автор: Шишканова Анна Васильевна

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Петровка

Программа по внеурочной деятельности «Оч. Умелые ручки»

 

Программа внеурочной деятельности

«Оч. Умелые ручки»

художественно-эстетическое направление

для учащихся 1-4 классов

Учитель: Шишканова А.В.

                                                     Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

         Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:

  1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги — Ярославль: Академия развития, 2006.
  6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

  1. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

 

      Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. 

 

Программа рассчитана на 4 года обучения. 

Общее количество часов: 134

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 32 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

 

Календарно-тематический план

1 класс, 32 часа

 

Количество

часов

Тема Материалы
I. Аппликация и моделирование (16часов)
1-4 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
5-8 Аппликация из геометрических фигур. Цветная бумага, картон
9-10 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон
11-12 Аппликация из салфеток. Салфетки, картон
13-16 Объёмная аппликация. Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
II. Работа с пластическими материалами (10 часов)
1-4 Рисование пластилином. Пластилин, картон
5-8 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
9-10 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
III. Аппликация из деталей оригами 

(6 часов)

1-3 Аппликация из одинаковых деталей оригами. Цветная бумага, картон
4-6 Коллективные композиции в технике оригами. Цветная бумага, картон

 

2 класс, 34 часа

 

Количество часов Тема Материалы
I. Аппликация и моделирование (12 часов)
1-4 Аппликация из листьев и цветов. Засушенные цветы, листья
5-8 Аппликация из птичьих перьев. Птичьи перья, картон
9-12 Аппликация из соломы. Солома, картон
II. Работа с пластическими материалами (8 часов)
1-2 Разрезание смешанного пластилина. Пластилин, тонкая проволока, картон
3-4 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
5-6 Торцевание на пластилине. Пластилин, гофрированная бумага
7-8 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
III. Поделки из гофрированной бумаги 

(4 часа)

1-4 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага, картон
IV. Модульное оригами (10 часов)
1-2 Треугольный модуль оригами. Цветная бумага
3-4 Замыкание модулей в кольцо. Цветная бумага
5-10 Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Цветная бумага

 

3 класс, 34 часа

 

Количество часов Тема Материалы
I. Работа с природными материалами 

(4 часа)

1-4 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)
1-6 Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Гофрированная бумага, картон
7-10 Мозаика из ватных комочков. Вата, картон
11-14 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Картон, цветная бумага
15-18 Многослойная аппликация. Открытки, картинки, картон
III. Работа с пластическими материалами (6 часов)
1-4 Мозаичная аппликация на стекле. Пластилин, стекло
5-6 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
IV. Модульное оригами (6 часов)
1-6 Игрушки объёмной формы. Цветная бумага

 

4 класс, 34 часа

 

Количество часов Тема Материалы
I. Работа с природными материалами 

(4 часа)

1-4 Коллективные композиции, индивидуальные панно. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)
1-2 Многослойные аппликации. Открытки, картинки, картон
3-6 Мозаика из квадратных модулей. Картон, цветная бумага
7-8 Элементы квиллинга. Картон, цветная бумага
9-14 Аппликации в технике квиллинг. Картон, цветная бумага
15-18 Техника изонить. Заполнение круга, угла. Картон, цветные нитки
19-24 Аппликации в технике изонить. Картон, цветные нитки
III.Поделки на основе нитяного кокона

 (6 часов)

1-6 Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. Нитки, напальчник, цветная бумага

 

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Оч. умелые ручки»

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия. 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

 

Список пособий:

  1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
  6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

  1. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru