Автор: Шпакович Татьяна Степановна
учитель -логопед МАУ Бердюжского района ДО детский сад ” Малышок” СП ” Солнышко”
Практикум для родителей.” Развитие фонематического слуха у детей ”
Практикум для родителей « Развитие фонематического слуха»
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, ребёнок не овладеет чтением.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребёнка назвать звуки в слове СОК, а ребёнок отвечает: “апельсиновый, яблочный…”
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, “живое” слово.
При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: — Какое слово получится, если соединить звуки К, 0, Р, М? Ребёнок отвечает РОМА.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
- Звук – это то, что мы слышим и произносим.
- Буквы мы пишем и читаем.
- Звуки бывают гласными и согласными.
Чем они отличаются? Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я Ю Е Ё
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки, обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Давайте немножко поиграем
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Живые звуки»
Выложить схему слова КОТ.
– Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
– Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
– Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
– Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
– Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
– Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
– Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
– Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
– Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
– Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Схема слов КИТ, ЗИМА.
Очень важно чтоб ребёнок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда ребёнок сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению, по которой работает наш детский сад предусмотрено называние букв по звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) мы используем следующие задания:
Дидактическая игра «На что похожа буква?» (альбом + стихи)
– В ряду букв обвести в круг заданную букву.
– Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
– Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, пожалуйста, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания в тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что наши требования должны быть едины!