Автор: Шаповалова Ирина Адольфовна

МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода

Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» с применением технологии «Перевернутый класс»

«Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Цели урока:

Образовательные: 

-обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;

-совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

-отработать умение правильно использовать деепричастия в речи. 

Воспитательные

-воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах и группе;

-воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе;

— создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии.

Развивающие

-развивать у учащихся познавательные способности — речь, мышление, внимание, воображение, восприятие; 

-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать; 

 

Задачи урока: 

1.обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»; 

2.формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;

3.закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания;

4.развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;

5.развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Планируемые результаты на уроке: 

Предметные:

— знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «НЕ с деепричастиями», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;

— уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;

Метапредметные:

— уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД)

— уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД)

— уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)

Ход урока

Учитель Класс! Здравствуйте, садитесь! Авторизируемся. Введите пин код 30 января 3020 года. Голосовой интерфейс попрошу отключить. Сегодня работаем в диалоговом режиме по теме  Деепричастие.Точка ру. Наметим цели. Гуглить не нужно.

1.обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»; 

2.формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;

3.закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания;

4.развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;

5.развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Учитель Хорошо. Цели намечены. Приступим к осуществлению задуманного. В начале урока сдаем свои флэшки с домашним заданием. Теперь включайте все свой Bluetooth – ловите ваши сочинения. Лобанов, у тебя снова вся домашняя работа была заражена вирусами… Из Интернета опять скачивал?
Лобанов: Нет
Учитель А у тебя, Напрасник, сочинение всего-то на 600 килобайт! И это-то в 7 классе! Ты что, забыл норму? Зайдёшь на перемене в виртуальную библиотеку,  найдешь сервер «Развитие речи», там все подробно расписано! МЕГАБАЙТ – не меньше! 

Учитель Удачное сочинение получилось  у Алексея Гармаш/зачитать сочинение/

Учитель Итак, оценки в электронный журнал я загружу в конце урока. А ваши родители пусть сегодня зайдут на школьный сайт и поставят свою электронную подпись в конце веб-страницы в том, что ознакомлены с вашими «двойками».

Учитель Кто забыл дома ноутбук, пишите в смартфонах, а дома не забудьте все переписать на компьютер. 

Учитель Итак,с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями вы познакомились дома, просматривая подготовленные мною тематические видеоролики в Интернете. Урочное время используем для выполнения практических работ

Учитель Предлагаю Дмитриевой Екатерине обобщить материал. «Электронный Паспорт деепричастия».

/ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ/

Учитель /: Спасибо. Борзунов, убери посторонние вещи с урока (Ученикне слышит, и продолжает читать книгу. К нему подходит учитель). Я сказал, убери книжку в сумку, дома будешь читать! В школу ничего на бумажных носителях приносить нельзя!

Борзунов Сервер Драйверович, это раритет._Учебник русского языка 7 класса под редакцией Елены Быстровой моей прапрапрабабушки. Вот наша тема.

Борзунов А давайте телепортируемся в 30 января 2019 года. Посмотрим, как учились наши предки.

/Дети занимают места за партами/

УЧИТЕЛЬ  Сегодня мы познакомимся с новым словом  Телепортация. Дежурный по словарю Машенцев Максим.

Телепортация – это результат быстрого перемещения вещи или тела на любую дистанцию, когда они исчезают в исходном месте и возникают в конечном

Откройте учебники на стр. 182. Проверяю себя.

Напрасник Станислав задание №1

Лобанов Кирилл  задание №2

Матузова София задание №3

Романов Роман задание №4

Распределимся по группам/рассаживаются по группам/

Выбирайте задания

Групповая работа

ГРУППА 1

Замени придаточное предложение деепричастным оборотом. В каком предложении замена не возможна.

1) Когда туристы подошли к подножию Эльбруса, они решили отдохнуть. 
2) Если вы дружно возьмётесь за работу, то непременно выполните её в срок. 

 3) Отряд зашагал бодрее, так как видел цель похода — горное озеро. 

 4) Товарищ, хотя и отказывается от поездки, всё-таки очень жалеет об этом. 

5)Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

КЛЮЧИ

Придаточные предложения времени, условия, причины и уступительные могут заменяться деепричастными оборотами с тем же значением, например:
1)  Подойдя к подножию Эльбруса, туристы решили отдохнуть.
2)  — Дружно взявшись за работу, вы непременно выполните её в срок.
3)  Отряд зашагал бодрее, видя цель похода — горное озеро.
4)  Товарищ, отказываясь от поездки, всё-таки очень жалеет об этом.
Во всех четырёх сложных предложениях подлежащее в главном и в придаточном одно и то же, хотя бы и заменённое личным местоимением, как в первом примере. Если подлежащие в главном и придаточном разные, то замена невозможна, например:
Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов

ГРУППА 2

К данным  деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

 

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки; 

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

ГРУППА 3

  • ПРИДУМАЙТЕ:

-5 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –С-, а корень начинался с буквы –С- ;

-5 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –З-, а корень начинался с буквы _-З-.

2.ЗАМЕНИТЕ:отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ- (-СЬ).

