автор: Шагирова Оксана Сабировна
учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №1” г. Губкинский, ЯНАО
Урок в 6 классе: Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Урок литературы в 6 классе.
Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
- Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; понимание авторского замысла.
- Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
- Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”).
Формируемые универсальные учебные действия
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
- Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация.
Предварительная подготовка к уроку:
- Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
- Выделить главные эпизоды рассказа.
- Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
- Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
- Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
- Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание) (1 уч)
- Организационный момент.
- Вызов.
Прием «Яркое пятно».
На слайд выводятся портреты известных людей (Мать Тереза, Е.П. Глинка, Чулпан Хаматова). Учащимся задается вопрос: «Что, на ваш взгляд, объединяет этих людей?»
Ответы обучающихся. С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что объединяет всех представленных на слайде людей такое качество, как милосердие.
– А что же такое милосердие? Как вы понимаете это слово?
Давайте проверим. (по словарю и в интернете)
С.И.Ожегов «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
Обучающимся предлагается заполнить первую часть таблицы.
– Подберите (синонимы, слова-ассоциации) к данному термину и заполните 1 колонку таблицы.
Милосердие | Куприн |
Доброта сочувствие самопожертвование помощь |
Определение темы и целей урока.
– Дома вы познакомились с рассказом Куприна «Чудесный доктор», сейчас поговорили о милосердии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цели.
– Ответы учащихся (учитель корректирует ответы обучающихся).
– Итак, тема нашего урока – Великая сила милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор».
Цели:
– познакомиться с личностью писателя;
– проанализировать рассказ Куприна «Чудесный доктор»;
– определить, какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа, в жизни людей.
III. Осмысление
– Разговор о произведении никак не может состояться без беседы об авторе, который его написал.
Слово о писателе (прием «Портрет»)
– Как вам кажется, каким был автор, написавший рассказ «Чудесный доктор»?
– Ответы обучающихся.
– В представленном во 2 задании материале найдите и зачитайте информацию, касающуюся характеристики Куприна (внешность, характер)
Задание №2
Надежда Тэффи как-то вспоминала: «Внешность у Куприна была не совсем обычная. Был он среднего роста, крепкий, плотный, с короткой шеей и татарскими скулами, узкими глазами, перебитым монгольским носом.. носил расписной халат и цветную тюбетейку»
А. Белов: «Большое значение для его литературной деятельности имели знакомства с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким. Творчество этих выдающихся писателей несомненно оказало влияние на Куприна»
Человек удивительной судьбы, обладавший редким даром цепко и страстно любить жизнь и торопиться испытать в ней все возможные роли.
По воспоминаниям К. Чуковского («Портреты и этюды»): «В то время, Александр Иванович производил впечатления человека даже чрезмерно здорового: шея у него была бычья, грудь и спина – как у грузчика; Коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло. Ни галстук, ни интеллигентный пиджак не шли к его мускулистой фигуре…Лицо у него было широкое, нос как будто чуть-чуть перебитый, глаза узкие, спокойные, вечно прищуренные – неутомимые и хваткие глаза, впитавшие в себя всякую мелочь окружающей жизни».
H.A. Тэффи сказала в первой главе своих замечательных воспоминаний об А. И. Куприне: «Он был романтик. Он был капитаном юношеских романов, морским волком с трубочкой-носогрейкой в зубах, завсегдатаем портовых кабачков. Он чувствовал себя храбрым и сильным, грубоватым внешне и поэтически-нежным душевно».
К. Г. Паустовский не без основания писал: “По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только «литературную консерваторию» но и несколько литературных академий». Л. Толстой не раз восхищался рассказами Куприна «Ночная смена», «В цирке», хорошим знанием армейского быта в «Поединке». «У него настоящий, прекрасный настоящий талант», – сказал Л. Толстой о Куприне в 1906 году. И. Бунин восторженно говорил о многих рассказах Куприна, восхищался их «разнообразными достоинствами… тем, что преобладает в них: свободой, силой, яркостью повествований, его метким и без излишества щедрым языком…».
