автор: Чупина Мария Ильинична
методист МОУ ДО “Центр детского творчества” г. Надым
Дополнительная общеразвивающая программа “АЭРО-СТАРТ”
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«АЭРО-СТАРТ»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 11-17 лет
Срок реализации программы:1 год
Автор программы:
Чупина Мария Ильинична,
методист
г. Надым, 2019
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растет.
Направленность программы «АЭРО-СТАРТ» – техническая. Программа направлена на развитие у учащихся интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АЭРО-СТАРТ» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
Актуальность программы – в настоящее время рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стал очень перспективной и быстроразвивающейся отраслью. Очень скоро БПЛА станут неотъемлемой частью повседневной жизни: мы будем использовать БПЛА не только в СМИ и развлекательных сферах, но и в инфраструктуре, страховании, сельском хозяйстве и обеспечении безопасности, появятся новые профессии, связанные с ростом рынка. Данная программа составлена с учетом современных потребностей рынка в специалистах в области информационных технологий, инженеров, конструкторов и операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Цель программы: формирование у учащихся устойчивых знаний и навыков по направлениям авиамоделирование, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, прикладное применение БПЛА.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- освоение базовых знаний об устройстве и функционировании беспилотных летательных аппаратов;
- ознакомление с основами наук, занимающихся изучением физических процессов в летательных аппаратах;
- изучение основ работы микроконтроллеров и датчиков;
- развитие навыка пилотирования беспилотных летательных аппаратов на практике;
- получение навыков работы с электронными компонентами.
Метапредметные:
- развитие у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования БПЛА;
- развитие креативного и проектного мышления, пространственного воображения;
- приобретение опыта работы своими руками над собственным проектом, направленным на решение реальных задач.
Личностные:
- повышение мотивации учащихся к изобретательству;
- формирование навыка работы в команде;
- формирование стремления к получению качественного законченного материала;
- развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты (Hard Skills):
Знают:
- определения понятий: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.;
- технологию создания коптеров;
- правила безопасной работы;
- основные компоненты коптера;
- компьютерную среду, включающую в себя язык программирования;
- основные приемы конструирования летательных аппаратов;
- законы аэродинамики;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и других объектов.
Умеют:
- создавать коптеры;
- пользоваться различными датчиками и компонентами;
- программировать и запускать простейшие программы;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе работы;
- пилотировать коптеры;
- излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Метапредметные результаты (Soft Skills):
- сформированность навыков проектного и инженерного мышления;
- сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные результаты:
- сформированность ответственного отношения к самообразованию, саморазвитию на основе мотивации к обучению;
- сформированность коммуникативной культуры, умений работать в команде.
В процессе реализации программы «АЭРО-СТАРТ» у учащихся формируются следующие компетенции:
-
- Ценностно-смысловые компетенции – способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- Общекультурные компетенции – умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека и отдельных народов;
- Учебно-познавательные компетенции – самостоятельная познавательная деятельность, включающая элементы логической, технической и проектной деятельности;
- Информационные компетенции – умение самостоятельного поиска знаний, связанных с предметом деятельности, непосредственно с помощью методической литературы, Интернета, телепередач и т.д.;
- Коммуникативные компетенции – приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- Социально-трудовые компетенции – умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владение навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Компетенции личностного самосовершенствования – способность активно побуждать себя к критическим действиям, умение самостоятельно контролировать свои поступки, достигать намеченного.
Отличительные особенности программы: настоящая образовательная программа позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить учащихся к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами. Содержание программы интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации. Программа предоставляет учащимся возможность освоения учебного содержания с учетом их уровня общего развития, способностей и мотивации.
Адресат программы: программа предназначена для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет).
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 1 год, количество учебных часов по программе – 108, в том числе предусмотрено 28 часов теоретических занятий и 80 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей).
Форма обучения: очная, очно-заочная с применением дистанционных технологий.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.
Формы аттестации:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в течение учебного года в форме практического или контрольного занятия.
Используемые методы: тестирование, практическое задание, проектная деятельность, опрос.
Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в следующих формах: выполнение практического задания, презентация и защита проектов.
Используемые методы: наблюдение, опрос.
Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся (защита проекта) и их практических умений и навыков (выполнение практических заданий). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).
Виды контроля:
- начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
- итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).
Контроль ЗУН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, уровень выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4-х бальной системе, от 2 -5 баллов.
Формы контроля:
- контрольное занятие (возможно в тестовой форме);
- практическое занятие;
- итоговое занятие;
- зачет.