Борьба, охота, встреча, остановка, обтирание, занятие, прогулка, купание, сопротивление, подъём, подготовка, ученье.

ГРУППА 4

Задание

Составьте текст- описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

 

1.всматриваясь в картину;

2.символизируя смелость и отвагу;

3.напряжённо вглядываясь;

4.высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5.готовясь вступить в смертельную схватку;

6.внушая страх противнику;

7.спокойно наклонив голову;

8.почуя врага;

9.лукаво улыбаясь;

10.поражая находчивостью;

11.держа в правой руке гусли;

12.не боясь вражеских полчищ;

13.как будто возвышаясь над землёй;

14.мужественно защищая своё Отечество.

РАБОТА С ТЕКСТОМ на ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

Кажный учиник хочит быть граммотным отличником. Стримяся к этой целе ему хочица все зделать самому. Зачем нужны приподователи? Вить есть учебники помогающее любому достичь совиршенства. Хочиш-будь физиком, хочиш-займись математикой, езыками или литиратурой, а хочиш-будь бизнесменом. Но вот русский язык придёца учить всем набравшись терпения. Нильзя быть хорошим руководителем или камерсантом будучи бизграматным. Ты согласин со мной? Почему? Напиши мне атвет…пожалуста.

МОРФЕМИКА

Цепляясь, зная, сгорбившись, вспарывая, вздымая, перепахивая, извиваясь, припадая, окутываясь, скользнув. 

КЛЮЧ

Цепл- корень, я-суф, я -суф, сь -постфикс

зна-корень,  я-суф.

с-приставка,  горб-корень,  и-суф,  вши-суф , сь-постфикс

вс-приставка,  пар-корень,  ыва-суф,.  я-суф

вз-приставка , дым-корень,  а-суф,  я-суф

пере-приставка,  пах-корень,  ива-суф,  я-суф

из-приставка , ви-корень,  ва-суф,  я-суф,  сь-постфикс

при-приставка, пад-корень,  а-суф, я-суф

о-приставка, кут-корень,  ыва-суф,  я-суф,  сь-постфикс

скольз-корень,  ну-суф,  в-суф

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 

Радуясь, мы встречали гостей

Изучив  статью, Вера написала конспект

Читая энциклопедию, дети узнали много нового

КЛЮЧИ

Радуясь, мы встречали гостей

  1. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос – что делая?
  2. Н. ф. – радуясь. Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство (приветствовал – как?радуясь).

 

Изучив  статью, Вера написала конспект

  1. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос – что сделав?
  2. Н. ф. – изучив Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство (написала – когда?изучив).

Читая энциклопедию, дети узнали много нового

  1. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос – что делая?
  2. Н. ф. – читая. Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство (узнали – когда?читая).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР НА доске

Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.-И.Северянин

 

ТЕСТ ИНДИВИДУАЛЬНО БУРЛАКОВ//ЛОБАНОВ

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

 

Вариант 1

1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;

б) признак признака;

в) добавочное действие при  основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

2.Найдите деепричастия:

а) увидел;

  б) шлёпая;

       в) поднявши;

г) спеша;

         д) принявший;

е) свежо.

3.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

А. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.

         Б. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

             В. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.

     Г. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.

4.В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Открывая книгу, из неё выпал листок.

               Б.  Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

               В.  Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

                                Г.   Сидя у окна, девочка читала.

5.Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях?

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

Он ушёл, (не) довыполнив задания.

Выберите правильный ответ.

А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

В. В обоих случаях слитно.

Г.  В обоих случаях раздельно.

  1. Найдите деепричастия совершенного вида:

А) глядя;

   Б) сложив;

      В) отнявши;

       Г)  прочитав;

       Д)  улыбаясь;

     Е)  балуясь.

  1. Укажите правильный ответ.

А.Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

Б. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

В. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

 

Вариант 2

1.Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время, б) вид. в) лицо.

  1. Найдите деепричастия:

а) вечерело                          г) закрыв

б) рисовал                           д) будучи

в) улыбаясь                         е) игравший

  1. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

А. Девочка смотрела не мигая в окно.

Б.  Собака почуяв меня насторожилась.

В.  Мы шли по тропинке пересекавшей поле.

Г.   Улыбаясь он посмотрел вокруг.

  1. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Б.  Он пришёл в ужас выслушав меня.

В.  Приближаясь к роще она пошла тише.

Г.   Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.

5.Определите, как надо писать НЕ в каждом случае в предложениях? Выберите правильный ответ.

Сам того  (не) ведая, он открыл великий закон.

(Не )годуя, он ушёл.

А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

Б.  В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

В.  В обоих случаях слитно.

Г.  В обоих случаях раздельно.

  1. Найдите деепричастия несовершенного вида

а) играя                             г) увидевши

б) увидя                            д) кружась

в) просохши                     е) спеша

  1. Укажите правильный ответ.

А. Охраняя природу, ты защищаешь родину.

Б.  Охраняя природу, ты защищаешь родину.

В.  Охраняя природу, ты защищаешь родину.

Г.  Охраняя природу, ты защищаешь родину.

8.Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:

а) спешат                        г) ждут

б) жуют                           д) глядят

в) балуются                     е) кричат