Ученики зачитывают фразы.
-Спасибо.
– Посмотрите на портреты людей на слайде и попытайтесь определить, к какому человеку могут относиться качества, перечисленные вами. (Демонстрируются портреты русских писателей, обучающиеся выполняют задание).
– Ответы обучающихся.
Учитель указывает на портрет Куприна и предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с биографией писателя, определив ключевые качества его личности. ( Идет работа с информацией о писателе, слова выписываются в рабочий лист, строится кластер «Куприн»).
Куприн: доброта, чуткость, любовь ко всему, человечность, счастье, душевность.
– Сравните качества, указанные в кластере с теми, которыми вы определяли термин милосердие
Анализ рассказа
– Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве.
Ребята, как вы поняли, сюжет рассказа – вымысел автора или реальные события?
Ответы обучающихся с опорой на текст.
– Где и в какое время происходят события рассказа? (Киев, канун Рождества)
– Кто является его главным героем? (семья Мерцаловых)
-Давайте обратимся к началу произведения. Мальчики у витрины гастронома. Также прошу обратить внимание на слайд.
– Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов – эпитеты, гипербола, однородные члены предложения).
– Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).
– Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).
– Какой приём использует автор, рисуя картину сияющих ёлок, радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Антитеза – противопоставление).
– Далее автор сгущает краски. И мы точно понимаем, что семья в беде! (индив. задание написать письмо)
– Давайте обратимся к тексту стр. 7 чтение по ролям: от слов «Ну? Что же?»… до слов «В это время в коридоре…»): Автор – ученик (ученица); Мать – ученица; Гриша – ученик; Володя – ученик.
– Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики?
Ответы учеников:
– По моей просьбе Рита попробовала восстановить текст этого письма. Посмотрим, что у нее получилось.
Рита читает письмо.
– Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).
– Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).
– Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.
– Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.
Чтение отрывка «Тут было тихо и торжественно…»
– И в этой торжественной тишине в голове Мерцалова рождается мысль о самоубийстве. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.
– С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? (С доктором. Н.И. Пирогов).
– На какие части можно разделить жизнь семьи Мерцаловых?
– Кто или что разделил жизнь семьи на 2 части?
На экран выводится схема, которую учащиеся должны заполнить, работая в группах, опираясь на текст, а после – озвучить.
до после
Мерцаловы
Распределите слова в две колонки: относящиеся к жизни семьи до встречи с доктором и после встречи с ним: бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
– Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
– Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)
– Как ведет себя доктор, оказавшись в доме семьи, что он делает?
– Какими качествами обладал доктор?
– Можем ли мы назвать его волшебником, который появился в доме Мерцаловых в канун Рождества? В чем заключалось его волшебство?
– Какое качество является главным в характере доктора? (милосердие или сострадание)
– Почему автор назвал своего доктора Чудесным?
– Какая реальная личность скрывается за образом доктора ? Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? (Аптечный ярлычок на лекарстве).
– Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).
– Попытайтесь предположить, как могла бы сложиться судьба этой семьи, если бы не встретился «чудесный» доктор.
– О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся. О чудесах, которые творит милосердие).
Работа в группах
1 группа: составить синквейн «Милосердие»
Милосердие
Деятельное, бескорыстное, доброе, сострадающее
Любить, помогать, переживать, творить, спасать
Мы должны проявлять милосердие.
Милосердие должно быть в жизни.
Милосердие – это помощь нуждающимся.
Забота, доброта, спасение
Правила:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
2 группа: подобрать пословицы и поговорки о милосердии
Пословицы о милосердии
На свете не без добрых людей.
С добрым жить хорошо.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
Большая душа, что большой костёр – издалека видна.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброта без разума пуста.
Доброе дело питает и душу и тело.
Милосердный человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Красота до вечера, а милосердие навеки.
Доброе братство лучше богатства.
3 группа: изготовить словарь к рассказу
Найдите соответствие и составьте словарь «трудных» слов
Досужий (вымысел) | работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день. |
Пустые щи | крайне изнуренный, утомленный. |
Изможденный | сваренные на воде, а не на мясном бульоне. |
Поденная работа | (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения. |
Сочельник | появившийся от безделья (от слова «досуг» – свободное время или развлечение). |
4 группа: Докажите, что «Чудесный доктор» является святочным рассказом?
- Домашнее задание.
– Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)
– Написать письмо чудесному доктору.
– Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»
- Рефлексия
– Завершая работу, давайте вспомним, какими были цели нашего урока, достигли ли мы их?
– Ответы учащихся.
– В ходе анализа рассказа мы с вами должны были ответить на вопрос: какую роль играет милосердие в жизни главных героев рассказа?
Какой ответ на этот вопрос сейчас мы можем дать? – Ответы учащихся.
– Наш урок подходит к концу. Был ли он полезен для вас, над чем заставил задуматься?
Вспомните, с чего мы начали наш урок? (возвращаемся к первому слайду)
– Можем ли мы добавить на слайд фотографию профессора Пирогова и писателя Куприна и почему?
– Ответы обучающихся.
Приложение1
Милосердие | Куприн |
Милосердие | Куприн |
Приложение 2
Признаки святочного рассказа:
-
- Действие в произведении происходит в канун праздника Рождества Христова, или Святок.
- Социальная тематика: автор поднимает острые вопросы, касающиеся расслоения общества, незащищенности его бедных слоев.
- Герои рассказа находятся в бедственном положении, их давит нищета, болезни, безразличие других людей и т.п.
- Среди героев – дети (голодные, замерзающие, умирающие).
- Чудо, счастливая концовка, побеждает добро и любовь.
социальная тематика: Куприн поднимает острые вопросы, касающиеся расслоения общества, незащищенности его бедных слоев;
ценность человека как личности: чудесный доктор (Пирогов) увидел в герое, не отчаявшегося, потерявшего все и готового пойти на самоубийство чиновника, а человека;
тема памяти: несмотря на то, что с того памятного дня прошло уже много лет, память о чудесном докторе сохранили и передают из поколения в поколения все члены спасенной им семьи.
в финале рассказа: безусловная победа добра над злом и счастливый финал (ребенок вылечился, муж нашел работу, в семье появился достаток).
Перечислив эти признаки мы убеждаемся, что рассказ Куприна “Чудесный доктор” относится к рождественским, или святочным рассказам.
Теперь конкретно:
1). Яркие праздничные витрины и звуки музыки свидетельствуют о празднике. Старик-незнакомец также, вспомним, несет детям подарки. Значит, канун Рождества.
2). Одного лишь описания подвала – места, где живут Мерцаловы – достаточно, чтобы понять, в какой нищете и положении они существуют.
3). История начинается с того, что мальчики рассматривают витрины. Дочь Мерцалова – Машенька – больная девочка, к которой спешит доктор. Кричащий младенец, которого матери нечем кормить.
4). Благодаря встрече с доктором и его доброму сердцу финал истории оказывается счастливым и памятным.
Приложение3
Уважаемый Савелий Петрович.
Обращаюсь к вам с______________________.
Есть совсем_________________. Одна дочка ________________________.
Теперь вторая_____________________________________________________.
Денег нет не то что на _________________, но даже и на __________________.
Моего заработка ни на что ________________________________.
Мой муж, как только устроится, сразу же_______________________________________.
Прошу Вас, ___________________________.
С уважением, Елизавета Ивановна Мерцалова.
(слова для справок: огромная просьба, есть нечего, три месяца назад умерла, лежит в жару и без сознания, на лекарства, но и на еду, на отопление, не хватает, Вас отблагодарит, не откажите)