучения педагогов / О.В. Чуракова. — Самара, 2002. — 80 с. (Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии»).
  5. Проектная деятельность в детском образовательном учреждении.  [Электронный ресурс].