автор: Щербатова Галина Ивановна
учитель технологии МБОУ ООШ № 6
Подготовка убшм к работе. 5 кл
Класс: 5
Тема: Подготовка универсальной бытовой швейной машинке к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей в швейной машине.
Цели:
Образовательная:
- познакомить с правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка;
- познакомить с правилами ТБ при работе с швейной машине;
- научить заправлять верхнюю и нижнюю нити.
Развивающая:
- развивать у обучающихся умение организовывать работу в группах, анализировать;
- развивать интерес к работе на швейной машине;
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать взаимно вежливое отношение.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный; наглядный; практический .
Оборудование: швейная машина, шпульный колпачок, шпулька, нитки, ножницы, лоскуток ткани. Компьютер.
Ход урока
- Организационный момент:
– Проверка списочного состава, готовности к уроку.
– Сообщение темы урока и запись темы в тетради .
- Повторение
Опрос по слайду “Вид швейной машины”, основные части ШМ.
- Изучение правил ТБ при работе с ШМ.
Важно и необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе на швейной машине. Анализируется каждое правило. Обучающиеся участвуют в беседе. (презентация 1).
Правила ТБ при работе на швейной машине:
- Сидеть на стуле перед швейной машине прямо, на расстоянии 10-15 см от края стола. Неправильная рабочая поза нарушает осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения.
- При работе на швейной машине волосы убрать, застегнуть пуговицы рукавов одежды.
- Убрать с машины посторонние предметы.
- Следить за правильным положением рук.
- Держать иглы и булавки только в игольнице.
- Не оставлять ножницы открытыми. Передавать их, держа за замкнутые лезвия, ручками вперед.
- Обрезать нитки только ножницами.
- Если игла сломалась, найти сломанные части и отдать учителю.
- Новый материал:
Ш.м. – это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий. Первую швейную машину изобрел немецкий профессор Вальтер в 1755 году.
Главным достоинством швейной машины являются скорость шитья и возможность поставить швейное производство на поток. Ш.м. стали основным технологическим оборудованием при изготовлении одежды.
Современные швейной машины могут автоматически присборивать ткань, обрабатывать петли, выполнять около 47 стежков и 30 типов строчек, прошивать кожу и различные виды тканей от батиста до драпа, вышивать. В них возможна установка двойной иглы для шитья сразу двумя (даже разноцветными) нитками.
Вопросы:
- Есть ли у вас дома швейная машина?
- Как она приводится в движение? (ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом).
- Для чего человек изобрел швейную машину?
- Легко – ли на ней работать?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы машина работала?
Чтобы шить на машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сейчас мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити. (презентация 2).
Заправка верхней и нижней нити
Заправка верхней нити производится следующим образом:
Катушку ниток ставят на катушечный стержень. Нить от катушки проводят через верхний нитенаправитель к регулятору натяжения верхней нити. Пропускать нитенаправитель нельзя, потому что нить должна войти в регулятор натяжения под определенным углом. Затем прокладывают нить между шайбами регулятора натяжения, огибая регулятор снизу. Заводя нить вверх за нитенаправительный крючок неподвижной шайбы регулятора натяжения, а затем в ушко компенсационной пружины и в глазок нитепритягивателя. Проводят нить через два нижних нитенаправителя и заправляют в ушко иглы со стороны длинного желобка.
Порядок заправки нижней нити:
- Возьмите ШК в левую руку и вставьте в него шпульку с нитью: Шпульку нужно держать таким образом, чтобы нить свешивалась в направлении, противоположном направлению косой прорези и чтобы конец нити располагался ближе к внутренней щечке шпульки. Это облегчает заправку нити.
- Протяните нить правой руки через косую прорезь под прижимную пружину, а затем в небольшую прорезь на конце пружины. Проследите за тем, чтобы при протягивании нити не сдвинулась прижимная пружина.
- Потяните за конец нити и убедитесь в том, что нить выходит из ШК с небольшим усилием, шпулька вращается свободно, не заедает.
Установка и выемка ШК
Прежде чем установить ШК в механизм челнока, нужно выполнить несколько подготовительных операций.
- Проворачивая рукой маховое колесо, установите иглу в самое верхнее положение, чтобы она не мешала устанавливать ШК.
- Отодвиньте задвижную пластинку так, чтобы обеспечить свободный доступ к челночному механизму.
- Уберите ногу с педали реостата электропривода, выключите машину из сети.
- Практическая работа “Заправка верхней и нижней нити:
Обучающимся предлагается выполнить заправку верхней и нижней нитей работая в парах : девочка заправляет нити и наблюдает за ее работой соседка, затем соседка заправляет. Такая же работа и на другой парте. После заправки записывают в тетрадь алгоритм заправки ш.м. После выполнения пр.р. предлагается тест.
Тесты
- Определить последовательность заправки верхней нити:
а) поднять иглу в верхнее положение;
б) пропустить нитку через прорезь нитепритягивателя;
в) завести нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нити, затем в петлю пружины;
г) завести нитку за крючок нитепритягивателя на фронтовой доске;
д) вставить нитку в ушко иглы со стороны нитепритягивателя;
е) нитепритягиватель поставить в верхнее положение;
ж) завести нитку за крючок нитепритягивателя на иглодержателе;
з) поставить катушку на верхний катушечный стержень;
и) вдеть нитку в ушко нитепритягивателя.
Ответ:а, з, б, в, и, г, ж, д, е.
- Определить последовательность заправки нижней нити:
а) концы обеих ниток завести назад под лапку;
б) вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
в) вывести нижнюю нитку через отверстие игольной пластины наверх;
г) вставить шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок;
д) заправить нитку под пружину натяжения нижней нитки.
Ответ: г, д, б, в, а.
- Определить последовательность намотки ниток на шпульку:
а) надеть катушку ниток на нижний катушечный стержень и протянуть нитку через прижимное устройство;
б) вручную намотать на шпульку несколько витков;
в) прижать резиновое колесо моталки к ободу махового колеса;
г) включить машину на рабочий ход;
д) обрезать нитку и снять шпульку с моталки;
е) привести в работу моталку с помощью махового колеса, нитка должна ложиться плотно и ровными рядами;
ж) поставить машину в нерабочее положение;
з) надеть шпульку на моталку.
Ответ: ж, а, б, з, в, е, д, г.
- На платформе швейной машины находится:
а) выдвижная пластина;
б) регулятор натяжения нижней нити;
в) рейка двигателя ткани;
г) фронтовая доска;
д) моталка.
Ответ: а; в.
- Челночное устройство находится:
а) на стойке рукава;
б) на платформе;
в) под платформой.
Ответ: в.
- На швейной машине с ручным приводом лишнее:
а) педаль;
б) маховое колесо;
в) ручка.
Ответ: а.
- В швейную машину с ручным приводом не входят:
а) маховое колесо;
б) регулятор строчки;
в) нитепритягиватель;
г) фронтовая доска;
д) электродвигатель;
е) игольная пластина.
Ответ: д.
- К приводам швейных машин относятся:
а) ручной;
б) комбинированный;
в) ножной;
г) универсальный;
д) электропривод.
Ответ: а; в; д.
- В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка;
б) ширины стежка;
в) ширины зигзага;
г) регулятор натяжения верхней нити.
Ответ: а; в; г.
- Подведение итогов урока:
Девочки анализируют свою работу, выставляют себе оценку за практическую работу, за опрос и тест. Далее идет разбор наиболее типичных ошибок, записывается домашнее задание. Заправить верхнюю и нижнюю нити в швейной машине дома, мама поставит оценку в тетрадь за росписью, тем девочкам у которых нет дома швейной машины можно заправить в классе в течение недели после уроков.