автор: Шарафутдинова Анна Викторовна

педагог-организатор муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие»

методическая разработка классного часа «Каким ты был?.. Герой Советского союза

Содержание 

 

  • Введение__________________________________________________3

 

  • Основная часть: сценарий классного часа «Каким ты был?.. Герой

 Советского Союза» _____________________________________4 – 9

 

  • Литература_______________________________________________10


Введение

Люди!
Пока сердца стучатся,-
помните!
Какою ценой завоёвано счастье,-
пожалуйста,
помните!                          

Воспитание гражданина – самая высокая задача любой образовательной системы, актуальная на протяжении всей истории человечества. Особенно она важна в настоящее время, когда утрачены многие нравственные ориентиры, снижается уровень духовной культуры общества, обостряются противоречия между поколениями. 

 Подрастающее поколение обязано помнить подвиги беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных своей Родине, которые защищали родную землю, свои семьи, всех детей страны, будущее Родины.

Такими мероприятиями формируются представления о Российской армии – защитниках нашей страны. Расширяется представление детей о солдатах, углубляются знания о службе в армии, воспитывается желание быть похожими на храбрых людей.

Никогда и никому не победить страну, где каждое новое поколение сохраняет и приумножает боевые традиции предшествующих поколений.

Данное мероприятие  предназначено для учащихся младшего школьного возраста. 

2019году наша страна отмечает очень важное, но в то же время, очень трогательное  событие — семидесятипятилетние Победы над фашисткой Германией. 

Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Мы помним тех, кто отдал свою жизнь за нас, кто подарил нам эту жизнь. Тема войны никого не может оставить равнодушным.   Знание военной истории, сохранение связи между поколениями необходимо, ведь без прошлого нельзя строить будущее. Основная задача взрослых – это воспитание у школьников чувства гордости за свой народ, который смог выстоять в самой страшной войне, это воспитание уважения к старшему поколению, которое живёт ради своих внуков и правнуков.

 

«Каким он был? – Герой Советского Союза»

 

Цель: развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, толерантности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.

 

Задачи:

  • организовать познавательную деятельность детей;
  • познакомить воспитанников с историей жизни А.М. Зверева;
  • воспитывать чувство гордости за героизм своего народа уважения к ветеранам ВОВ, любви к своему народу и к своей Родине;
  • повышать уровень патриотизма на героических примерах прошлого.

 

Технологии, методики: деятельносто – практический подход, бинарный подход, медиа средства и компьютерные технологии

 

Межпредметные связи: литература, музыка, история, ОБЖ.

 

Аудитория: учащиеся 2-4 классов

 

Оборудование: Интерактивная мобильная система, ноутбук, колонки.

 

Материалы и приспособления:

  • презентация с фотографиями;
  • карточки с  выдержками из  воспоминаний людей,  знающих А.М. Зверева;
  • карточки с отрывками из писем.

 

Оформление зала: на экране тема мероприятия, «Каким ты был?.. Герой Советского Союза»

Звучит «Грустный вальс», появляются двое ведущих.

 

Ход мероприятия.

 

Ведущий 1.

И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остается молодой.

Ведущий 2

9 мая 2019 года… В 75-й раз прогремит салют Победы. А памяти народной и поныне живы бессмертные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа.

Ведущий 1.

 Год 1941…Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу землю.

 

Ведущий 2. 

Июнь… клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

 

Ведущий 1.

 Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

 

Звучит фонограмма песни (приглушённо) «Вставай страна огромная» , ведущие читают стихотворение.

Ведущий 2

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по тропам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

 

Ведущий 1

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

 

Диктор – голос за кадром

Внимание! Внимание! Говорит Москва!

Сегодня в четыре часа утра, без объявления войны

Германские войска напали на нашу страну.

Звучит фонограмма песни «Священная война».

 

Педагог:

Военная история России является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа с захватчиками. Русская армия снискала себе неувядаемую ратную славу в сражениях за целостность и независимость родной земли. В периоды тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Дух народа оказывал решающее воздействие на боеспособность защитников Отечества.

             Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались  российской общественностью. Были особые дни, когда общество, чествуя армию  и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди  глубже ощущали свою сопричастность славным деяниям наших предков.

           В целях возрождения одной из лучших российских военных  традиций в 1995 г. был принят федеральный закон «О днях  воинской славы (победных днях) России» № 32-ФЗ, в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории нашего Отечества.

           В соответствии с вышеназванным  законом установлены дни воинской славы России,

связанные, в частности, с успешными боевыми действиями русского воинства.

Ребята, какие знаменательные даты, празднующие нашим народом в честь великих побед вам известны? 

(Дети называют известные им даты).

 

Ведущий 2

16 апреля – День Героя (Славы Народной).

16 апреля 1934г., постановлением ЦИК Союза Советских Социалистических Республик была установлена высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза.

          Наши земляки тоже удостоились этого звания. Вот имена,  далеко не полного списка ямальцев, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войны.

 

Ведущие по очереди зачитывают имена героев

– Егоров Вениамин Николаевич, годы жизни – 14.03.1923г. — 3.11.1943г.;

 – Зверев Анатолий Михайлович годы жизни – 25.04.1925г. — 26.06.1944г.;            

 – Архангельский Николай Васильевич, годы жизни – 10.04.1921г. –14.01.1945г.; 

 – Давыдов Василий Иннокентьевич, годы жизни – 20.12.1913г. — 13.06.1968г.;

 – Корольков Иван Васильевич, годы жизни – 5.10.1919г. – 1.01.1984г.;

 – Борисов Василий Александрович, годы жизни –2.04.1913г. — 22.04.1993г.;

 – Панов Петр Яковлевич, годы жизни – 6.09.1912г. — апрель 2002г.

 

Ведущий1

         С каждым годом список из числа живых Героев Советского Союза становится всё меньше и меньше. Но память о низ будит жить в сердцах потомков – вечно!

 

Ведущий2

Помнит Ямальская земля своих героев!

Анатолий Михайлович родился в 1925 году. В 6-летнем возрасте он был сыном «врагов народа» и вместе с семьей в 1931 году был выслан из Витебской области в Обдорский край. В рабочий поселок Шуга Надымского района Ямало-Ненецкого округа семья Зверевых приехала летом 1931 года из Астраханской области.

 

Воспоминание

 

Карточка № 1.

Из воспоминаний Александры Михайловны Шапошниковой, бывшей репрессированной: «Зиму все ссыльные пережили в посёлке Чёрный Яр, под Сургутом. Начали жить в шалашах, потом построили пять бараков. Всё взрослое население из числа мужчин и подростков постарше увезли на строительство Ханты-Мансийска. Весной в посёлке началась эпидемия дизентерии, которая унесла жизни всех малышей. Семья Зверевых похоронила в Чёрном Яре свою дочь Ниночку. Весной всёх астраханцев отправили на Ямал. Всю весну и лето прожили семьи на рыбницах, осенью вырыли землянки в Шугинской горе, начали строительство бараков, магазинов, школ. Люди восьми национальностей  оказались ссыльными в п. Шуга, среди них румыны, калмыки, немцы, евреи, русские, украинцы. В посёлке Шуга прошли школьные годы Толи Зверева».

 

Карточка № 2.

Из воспоминаний сестры, Раисы Михайловны Зверевой: «Анатолий с детства был смышлёным, не по годам развитый, невысокого роста крепыш с тёмно-карими глазами. Любил играть войнушку, а ребята за смелость и находчивость всегда выбирали его командиром. Больше всех помогал Толя матери по дому. Отец в то время был мастером шугинского рыбоучастка, часто не бывал в посёлке, всё с рыбаками. Летом с ним, начиная с 3 класса, работал и Толя».

 

Карточка № 3.

Из письма матери, Марии Андреевны Зверевой: «В первый класс Тоя пошёл в 1932 году в старую школу. Жили мы в доме недалеко от школы. Был Толя маленьким не только по росту, но и по годам, но друзей у него было много. В пятый класс Толя пошёл в новую школу-семилетку».

 

Карточка № 4.

Из воспоминаний Рязанова Павла Иосифовича, друга детства, были неразлучны с 1932-1942гг.: «По речке Шуга  было много островков. Мы любили уезжать с Толиком туда,

на острова. Часто снами собирались ребята помладше. С ними особенно любил заниматься Толя: то лодку мастерил, то самолёт строил. Любимыми играми были «робинзоны», казаки-

разбойники», любимым героем – Чапаев.

На островах мы ловили рыбу, ставили сетки на ночь, читали книги и рассказывали страшные истории». 

 

Карточка № 5.

Из воспоминаний Зобниной Агнии Матвеевны, бывшей вожатой Шугинской школы: «Жили Зверевы в доме барачного типа, их соседями были Тимофеевы, с их дочкой Раисой он был очень дружен. Семья Зверевых была очень трудолюбивой. У них уважительно относились к старшим, заботились о младших. Братишки Вова и Гена родились в Шуге, часто болели. Одеть было нечего, да и поесть не всегда что было. Толя очень любил и оберегал свою маму, Марию Андреевну, которую всегда ласково называл «мамочка!» Он мог отлично развлекать младших: хорошо играл на домбре, замечательно рисовал и читал стихи».

 

Карточка № 6.

Из воспоминаний Шаховой Зинаиды Ивановны, одноклассницы Толи: «Толя был весёлым, неунывающим пареньком. В классе он был старостой. Дружил больше с мальчишками: Павлом Рязановым, Иваном Тимофеевым, Сергеем Левандовским. Но и к девочкам относился внимательно. Из всех предметов особенно любил историю. Зимой катался на самодельных лыжах. Из всех преподавателей особенно любил учителя русского языка, литературы и истории Прибыльского Николая Пантелеймоновича. Толя мечтал быть таким, как его любимый учитель. После окончания 7 класса Шугинской школы он решил поступать в Салехардское педучилище». 

 

Ведущий1

В 1939 году Анатолий поступил в Салехардское педагогическое училище.

          Из письма Курниковой Серафимы Титовны: «С Толей Зверевым я училась с 1934 по 1942 годы, сначала в Шугинской школе, затем в Салехардском педучилище. Нас поехало туда из Шуги семь человек: шесть девочек и Толя. Мальчики поступили в зоотехникум, а над Толей подшучивали, что он один кавалер среди нас. Учился Толик очень хорошо, особенно увлекался исторической литературой, был самым активным читателем библиотеки. Вел дневник, тетради стихов и песен, занимался в военных кружках».

           На зимние каникулы домой не ездил, поэтому к нему в январе приезжала мама, Мария Андреевна, на летние – всегда приезжал в Шугу и всё лето работал в рыбоучастке. Последний раз он был в доме родителей в Шуге летом 1941 года, когда уже началась война. Анатолий 

рвался на фронт, но возраст мешал – ему было только 16. Его записали в народное ополчение и, Анатолий сразу предупредил свою маму, что обязательно уйдёт на фронт. В 1942 году его назначали командиром одного из отрядов народного ополчения в Салехарде.

 

Карточка № 7.

        Из воспоминаний Рязанова Павла Иосифовича, друга детства, были неразлучны с 1932-1942гг.: «Особенно суровой выдалась зима 1942года.

Мы, студенты, готовили себя для защиты Родины. Не считаясь со временем, трудностями, мы изучали боевое оружие, стреляли на мелкокалиберной винтовке, сдавали экзамены на значки ГТО и «Ворошиловский стрелок», совершали броски на лыжах, участвовали в военных учениях, которое производило народное ополчение Салехарда. Наступил июнь 1942 года, начало навигации на Севере. Вскрылась Обь от ледяного покрова, но снег ещё лежал в лощинах, кустах, а Уральские горы ещё безмятежно жили зимой. 

     С наступление лета ожил и город. У военкомата стало людно. Ежедневно группами и в одиночку прибывали люди в военкомат со всего округа: кто по повестке, а кто добровольно просился на фронт. 

 

 Карточка № 8.

         Среди добровольцев были и мы: Илья Ануфриев,  Толя Зверев, Иван Тимофеев и я.

Все горели желанием защищать свою Родину от лютого врага. Я и Илья Ануфриев получили повестки с отправлением на 17 июня 1942 года. Это была первая отправка на фронт в 1942 году (зимой на фронт с Ямала не брали).

        …Третий, последний гудок позвучал протяжно и громко. Клубы пара обдали окружающих своим теплом. Отданы концы, и колёса вяло зашлёпали по ледяной воде. Все словно оцепенели, застыли в напряжении. Вдруг слышу: «До свидания. Бейте крепче врагов! возвращайтесь с победой!» это кричал Толя, и пока пароход не удалился, он всё махал нам кепкой. Больше я его не видел. Это провожание стало нашим прощанием на всю жизнь».

 

Ведущий2

         А в округе не хватало учителей, многие мужчины-учителя ушли на фронт в первые дни войны. В 1941 году погиб любимый учитель Анатолия — Николай Пантелеймонович Прибыльский. В это время в училище формируется группа из числа студентов на досрочную сдачу экзаменов за курс училища. Всего в этой группе занималось 43 человека. Среди них и Анатолий Зверев. Распределение они получили в июне 1942 года в северные школы округа: Гыда, Тарко-Сале. 