Методы контроля:
- опрос;
- тестирование;
- защита мини-проектов;
- наблюдение;
- практическая работа;
- оценивание и т.д.
Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального контроля и итоговой аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол. Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
Критерии оценки результатов освоения программы
На 1 году обучения:
- владение основными понятиями;
- знание технологии создания коптеров;
- знание законов аэродинамики;
- умение создавать коптеры;
- умение программировать и запускать простейшие программы;
- умение пилотировать коптеры;
- самостоятельное решение технических задач в процессе работы.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
-
- компьютер;
- ноутбуки;
- конструктор программируемого квадрокоптера с системой машинного зрения (учебно-лабораторный комплекс «Беспилотный летательный аппарат мультироторного типа»);
- камера для однопалатного компьютера;
- квадрокоптер DJI Phantom 3 Standart;
- оборудованная зона для полетов или куб для полетов.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение:
-
- методические инструментарий тьютора «АЭРО квантум», методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- тестовые задания, материалы кейсов;
- дидактические материалы: схемы; таблицы, модели – схемы, карточки по темам;
- презентации.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- совместные воспитательные мероприятия.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 9 | 2 | 7 | |
1.1 | Содержание программы. История БПЛА. | 1,5 | 0,5 | 1 | опрос, тест |
1.2 | Правовые основы. Техника безопасности. | 1,5 | 0,5 | 1 | опрос, тест |
1.3 | Принципы управления, виды и строение БПЛА. | 1,5 | 0,5 | 1 | опрос, тест |
1.4 | Аэродинамика – наука о полете. | 1,5 | 0,5 | 1 | опрос, тест |
1.5 | Проектная деятельность. Поиск проблем для решения. | 3 | 0 | 3 | презентация проекта |
2 | Основы электричества | 27 | 7 | 20 | |
2.1 | Основные понятия электричества. Светодиод. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.2 | Работа с мультиметром. Тактовая кнопка. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.3 | Переменное сопротивление. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.4 | Транзисторы. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.5 | Последовательное соединение проводников. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.6 | Терморезистор и фоторезистор. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.7 | Делитель напряжения. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.8 | Вольт-амперная характеристика. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.9 | RGB-светодиод. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.10 | Параллельное соединение проводников. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.11 | Конденсатор. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.12 | Однопереходный транзистор. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.13 | Литий-полимерные аккумуляторы. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.14 | Основы пайки. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
2.15 | Проектная деятельность Прототипирование. | 6 | 0 | 6 | презентация проекта |
3 | Устройство и принципы работы квадрокоптера. | 27 | 8 | 19 | |
3.1 | Виды двигателей. Бесколлекторные двигатели. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
3.2 | Плата разводки питания. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
3.3 | Рама квадрокоптера. Виды, материалы, сборка. | 3 | 1 | 2 | проект-проба, тест |
3.4 | Электронный регулятор скорости (ESC). Виды, сборка. | 3 | 1 | 2 | проект-проба, тест |
3.5 | Полетный контроллер. Виды, особенности, сборка. | 1,5 | 1,5 | 0 | проект-проба, тест |
3.6 | Настройка полетного контроллера и аппаратуры управления. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
3.7 | Инструктаж по ТБ полетов. Учебные полеты. Взлет и посадка. | 3 | 1 | 2 | проект-проба, тест |
3.8 | Учебные полеты. Удержание высоты. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
3.9 | Учебные полеты. Движение в разных плоскостях. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
3.10 | Учебные полеты. Упражнения на маневрирование. | 3 | 1 | 2 | проект-проба, тест |
3.11 | Проектная деятельность Прототипирование. | 6 | 0 | 6 | презентация проекта |
4 | FPV – оборудование | 15 | 3 | 12 | |
4.1 | Оборудование для видеотрансляции. Настройка. | 3 | 1 | 2 | практическая работа, тест |
4.2 | Радиоприемник. Установка и подключение. | 3 | 1 | 2 | практическая работа, тест |
4.3 | Учебные полеты с использованием FPV. | 3 | 1 | 2 | практическая работа, тест |
4.4. | Проектная деятельность Прототипирование. | 6 | 0 | 6 | контрольный полет, тест |
5 | Основы программирования микроконтроллеров | 30 | 8 | 22 | |
5.1 | Основы программирования. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.2 | Управление светодиодом. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.3 | Управление серводвигателем. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.4 | Управление RGB светодиодом. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.5 | Работа с кнопкой. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.6 | Вывод информации на LCD экран. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.7 | Комнатный термометр. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.8 | Использование бузера. | 1,5 | 0,5 | 1 | проект-проба, тест |
5.9 | Ультразвуковой датчик расстояния. | 3 | 1 | 2 | проект-проба, тест |
5.10 | Следящий сервопривод. | 3 | 1 | 2 | проект-проба, тест |
5.11 | Обобщение знаний. Квадрокоптер с системой сигнализирования при обнаружении препятствия. | 6 | 2 | 4 | проект-проба, тест |
5.12 | Проектная деятельность Прототипирование. | 6 | 0 | 6 | презентация и защита проекта, тест |
Итого: | 108 | 28 | 80 |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- связи теории с практикой.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение);
- наглядный (демонстрация оборудования, позволяющая конкретизировать учебный материал использование видеофрагментов, презентаций);
- практический (практические задания, работа со словарями, практикум);
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, демонстрация с последующей беседой, объяснение в ходе демонстрации);
- репродуктивный (работа по образцу, тренировочные упражнения);
- игровой (игра, конкурс, викторина, и т.д.);
- проектный (разработка мини-проектов, защита проектов).
И воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.;
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
Формы организации учебного занятия:
- защита проектов, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, эксперимент.
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения,
- технология группового обучения,
- технология программированного обучения,
- технология дифференцированного обучения,
- технология разноуровневого обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология дистанционного обучения,
- технология проектной деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
- Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (практического задания).
- Основной этап – подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.
- Итоговый этап – подведение итога занятия. Анализ работы. Рефлексия
Дидактические материалы – раздаточные материалы (карточки по темам, таблицы, схемы).
- 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Аэроквантум тулкит. Александр Фоменко. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2017 – 154 с.
- Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://ainsnt.ru/doc/551872.html
- Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html
- Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010. Режим доступа: http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf
- Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траектории беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. №3.
- ГЛОССАРИЙ
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) – летательный аппарат, без экипажа на борту, управляемый дистанционно по радиоканалу, автономно с использованием информации с датчиков или же с использованием смешанной схемы управления.
Другие названия БПЛА – беспилотное воздушное судно (БВС), дрон, беспилотник.
Беспилотная авиационная система (БАС) – комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких
беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.
Мультикоптер — общее название для беспилотных летательных аппаратов, у которых количество пропеллеров (несущих винтов) больше, чем 2. Образовано от слов «multi» (несколько) и «copter» (вертолет).
Квадрокоптер — беспилотный летательный аппарат с 4 моторами. Русское название «квадрокоптер» — калька с английского «quadcopter», что переводится как 4-роторный вертолет.
Гексакоптер — беспилотный летательный аппарат с 6 пропеллерами, что обычно размещаются по краям коптера. Название произошло от слов «hexa» («гекса», с древнегреческого — «шесть») и «copter».
Октокоптер — беспилотный летательный аппарат с 8 пропеллерами, что обычно размещаются по краям коптера. Название произошло от слов «octo» («окто», с латыни — «восемь») и «copter».
Коптер — сокращение от слова «helicopter», вертолет. Используется либо по прямому назначению, либо как обозначение беспилотного летательного аппарата с n-ым количеством несущих винтов.
Аппаратура управления (радио, радиоаппаратура) — система дистанционного управления БПЛА по радиоканалу. Состоит из наземного передатчика (пульт) и бортового приёмника.
Полётный контроллер — центральная и обязательная часть любого мультикоптера, отвечающая за управление моторами в соответствии с полётным режимом и руководствуясь командами управления.
Акселерометр — датчик, способный определить ускорение коптера в направлении всех трёх осей. Его наличие помогает контроллеру выравнивать коптер в «горизонт».
Гироскоп — датчик, реагирующий на изменение углов ориентации коптера, относительно его предыдущего положения в пространстве. Программное обеспечение использует гироскопы, чтобы определить положение платформы в воздухе и дать команду на компенсацию изменения положения от внешних возбудителей.
Центральная платформа — основа коптера, база. К ней крепятся все остальные части: лучи, электронные компоненты, дополнительные деки, передатчики и прочее.
Луч — вытянутая «рука» коптера, которая отходит от центральной платформы. Именно на лучах крепятся моторы и их регуляторы.
BEC (англ. «Battery Eliminator Circuit») — устройство для обеспечения питанием бортовой аппаратуры (+5 вольт) постоянным напряжением от аккумуляторов, которые имеют свойство менять это напряжение от зарядки до разрядки.
ESC — контроллер скорости бесколлекторного электродвигателя. Другое название – регулятор оборотов.
Бесколлекторный мотор – основной тип моторов, использующихся в мультироторных летательных аппаратах. Он обладают выдающимися характеристиками и сроком службы в связи с отсутствием трущихся узлов (щеток), посредством которых передается ток.