Автор:
Шлыкова Елена Александровна
воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 21 г. Саянск Иркутская область
Чаюк Марина Николаевна
воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 21 г. Саянск Иркутская область
Методическая разработка Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»
Методическая разработка
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С РОДНЫМ КРАЕМ»
Разработала воспитатель:
Шлыкова Елена Александровна
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачев
Проект предлагает ряд методических приемов формирования у дошкольников элементарных представлений «о семье», «о городе», «о крае»: проведение экскурсии, создание мини – музея, презентаций, макетов , изучение истории семьи, организация выставок. Взрослые порой не задумываются, что станет в жизни ребенка главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям
Темы разделов проекта помогут ребенку почувствовать уверенность в себе, раскрыть индивидуальность каждого,
Несомненно, семейный уклад влияет на развитие личности ребенка, для ребенка семья – целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать.
Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих в этом коллективе отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения.
Раздел «Моя семья» ставит перед собой задачи:
Знакомить детей с понятием «семья», с профессиями родных и работников детского сада.
Формировать умение сопереживать, понимать других.
Воспитывать уважение к сверстникам, старшим.
Раздел «Мой город» раскрывает такие задачи:
Познакомить детей с достопримечательностями Саянска и его историей.
Формировать представление о деятельности людей некоторых профессий.
Воспитывать у детей любовь и заботу о своем городе Саянске.
Раздел «Мой край» предлагает такие задачи:
Формировать представление о родном крае, о растительном и животном миром .
Воспитывать любовь и заботу о своем крае.
Проект ориентирован на 1 учебный год
Цель проекта: формирование у воспитанников основ гражданственности, патриотизма, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края, его ценностям и традициям.
Задачи проекта:
Дать знания:
- О семье, родственных связях, внутрисемейных отношений
- О городе, гербе
- О профессиях людей, работающих в нашем городе
- Об отдельных событиях города
- О наиболее известных деятелях культуры, писателях, художниках.
Учить:
- Ориентироваться в понятиях город, деревня.
- Проявлять любознательность к культуре и быту своего города,
- Эмоционально откликаться, сопереживать событиям, происходящим в городе,
- Ценить и уважать результаты труда людей,
- Объективно оценивать результаты своего труда в семье, в детском саду.
- Проявлять интерес к совместному со взрослыми и сверстниками труду.
Формы работы по патриотическому воспитанию
Старший дошкольный возраст
1 | Воспитывать у детей чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям | Выставка детских рисунков «Моя семья»
Конкурс семейного плаката «Береги природу» |
2 | Уточнять представления детей о детском саде. Учить ориентироваться в нем. Продолжать знакомить с трудом взрослых | Детский досуг «Хорошо у нас в саду».
Экскурсия по детскому саду. Совместный труд детей и родителей по уборке территории детского сада. Изготовление фотовыставки «Все работы хороши» |
3 | Уточнять представления о Саянске. Знакомить с историей города, названиями микрорайонов. Познакомить с гербом Саянска, достопримечательностями и природной сокровищницей нашего города. | Участие в изготовлении панно «Мой Саянск»
Изготовление макета «Наш микрорайон» Викторина «Мой Саянск» |
4 | Воспитывать бережное и заботливое отношение к городу, труду взрослых и детей. учить самостоятельно убирать территорию детского сада
Подвести к пониманию того, что и дети должны заботиться о чистоте и красоте города |
Создание презентации «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться». |
5 | Знакомить с художественными произведениями о Саянске | Беседы о наших поэтах и писателях |
6 | Знакомить с природой Саянска.
Учить наслаждаться красотой родного города. Воспитывать любовь к малой Родине через любовь к природе. |
Количество занятий – 20
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Тематический план
1 блок «Моя семья»
месяц | тема | задачи | Предполагаемый результат | Продукт |
сентябрь | Моя семья
Мой дом |
Воспитывать заботливое отношение к близким, родным; уважение к старшим | Называет имена родителей | Выставка рисунков «Моя семья» |
октябрь | Мое имя
Откуда произошло мое имя Как появились фамилии |
Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя
Формировать представление о происхождении фамилии развивать интерес к прошлому Формировать представления о родословной семьи |
Называет имя и отчество родителей, бабушек и дедушек
Знает кто и почему дали такое имя Знает имена близких родственников |
Обращаются к взрослым по имени и отчеству
Картотека «Что означают наши имена» Генеалогическое древо |
ноябрь | Кто заботится о нас в детском саду
Экскурсия в прачечную Экскурсия на кухню |
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им.
Продолжать знакомить с сотрудниками д/с и их трудом Воспитывать уважение к сотрудникам д/с, благодарить |
Называет сотрудников по имени и отчеству, знают кто чем занимается
Моет руки с мылом, следит за чистотой полотенец Старается съедать приготовленные поварами блюда |
Подарки для сотрудников
Чтение стихотворения «Мойдодыр» К.Чуковский Испечь печенье и угостить поваров |
II блок «Мой город»
декабрь | Моя малая Родина. История Саянска
Поговорим о профессиях |
Закреплять понятие «Моя малая Родина». Подвести к пониманию слов «любить Родину»
Формировать представления о профессиях, развивать интерес к ним |
Знает название города в котором родились Называет домашний адрес.
Называет профессии родителей, знает чем занимаются |
Заучивание пословиц о Родине
Фотовыставка «Мой город» Экскурсия в историко-краеведческий музей |
январь | Как и зачем работают взрослые
Придумаем названия улицам на территории д/сада |
Развивать интерес к миру взрослых
Поддерживать интерес к жизни в д/саду, воспитывать чувство ответственности |
Давать краткую характеристику любой профессии
Развито воображение, фантазия |
Д/игра «»Чей инструмент»
Составление плана игровой площадки у |
III блок «Мой край»
февраль | Растительный мир нашего края
Чистый и загрязненный воздух Птицы нашего края |
Подвести к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений
Дать представления о том какую роль играют растения в нашей жизни. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух Развивать интерес к птицам, расширять знания о их них |
Знает и называет виды некоторых деревьев и цветов
Знает чем дышат люди и растения Знает и называет виды птиц |
Собрать гербарий знакомых растений
Рисунки «Береги природу» Аппликация «Снегири» |
март | Животные нашего края
Лес |
Расширять знания о животном мире родного края
Закреплять знания о лесе, как о сообществе растений, птиц и животных |
По картинке узнает и называет животных
Называет виды лесов |
Собрать картотеку «Животные родного края
Изготовление поделок из природного материала |
апрель | Путешествие | Расширять знания о реках, озерах родного края | Знает, почему на глобусе больше голубого цвета | Рассматривание фотографий, чтение рассказов и стихов о родном крае |