        Анатолий Михайлович Зверев был назначен учителем и заведующим начальной школой национального посёлка Катровож Приуральского района. Но уже через год, в 1943 году, добровольцем отправился на фронт. 

         Воевал младший сержант Анатолий Зверев в стрелковых частях, боевое крещение получил во время выполнения задачи в тылу врага в составе разведгруппы подразделения. Таких бесстрашных боевых эпизодов было много, за что Анатолий Зверев был удостоен ордена Красной Звезды. Товарищи, достойно оценив его отвагу и организаторские способности, выбрали Анатолия комсоргом роты, а затем и батальона.

           

Ведущий 1

       Анатолий Зверев участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Прибалтики. Два года беспрерывных боев подготовили Анатолия Зверева к подвигу, высшему проявлению сути человеческого характера. В июне 1944-го передовые подразделения 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии Баграмяна вышли к берегу Западной Двины. Батальону, в котором служил младший сержант Анатолий Зверев, было приказано форсировать реку. Плот батальонного комсорга достиг левого берега Двины первым. Вот где пригодились навыки, полученные еще на великой сибирской реке Оби! Младший сержант оказался на маленьком захваченном плацдарме старшим. Он и возглавил атаку, а когда путь наступлению преградил шквальный огонь пулемета, Анатолий Зверев собственным телом прикрыл вражескую огневую точку.

            Волею воинской судьбы он погиб там же где родился — неподалеку от поселка Улла Витебской области, повторив подвиг Александра Матросова. В селе Улла герой и похоронен.

За этот подвиг младший сержант Анатолий Зверев посмертно удостоен звания Героя Советского  Союза. 

            На Ямале отважного земляка помнят и почитают. В столице Ямало-Ненецкого автономного округа именем героя назван Салехардский педагогический колледж, некогда выпустивший из своих стен молодого учителя Анатолия Михайловича Зверева. На сегодняшний день в стенах колледжа создан краеведческий музей, где и сохранился табель Анатолия Зверева за 2-й курс педучилища. Усердно он изучал математику и историю, немецкий язык и военное дело. Был активным в общественной жизни, серьёзно увлекался живописью. Сохранились фотографии 40-ых годов. 

        

Ведущий 2

          Именем Анатолия Михайловича Зверева названа улица. В школе  № 2 г.Надыма создан Музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза А.М. Зверева. На базе музея работает поисковая группа. Выставочные экспонаты собирались в течение многих лет учащимися школы. Среди них — личные вещи героя и советских солдат периода 

           Великой Отечественной, письма, воспоминания о том времени. Ежегодно проводятся недели Памяти героя, на которые приглашаются ветераны — однополчане Зверева из разных городов          России. 

           Его имя запечатлено не только в названиях ямальских улиц. Существует памятник герою в поселке Астраханской области. На берегу Западной Двины в Витебской области, на месте подвига Анатолия Зверева стоит памятный обелиск.

           Герой Советского Союза Анатолий Зверев, погиб в годы Великой Отечественной войны. Память о герое будет навечно храниться в сердцах молодого поколения.

             

Ведущий 1

          Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивились,- тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава погибшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Прошу всех встать. Почтим память всех погибших минутой молчания.

 

Звучит «Лакримозо» Моцарта. Минута молчания.

Ведущий 2

Миллионы человек погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.

Ведущий 1

 В  этом году Анатолию Михайловичу Звереву исполнилось бы 94 года. Свой бессмертный подвиг он совершил в возрасте 19 лет…

 

Нет, не до седин, не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

 

Прижаться к земле и в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её, врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

 

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

 

3 августа 1943 (П.Н. Шубин, поэт, участник Великой Отечественной войны)

                         Вечная  память героям!

 

Звучит фонограмма песни «Солнечный круг»

 

Литература:

  1. «Анатолий Зверев в воспоминаниях современников», Молодая гвардия, 2006г.
  2. Интернет ресурсы: 

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-geroi-sovetskogo-soyuza-yanao-270077.html; https://www.moypolk.ru/ikryaninskiy-rayon/soldiers/zverev-anatoliy-mihaylovich;

https://pam30.ru/people/item/182432/

https://infourok.ru/podborka_stihov_o_voyne_i_pobede-497504.htm