автор: Чуварова Екатерина Евгеньевна
Воспитатель МКДОУ “Среднеикорецкий д/с”
” Подводный мир”
Тема проекта: «Подводный мир».
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой, интегрированный.
Сроки реализации: 03. 02. 2020 г. – 14. 02.2020 г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность: На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальных и значимых проблем не только нашей страны, но и всего мира в целом. Ознакомление детей с окружающим миром необходимо начинать в дошкольном возрасте. Это является необходимостью для воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения с детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проблема: Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающем их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете, флоре и фауне морей и океанов. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Участие детей в проекте «Подводный мир» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей; Расширить знания детей о подводном мире и его обитателях; Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира.
Задачи проекта:
Образовательные:
– Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
– Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
– Совершенствовать навыки речевого общения;
– Развивать творчество, воображение, фантазию;
– Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
– Формировать навыки поисковой деятельности;
– Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
– овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
– углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;
– стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
– развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
– расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;
– вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, просмотр мультимедийных презентаций, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, лепка.
План работы над проектом
Содержание деятельности | Цель | Результат | |
1 этап. Организационный.
|
|||
1. Интегрированная НОД «Путешествие в подводный мир»
Создание проблемной ситуации: медвежонок Кеша очень хочет посмотреть и узнать, кто живет в морях и океанах. Дети проявляют желание помочь Кеше. 2. Анализ проблемы. Беседы «Знаешь ли ты морских обитателей?», « Все о ракушках», « Все о морских растениях» Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы можем это все узнать?
3. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы. 4. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.
Чтение: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению». Разучивание стихов, загадок о рыбах.
5. Обогащение ИКТ – среды. Мультимедийные презентации «Мир глубин морей» «Обитатели морей и океанов» «Подводный мир» «Коралловые рифы»
6. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок. подвижные игры «Караси и щука», «Ручеек» игра-моделирование «Мы — капельки», «Море волнуется» дидактические игры «Где, чей дом», «Узнай рыбу по описанию», «Чей хвост (туловище, голова)», «Как появляется рыбка» 7. Свободная деятельность детей вне занятий (обводили трафареты и раскрашивали самостоятельно). |
Заинтересовать детей данной темой. Мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире.
Выявить у детей знания о подводном мире.
Учить ставить проблемные вопросы.
Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, стремление к информационному поиску и обогащению своих знаний.
|
Дети с радостью отправились в путешествие на «подводной лодке». Узнали, кто живет на поверхности моря и в его глубинах. Слепили красивых морских звезд и рыб в мастерской океана.
Было выявлено, что дети знают только самых популярных морских животных и рыб (кит, дельфин, акула, морская звезда). Задача воспитателя, как можно больше и интересней рассказать о других необычных обитателей морей и океанов (Морской огурец, медуза португальский кораблик, рыба –еж, рыба – хирург и т.д.)
Дети принесли из дома свои энциклопедии и журналы. Мы оформили папку -передвижку. Каждый ребенок выбрал морское животное, о котором он будет рассказывать. Мы совместно с родителями нашли небольшие рассказы о них. |
|
2 этап. Реализация проекта. | |||
Организованная форма деятельности.
1. НОД «Путешествие в подводный мир» 2. Наблюдение: «Наведи порядок в аквариуме» Проведение экспериментально-исследовательской деятельности. «Как сделать морскую воду» «Соль – это кристаллы»
3. Просмотр мультимедийной презентации «Кораллы животные или растения?» Проведение опыта «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли»
Художественно-эстетическая деятельность: • Рисование: «Волшебное царство золотой рыбки» нетрадиционная техника рисования по мокрому листу • Лепка: Пластилинография «Коралловые фантазии» Аппликация: «Рыбки в аквариуме» Композиция морского дна Взаимодействие с родителями: Изучение энциклопедий. Беседа с детьми о подводном мире. |
Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить
образовывать притяжательные прилагательные. Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.
закрепить знания детей о жизнедеятельности рыб и черепах; учить детей выделять признаки сходства и различия; укрепить желание ухаживать за обитателями аквариума
Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения
|
Дети узнали о таких морских обитателях как: рыба клоун, раба – еж, разновидностях акулы (китовая, белая,
молот) и кита (усатые, зубатые). Также узнали о растительном мире океанов и морей (ламинария, фитопланктон, морской латук, фукус и т.д.)
В результате наблюдений и опытов дети узнали о жизни обитателей аквариумов, чем морская вода отличается от пресной, в какой воде легче плавать, а в какой нырять. Узнали, что соль, как и снежинки, имеют кристаллическую форму. Рассмотрели кристаллы соли через лупу.
Дети с огромным интересом приступили к опыту. Сначала сделали морскую воду, затем на небольшой кусочек проволоки обмотали ниткой и опустили воду. В процессе испарения воды на проволоке «росли» кристаллы.
Воспитатели, дети.
|
|
|
|||
3 этап. Презентация проекта.
|
|||
|
|||
4 этап. Анализ деятельности.
|
|||
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информации. Смогли реализовать свои творческие способности. |