Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по социально – коммуникативному “Люди, покуда сердца стучатся”

автор: Шестопалова Елена Николаевна

Воспитатель МДОУ ДС Водник г. Краснослободска Волгоградская обл.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по социально – коммуникативному “Люди, покуда сердца стучатся”

Конспект открытой обязательной образовательной деятельности

с  детьми старшего дошкольного возраста

«Люди! Покуда сердца стучатся!»

 

Образовательная область: социально-коммуникативная

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,  развитие речи, физическое развитие.

 

Возраст детей:  5-6 лет

 

Форма организации: подгрупповая

 

Цель: Познакомить детей с историческими событиями Великой отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.

 

Задачи:

-Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об В.О.В.

-Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

-Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.

-Развивать  память, внимание.

-Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; героическая война; танкисты, лётчики; фашизм.

-Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие;  желание совершать добрые поступки.

-Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

-Воспитание толерантности.

 

Предварительная работа:

Рассматривание и обсуждение иллюстраций о В.О.В., о Сталинградской битвы.

-Чтение рассказов и стихов о войне.

-Разучивание стихов о В.О.В., о мире, о Сталинграде.

-Заучивание и обсуждение пословиц смелости, храбрости, о солдатах.

-Прослушивание песен военных лет.

– Просмотр фильмов и сюжетов о В.О.В., о героях и их подвигах.

-Просмотр презентаций на тему «Сталинградская битва».

-Совместная работа детей и родителей в создании выставки «Помним и гордимся!».

-Подготовить памятные подарки для гостей (голубь мира).

-Оформление альбома  детских рисунков «Война глазами детей»

-Беседы на темы «Доброжелательное отношение к товарищам», «Беседа о вежливости», «О хороших поступках».

-Сюжетно-ролевые игры («Разведчики», «Медсестра» и пр.).

-Совместная с родителями экскурсия в музей –панораму «Сталинградская битва»

 

Работа с родителями:

-Рекомендовать посетить вместе с детьми мемориальный комплекс  «Мамаев Курган». – Понаблюдать за возложением цветов к Вечному огню.

-Совместно с детьми просмотреть фильм на военную тему, например “Сын полка”;

-рассказать детям о родственниках, которые участвовали в ВОВ;

-рассмотреть старые семейные фотографии.

– поездка совместно с детьми в музей – панораму «Сталинградская битва»

Материалы к занятию:

иллюстрации, картины о В.О.В.,

-магнитофон для прослушивания песен военных лет;

-запись песни «Священная война»;

-«Голоса Левитана о начале войны»;

-песни «На Мамаевом Кургане тишина»;

-запись «Фонограмма боя»;

-запись «Метроном»;

-запись Прощание Славянки».

-альбом «Давно закончилась война, но память русская жива»;

– наборы пазл с изображениями памятников Волгограда;

-макет «Город разрушенный войной»;

-макет «Вечный огонь»;

-макет дерево с обожженными письма с фронта (на письмах стихи о Сталинграде);

-письмо – треугольник (фронтовое);

-голубь из белой бумаги

 

Ход деятельности:

 

Дети заходят в зал под музыку «Прощание славянки».  Стоят на ковре.

Воспитатель показывает им белого голубя из бумаги: Ребята, к нам сегодня залетел голубь. А вы знаете, что эта птица символ мира? Что такое мир?

(Ответы детей)

Мы с вами учили стихи о мире, кто хочет рассказать?

Я рисую слово МИР 
Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот –
Пароход по ней плывёт.
Вот дома – до неба прямо!
Вот цветы, а это – мама,
Рядом с ней сестра моя…
Слово “мир” рисую я.
(Дина Михайлова)

 

Пусть будет мир 
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

(Н. Найденова)

 

Воспитатель: Ребята, голубь к нам прилетел не просто так, принес нам письмо и альбом. Письмо это необычное. Такие письма писали во время войны солдаты домой. Давайте прочитаем, что там написано.  (Письмо-треугольник)

 

Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

 

Совсем недавно  наш народ праздновал  День победы в Сталинградской битвы.

Этот солдат хочет, чтобы мы помнили, как воевали наши деды и прадеды, как они боролись за наше счастье. Хотите  посмотреть альбом и больше узнать о той далекой войне?

