автор: Шлейник Дарья Владимировна
старший воспитатель ГБОУ ЛНР “ЛУВК имени Г.Т. Берегового”
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК
Шлейник Дарья Владимировна,
старший воспитатель
ГБ ДОУ ЛНР «ЛУВК имени Г.Т. Берегового»
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье актуализируется проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Наглядное моделирование рассматривается как одно из средств развития связной речи. Автором представлены виды наглядного моделирования: мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллажи, картинографии. Коротко описано содержание работы с каждым видом в контексте развития связной речи старших дошкольников.
Ключевые слова: старшие дошкольники, связная речь, метод наглядного моделирования
Darya Vladimirovna Shleinik,
senior tutor GB DOE LNR
“LUVK named after G.T. Beregovoy”
VISUAL MODELING AS A MEANS OF DEVELOPING COHERENT SPEECH OF OLDER PRESCHOOLERS
The article actualizes the problem of the development of coherent speech of older preschool children. Visual modeling is considered as one of the means of developing coherent speech. The author presents the types of visual modeling: mnemonics, mnemotables, pictograms, collages, cartographies. The content of work with each type in the context of the development of coherent speech of older preschoolers is briefly described.
Keywords: older preschoolers, coherent speech, visual modeling method
Одно из важнейших условий осуществления учебной деятельности школьника − полноценное владение родным языком, навыками устной и письменной речи. В связи с этим существенно повышаются требования к уровню развития речи детей в детском саду, к разработке содержания и методики обучения дошкольников родному языку, прежде всего − содержания и методики развития связной речи. В связи с этим, проблема развития связной речи занимает сегодня центральное место в исследованиях речевого онтогенеза.
Старший дошкольный возраст − период высокой речевой активности, интенсивного развития всех сторон речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, В.И. Яшина).
Сущность связной речи и механизмы ее развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, A.M. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Связная речь представляет собой последовательно и систематически развернутое изложение, осуществляемое в двух основных формах – диалоге и монологе. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали.
Ф.И. Сохин подчеркивал, что значение связной речи неотделимо от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логичной речи. По способности ребенка строить речевое высказывание, судят об уровне его интеллектуального развития [3, с. 40].
Выпускник детского сада должен уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; уметь рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Также старший дошкольник должен составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем [5]
Основная проблема развития связной речи дошкольника заключается в том, что зачастую ребенок имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание речевых компонентов (нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформировавшимся фонематическим слухом, лексико-грамматического строя речи, понимания логико-грамматических конструкций).
Незаменимым средством обучения и развития описательной речи у старших дошкольников является метод наглядного моделирования. Как научный метод, моделирование известно очень давно. Проблемой моделирования занимались такие педагоги как В. В. Краевский, И. Б. Новиков, Л. М. Фридман, В. А. Штофф.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Основная задача моделей состоит в том, чтобы научиться использовать символы, заместители «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что будет свидетельствовать об определенном уровне развития высших психических функций. То есть, давая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., воспитатель дает ребенку шаблон, опираясь на который ребенок учится элементарному исследованию [6].
Существует множество видов наглядного моделирования: мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, замещение, коллаж, картинографии.
Мнемодорожка – это определенное количество схематичных рисунков (мнемоквадратов), расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Так как в начале мнемодорожка не знакома детям, воспитатель знакомит детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключается не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т. е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично [1]. Глядя на эти схемы рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию.
Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её в монологическом высказывании.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова. Это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения. Например, «день рожденье» – торт, гости; «осень» – жёлтые листья.
Зачастую используются пиктограммы с изображением: слов-предметов (например, «мальчик», «облачко», «белочка» и т. д.), слов-признаков («пустой», «полный», «низкий», «высокий» и т. д.), слов-действий («сидит», «бегает», «пахнет» и т.д.), символов – предлогов (с, над, в), а уже творчество воспитателя позволяет воспроизвести это в различных вариациях.
Пиктограммы к рассказам и сказкам особенно хороши для развития связной речи у детей: при использовании различных схем меняется характер деятельности детей. Дошкольники не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования [6].
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображения. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить план последующего рассказывания.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реальные – условными. В качестве заместителей удобно использовать плоскостные или объемные предметы – геометрически фигуры, детали конструктора, т. к. замещение основывается на различии между предметами, их признаками. Так, например, героев сказки «Три медведя» можно представить коричневыми квадратами, разными по размеру, а Машеньку – красным треугольником, условно принимая этот треугольник за сарафан девочки.
Коллаж – это лист большого формата, на который наносят различные картинки, буквы, геометрические фигуры. Данный вид моделирования решает различные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д., ребенок учится связывать элементы коллажа, составлять новые сюжеты [2].
Картинография помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Использование картинографических схем способствует образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности. Наличие зрительных образов делает рассказы четкими, связными, полными и последовательными [2].
Деятельность ребенка при работе с моделями может быть, как самостоятельной, так и совместной. В ходе совместной деятельности развиваются коммуникативные навыки.
При активном использовании метода наглядного моделирования связная речь дошкольников качественно меняется. Кроме того, появляются умения в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при составлении описательных рассказов, загадок и т.д. Опираясь на модели, детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно оформляют речевое высказывание.
Список литературы
- Байкова, С. В. Развитие связной речи посредством моделирования: Пособие для воспитателя / С. В. Байкова. – СПб. : КАРО, 2005. – 146 с.
- Нищеева, Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. 5-7 лет / Н. В. Нищеева. – М. : Детство-Пресс, 2015. – 76 с.
- Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. − М. : МПСИ, 2002. – 224 с.
- Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 176 c.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера. – 2024. – 224 с.
- Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5–7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 c.