Психолого-педагогические технологии развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

Автор: Шатохина Оксана Викторовна

Д/с “Березка” р.п. Чишмы БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН, ЧИШМЫ

Психолого-педагогические технологии развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

   Психолого-педагогические технологии развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников

 

                                                                                     Шатохина Оксана Викторовна

                                                             педагог-психолог Д/с «Берёзка» р.п. Чишмы

                                                                               Республика Башкортостан, Россия

 

       Современное поколение детей живет и растет в довольно сложное время. Кроме того, что детство наших ребятишек приходится на эпоху перемен, эпоху тревог и непостоянств, еще и само общество несет в себе множество серьезнейших проблем. Поэтому сегодня как никогда перед педагогами стоит важная задача – воспитание чувства общности и взаимоподдержки, развитие отзывчивости и эмпатии. Все это является производным эмоциональной сферы развития. 

Вообще эмоции в жизни человека, а детей особенно, играют важную роль. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей и способностей, достоинств и недостатков. 

Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Таким образом, общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной сферы и положительных социальных качеств у ребенка. Напротив, невнимательное отношение взрослого значительно препятствует правильному формированию чувств и эмоций, снижает социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, либо готовым выплеснуть свою агрессию на сверстников. Поэтому основным фоном при общении взрослого с ребенком должны стать только положительные эмоции, выражающиеся в улыбке, ласковом взгляде, позитивном физическом контакте – поглаживание, объятие и т.п.  

Эмоции и чувства формируются также в процессе общения ребенка со сверстниками, а потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, совместных занятиях. Но, чтобы взаимоотношения детей имели позитивный характер, конечно, необходима помощь взрослого. Надо стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности, сформировать правильное к ним отношение, учить понимать и распознавать эмоциональное состояние друг друга, формировать способность эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Поэтому, конечно, необходимо  проведение специальных занятий, где с помощью сюжетно-ролевых и подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, этюдов, мимики и пантомимики, чтения сказок и последующих бесед расширяется круг осознаваемых эмоций на фоне сближения и эмоционального объединения, приобретается позитивное отношение к взрослым и другим детям, возникает эмпатия, развивается отзывчивость. При развитии эмоциональной сферы на занятиях очень важно использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, графических изображений при работе с которыми фиксируется внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций. Полезен способ подражания –  воспроизведение наблюдаемых состояний, фиксация ощущений и их вербализация, т.е. последующее словесное описание.

В данном аспекте хочется поделиться собственным опытом по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Знакомить детей с проявлением эмоциональных реакций и их особенностями я начинаю со среднего дошкольного возраста. В этот период мы говорим с детьми о настроении, какое оно бывает, от чего зависит, как выражается, т.е. как его узнать по выражению лица, что о настроении говорит цвет. Как можно выразить его символом, интонацией, движением. Таким образом, в организуемом цикле занятий, дети учатся распознавать настроение и выражать различными способами свое самочувствие.

В старших группах происходит более углубленное изучение эмоциональных состояний, расширяется их спектр. В этом возрасте мы говорим о радости, грусти, обиде и гневе, страхе. Ребята стараются представить, на что похожи эти эмоции, как они выглядят, чем пахнут, как движутся, какие звуки издают, на какие предметы похожи и т.п. Например, звучит вопрос: «Какое блюдо могла бы приготовить злость?» Дети начинают перебирать образы, и, как правило, связывают данное состояние с чем-то неприятным, острым, жгучим или горьким на вкус – «перец», «кипяток», «горчица» и т.п. В данной возрастной группе дети начинают вербализировать свои ощущения, рассказывать о чувствах, анализировать причины проявления тех или иных эмоций, учатся способам преодоления негативных состояний. Реализовать поставленные задачи помогает упражнение «Цветик-разноцветик», часто используемое в начале занятия. Детям предлагаются лепестки разного цвета, символизирующие определенное настроение. Перед началом выполнения задания дается установка: «Сейчас у нас вырастет чудесный цветок, он будет таким, какое у вас настроение». После того, как дети выбирают лепесток определенного цвета и соединяют его с сердцевиной, обращается внимание на цвет чудесного растения, происходит обсуждения причины вариантов выбора. Дети говорят об испытываемом в данный момент чувстве, рассказывают из-за чего оно возникло. Если имеются эмоционально негативные состояния, применяется техники: «Я очень хороший» или «Мы тебя любим», когда в центр, образованного детьми круга встает ребенок, выбравший лепесток темного или яркого, агрессивного цвета. Всем хором дети произносят, обращаясь по имени к данному ребенку: «Мы тебя любим».  

Далее при организации совместных игр, в ходе которых создается атмосфера положительных эмоциональных переживаний, ребята закрепляют полученные знания. Создаются ситуации, когда каждому ребенку необходимо проявить заботу, сострадание и сочувствие к главному герою занятия. Например, путешествуя по воображаемой стране, где все предметы оживают, дети знакомятся с ее жителем – разноцветным зонтиком, который может радоваться, грустить и печалиться так же, как человек. Зонтик очень любит дождик, но когда он заканчивается, у него портиться настроение, и, чтобы приободрить героя в минуты уныния, дети учатся говорить добрые, ласковые слова, нежно прикасаются к нему, поглаживая. Конечно, не всем удается с первого раза проявить отзывчивость, выказать теплые чувства, но, наблюдая за сверстниками, скованные и застенчивые в проявлении эмоций дети, стараются хотя бы перенять манеру поведения, скопировать движения, слова. И это тоже положительный результат. 

Не остаются без внимания и дети подготовительных к школе групп. В данном возрасте занятия нацелены на формирование навыка совместной групповой деятельности, умение вступать в контакт, объединяться с другими детьми, проявлять к ним внимание. Так, мы вместе совершаем путешествия в Звездную страну, где живут забавные человечки Приветики. Они учат детей, как можно поприветствовать друг друга – поклоном головы, корпуса, рукопожатием или дружески приобняв. Или путешествуем на яхте, в поисках сокровищ, среди которых одно из ведущих мест занимает дружба. Совершаем полет на космическом корабле. И везде от детей требуется чувство товарищества, навык взаимовыручки, взаимопомощи, когда каждый отвечает за другого, а один – за всех вместе. Перед началом каждого путешествия применяется игровое упражнение на сплочение группы, развитие доброжелательного отношения к окружающим. Например, упражнение «Ковер самолет», когда значительной по количеству детей группе, необходимо разместиться на небольшом коврике. Главное условие – должны поместиться все, если кто-то останется за пределами ковра – он просто не взлетит. Ребята стараются – обнимают друг друга, тесно прижимаясь, помогая присоединиться к группе.

Таким образом, в результате организуемых занятий дошкольники расширяют возможности понимания эмоциональных состояний, лучше начинают понимать друг друга, открывают позитивные пути общения, готовы сопереживать и придти на помощь. Они понимают, что окружающие сверстники – это не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ними люди. А самой высокой оценкой деятельности я считаю проявление радостных эмоций, когда мы встречаемся с детьми для проведения занятий. У ребят в глазах неподдельный интерес, готовность к сотрудничеству, готовность быть открытыми для всего радостного и светлого. 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Данилина Т. А., Зедгинидзе В. Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2004.
  3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль : Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  4. Ньюмарк Джеральд  Как воспитать эмоционально здоровых детей/ Перев. с англ. – М.: ООО Изд-во «София», 2008.
  5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Прометей: Книголюб, 2003.
  6. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 

 

Психолого-педагогические технологии развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
Пролистать наверх