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Давным-давно, когда ваши дедушки и может даже прадедушки и прабабушки были маленькими, на нашу страну напал враг – германские фашисты.

(Звучит фонограмма голоса Левитана о начале войны.)

Воспитатель показывает страницы альбома и рассказывает:

Фашисты хотели завоевать все наши города, села, всех людей, всю нашу землю. Они собрали огромное войско, тысячи танков и самолетов, и начали бомбить города, убивать людей, сжигать дома. Вся наша страна поднялась на войну с фашистскими захватчиками. Мужчины и совсем молодые парни уходили на фронт, чтобы с оружием в руках защитить нашу Родину, своих детей и матерей. Вместе с ними шли на фронт женщины и девушки.

Они служили медсестрами и врачами, лечили раненых, были радистками и передавали сообщения по всему фронту, даже были шоферами и летчицами и летали на самолетах, бомбили вражеские укрепления.

На заводах и фабриках, там, где до войны делали тракторы, детали машин, детские игрушки стали выпускать танки, и они сразу с завода уходили на фронт, делали снаряды, гранаты, чтобы победить фашистов. Вместе с мужчинами на заводах работали женщины и подростки.

Над страной нависла смертельная опасность. Крики, ужас, смерть. Фашисты убивали стариков, детей. Так на нашу землю пришла война. И страшнее этой войны до сих пор ещё не было. Более 20 миллионов жизней унесла война. Весь народ встал на защиту своей Родины. В те дни повторяли слова:

– Вставай страна огромная

– Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною

С проклятою ордой.

(Звучит песня «Священная война»)

Повсюду висели плакаты с призывом «Родина-Мать зовёт!» (Показ плаката)

Враги были сильнее, и подошли к городу Сталинграду.

Вы, знаете такой город? (ответы детей)

Бои шли за каждую улицу, каждый дом, этаж дома. Наши солдаты защищали каждый метр родного города, родной земли. Им было очень тяжело побеждать, фашистов было много, и они не хотели отступать. В тяжелых сражениях погибало много бойцов, тысячи были ранены, но стойко стояли наши воины.

 

Дети подходят к макету «Город разрушенный войной»

 

Сталинград! Сталинградская битва!

 

Эти слова не сходят с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание миллионов людей земли. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии, остановить фашистское нашествие?

(Фонограмма боя)

Дети читают стихи

Много лет тому назад

В сверхжестокой той войне

Защищали наши деды

                      Свой родной Сталинград.

Сталинград – огня преодоленье,

Красный орден на груди земли.

Чтоб не отступить на берег левый,

Тысячи солдат здесь полегли.

Воспитатель: По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой технике Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения и закончилась полной победой наших войск 2 февраля 1943 года.

Дети читают стихи.

  1. Волгоград – Сталинград!

Души павших солдат

Всё горит, просто некуда деться

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

               

  1. Волгоград – Сталинград!

Рядовой и комбат.

Здесь лежат, невзирая на званья.

Молча, люди стоят

Журавли пролетят

И курлыканье, как отпеванье.

Воспитатель: Какими словами можно назвать людей защищавших Сталинград?

У меня есть вот такая звезда – героя.

Игра: «Звезда» (Показываю звезду детям). Все встанем в круг, и, передавая звезду по кругу, будем называть качества воина – защитника.

(Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, крепкий, мужественный, здоровый, героический, стойкий.)

Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам – солдатам. Только лишь благодаря этим качествам советских солдат страна победила в страшной войне.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем дружно мы шагать!

 

Все нагнемся мы вперед,

А потом наоборот!

 

Влево, вправо наклонитесь

Наклонитесь не ленитесь!

 

На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий.

 

Руки ты к груди прижми,

Да, смотри, не упади!

 

Руки вверх, руки в бок,

И на месте скок-скок-скок!

 

Носом вдох, выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

 

Маршируем не спеша.

Все! Закончилась игра!

 

Воспитатель: А как вы думаете, сумела бы Красная армия победить, если бы небыли дружны между собой?

Помните: и нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.

Давайте встанем в круг возьмёмся за руки и проговорим такие слова:

«Главное вместе. Главное дружно!

Главное с сердцем, горящим в груди!

Нам, равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони!

Это будет означать, то, что мы вместе непобедимы!!!

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Наш народ героически сражался и победил фашистов, прогнал их с нашей земли. Много солдат погибло во время боёв за наш Сталинград. Народ помнит тех, кто защищал нашу страну. Ребята, как чтут память о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

(сочиняют стихи, песни, пишут книги, ставят памятники, приносят цветы на могилы)

Ребята, а что же в альбоме? Давайте посмотрим.

В память о героическом прошлом был создан мемориальный комплекс «Мамаев курган».

(Звучит песня «На Мамаевом Кургане тишина»)

(показать детям  фотографию Родины – матери).

Воспитатель: Скульптура женщины – это образ нашей родной страны. Она кричит, зовет своих сыновей и дочерей на защиту, как будто бы просит: «Спасите меня от врага!»

Следующая скульптура «Стоять насмерть!» Воин с автоматом прикрыл своей грудью Родину – мать. Так и советские солдаты своей жизни не жалели для победы над врагом.         

Вечный огонь на аллее Героев, это памятник всем защитникам Сталинграда. Сюда приходят все гости города и волгоградцы, приносят цветы, здесь в почетном карауле стоят школьники.

Ребята, а кто из вас был у «Вечного огня», или у другого памятника? Как себя ведут люди? (Тихо подходят к памятнику, кладут цветы у подножья, мужчины и мальчики снимают головные уборы и одну минуту стоят молча, склонив головы, тихо отходят)

Подойдите ближе к макету «Вечного огня»

Дети исполняют песню «Вечный огонь». Слова Д. Чибисова; музыка А. Филиппенко.

Воспитатель: Тихое время заката

                    В Волгу спустило крыло

                    Ах вы, ребята, ребята!

                    Сколько вас здесь полегло.

– В память обо всех павших в Сталинградской битве объявляется «МИНУТА МОЛЧАНИЯ». Прошу всех встать. (Звучит метроном)

Дети садятся на места.

А скажите, в мирное время нужны солдаты?

Ответ детей.

Воспитатель. Почему?

Дети. Чтобы быть всегда готовым защищать Родину.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о войне, о солдатах.

  • Солдатское дело – воевать храбро и умело.
  • Друг за друга стой и выиграешь бой.
  • Родина-мать – умей её защищать.
  • Где смелость, там и победа.
  • Кто дрожит, тот и от врага бежит.
  • Умелый боец – везде молодец.

Воспитатель. Как хорошо. А чтобы еще быть хорошим солдатом, надо быть внимательным и смышленым, чтобы враг не смог внезапно напасть. И сейчас я проверю, какие вы внимательные и смышленые.

(загадки на звездах)

 

  1. Подрасту, и вслед за братом
    Тоже буду ясолдатом,
    Буду помогать ему
        Охранять свою …(страну)

    2. Самолет парит, как птица,
        Там – воздушная граница.
        На посту и днем, и ночью
        Наш солдат – военный …(летчик)

    3.Любой профессии военной
       Учиться надо непременно,
       Чтоб быть опорой для страны,
       Чтоб в мире не было …(войны)

 

Воспитатель: Ребята, я вам рассказывала о памятниках в городе Волгограде, показывала фотографии этих памятников. А сейчас хочу проверить, как вы запомнили памятники героям войны.

На столах лежат разрезные картинки, нужно сложить и узнать, как называется памятник.

(Дети собирают пазлы)

 

Воспитатель: Дети, никто не хочет, чтобы была война, все хотят мира! Мы с вами делали птиц мира, глубок. Давайте подарим их нашим гостям, и пожелаем им мира и добра! (дети дарят поделки)

Дети читают стихи

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

 

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

 

Воспитатель: Ребята, что вы узнали интересного из моего рассказа? (ответы детей) Молодцы. Много запомнили и хорошо потрудились. Я думаю, что вы дома расскажите своим родителям, сестрам и братьям о том, что узнали сегодня. И всей семьей посетите памятники и почтите память солдат, отдавших жизнь за нашу счастливую мирную жизнь.    

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по социально – коммуникативному “Люди, покуда сердца стучатся”
Пролистать наверх