автор: Шатц Ангелина Александровна
Тьютор
МАДОУ «Детский сад №24», г. Великий Новгород
Использование альтернативной коммуникации PECS у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Шатц А.А.
Использование альтернативной коммуникации PECS у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Аутизм — это состояние, которое проявляется в трудностях с социальным взаимодействием, коммуникацией и поведением. Многие дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) сталкиваются с проблемами в устной речи, что может затруднить их взаимодействие с окружающими. В этом контексте альтернативная коммуникация, такая как система PECS (Picture Exchange Communication System), становится важным инструментом для улучшения общения и взаимодействия таких детей.
«PECS» была разработана в 1985 году в рамках Делавэрской программы по аутизму (Delaware Autism Program) под руководством доктора философии Энди Бонди, и магистра и сертифицированного логопеда Лори Фрост. Основная идея PECS заключается в использовании визуальных изображений для передачи информации. Дети учатся обмениваться картинками с другими людьми, что позволяет им выражать свои потребности и желания. Этот метод особенно эффективен для детей, обладающих ограниченными языковыми способностями, так как он позволяет обойти трудности, связанные с вербальной речью.
Процесс обучения с использованием PECS состоит из шести этапов, начиная с простого обмена картинками на конкретные предметы или действия и заканчивая созданием более сложных предложений. На каждом этапе дети взаимодействуют с обучающим, который поддерживает и поощряет их в использовании системы. Благодаря наглядности и простоте PECS, многие дети начинают быстрее осваивать общение, что положительно сказывается на их социальной адаптации.
Одним из основных преимуществ системы PECS является то, что она служит своего рода мостом к вербальной коммуникации. Несмотря на то, что некоторые дети могут не развить речь на высоком уровне, PECS может помочь им сделать первые шаги к самовыражению, что может стать основой для дальнейшего развития вербальных навыков.
Исследования показывают, что использование PECS способствует не только улучшению коммуникативных навыков, но и повышению независимости детей с РАС. Дети, которые активно используют PECS, часто становятся более уверенными в себе и инициативными, что впоследствии снижает уровень их фрустрации и агрессии. Это помогает создать более гармоничную атмосферу в учебной среде и в семье.
Несмотря на множество преимуществ, PECS требует внимания со стороны родителей и специалистов. Важную роль играет создание подходящей среды для обучения, а также поддержание постоянной практики использования системы в разных контекстах жизни ребенка. Чем больше возможностей для общения предоставляется, тем быстрее дети будут осваивать PECS и использовать ее в повседневной жизни.
В заключение, альтернативная коммуникация PECS является ценным инструментом для детей с РАС, предоставляя им возможность эффективно выражать свои мысли и желания. С помощью этой системы дети смогут лучше взаимодействовать с окружающим миром, что в свою очередь поможет им развиваться и адаптироваться к социальным условиям. Хоть PECS и не является универсальным решением, его применение несомненно может значительно улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра.