автор: Щербатова Галина Ивановна

учитель технологии МБОУ ООШ № 6

Подготовка убшм к работе. 5 кл

Класс: 5

Тема: Подготовка универсальной бытовой швейной машинке к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей в швейной машине.

 Цели: 

Образовательная: 

  • познакомить с правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка; 
  • познакомить с правилами ТБ при работе с швейной машине; 
  • научить заправлять верхнюю и нижнюю нити. 

Развивающая: 

  • развивать у обучающихся умение организовывать работу в группах, анализировать; 
  •  развивать интерес к работе на швейной машине; 

Воспитательная: 

  • воспитывать аккуратность; 
  •  воспитывать взаимно вежливое отношение.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный; наглядный; практический . 

Оборудование: швейная машина, шпульный колпачок, шпулька, нитки, ножницы, лоскуток ткани.  Компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент: 

— Проверка списочного состава, готовности к уроку.

— Сообщение темы урока и запись темы в тетради .

  1. Повторение

 Опрос по слайду “Вид швейной машины”, основные части ШМ. 

  1. Изучение правил ТБ при работе с ШМ. 

Важно и необходимо  соблюдать правила техники безопасности при работе на швейной машине.  Анализируется каждое правило. Обучающиеся участвуют в беседе. (презентация 1).

Правила ТБ при работе на швейной машине: 

  • Сидеть на стуле перед швейной машине прямо, на расстоянии 10-15 см от края стола. Неправильная рабочая поза нарушает осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения. 
  • При работе на швейной машине волосы убрать, застегнуть пуговицы рукавов одежды. 
  • Убрать с машины посторонние предметы. 
  • Следить за правильным положением рук. 
  • Держать иглы и булавки только в игольнице. 
  • Не оставлять ножницы открытыми. Передавать их, держа за замкнутые лезвия, ручками вперед. 
  • Обрезать нитки только ножницами. 
  • Если игла сломалась, найти сломанные части и отдать учителю. 
  1. Новый  материал:

  Ш.м. – это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий. Первую швейную машину изобрел немецкий профессор Вальтер в 1755 году.

Главным достоинством швейной машины являются скорость шитья и возможность поставить швейное производство на поток. Ш.м. стали основным технологическим оборудованием при изготовлении одежды.

Современные швейной машины могут автоматически присборивать ткань, обрабатывать петли, выполнять около 47 стежков и 30 типов строчек, прошивать кожу и различные виды тканей от батиста до драпа, вышивать. В них возможна установка двойной иглы для шитья сразу двумя (даже разноцветными) нитками.

Вопросы: 

  • Есть ли у вас дома швейная машина? 
  • Как она приводится в движение? (ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом). 
  • Для чего человек изобрел швейную машину? 
  • Легко – ли на ней работать? 
  • Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы машина работала? 

Чтобы шить на машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сейчас мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити. (презентация 2). 

Заправка верхней и нижней нити

Заправка верхней нити производится следующим образом: 

Катушку ниток ставят на катушечный стержень. Нить от катушки проводят через верхний нитенаправитель к регулятору натяжения верхней нити. Пропускать нитенаправитель нельзя, потому что нить должна войти в регулятор натяжения под определенным углом. Затем прокладывают нить между шайбами регулятора натяжения, огибая регулятор снизу. Заводя нить вверх за нитенаправительный крючок неподвижной шайбы регулятора натяжения, а затем в ушко компенсационной пружины и в глазок нитепритягивателя. Проводят нить через два нижних нитенаправителя и заправляют в ушко иглы со стороны длинного желобка.

Порядок заправки нижней нити: 

  • Возьмите ШК в левую руку и вставьте в него шпульку с нитью: Шпульку нужно держать таким образом, чтобы нить свешивалась в направлении, противоположном направлению косой прорези и чтобы конец нити располагался ближе к внутренней щечке шпульки. Это облегчает заправку нити. 
  • Протяните нить правой руки через косую прорезь под прижимную пружину, а затем в небольшую прорезь на конце пружины. Проследите за тем, чтобы при протягивании нити не сдвинулась прижимная пружина. 
  • Потяните за конец нити и убедитесь в том, что нить выходит из ШК с небольшим усилием, шпулька вращается свободно, не заедает. 

Установка и выемка ШК

Прежде чем установить ШК в механизм челнока, нужно выполнить несколько подготовительных операций. 

  • Проворачивая рукой маховое колесо, установите иглу в самое верхнее положение, чтобы она не мешала устанавливать ШК. 
  • Отодвиньте задвижную пластинку так, чтобы обеспечить свободный доступ к челночному механизму. 
  • Уберите ногу с педали реостата электропривода, выключите машину из сети. 
  1. Практическая работа “Заправка верхней и нижней нити:

Обучающимся предлагается выполнить заправку верхней и нижней нитей работая в парах : девочка заправляет нити и наблюдает за ее работой соседка, затем соседка заправляет. Такая же работа и на другой парте. После заправки  записывают в тетрадь алгоритм заправки ш.м. После выполнения пр.р. предлагается тест.

Тесты  

  1. Определить последовательность заправки верхней нити:
    а) поднять иглу в верхнее положение;
    б) пропустить нитку через прорезь нитепритягивателя;
    в) завести нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нити, затем в петлю пружины;
    г) завести нитку за крючок нитепритягивателя на фронтовой доске;
    д) вставить нитку в ушко иглы со стороны нитепритягивателя;
    е) нитепритягиватель поставить в верхнее положение;
    ж) завести нитку за крючок нитепритягивателя на иглодержателе;
    з) поставить катушку на верхний катушечный стержень;
    и) вдеть нитку в ушко нитепритягивателя.

Ответ:а, з, б, в, и, г, ж, д, е.

  1. Определить последовательность заправки нижней нити:
    а) концы обеих ниток завести назад под лапку;
    б) вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
    в) вывести нижнюю нитку через отверстие игольной пластины наверх;
    г) вставить шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок;
    д) заправить нитку под пружину натяжения нижней нитки.

Ответ: г, д, б, в, а.

  1. Определить последовательность намотки ниток на шпульку:
    а) надеть катушку ниток на нижний катушечный стержень и протянуть нитку через прижимное устройство;
    б) вручную намотать на шпульку несколько витков;
    в) прижать резиновое колесо моталки к ободу махового колеса;
    г) включить машину на рабочий ход;
    д) обрезать нитку и снять шпульку с моталки;
    е) привести в работу моталку с помощью махового колеса, нитка должна ложиться плотно и ровными рядами;
    ж) поставить машину в нерабочее положение;
    з) надеть шпульку на моталку.

Ответ: ж, а, б, з, в, е, д, г.

  1. На платформе швейной машины находится:
    а) выдвижная пластина;
    б) регулятор натяжения нижней нити;
    в) рейка двигателя ткани;
    г) фронтовая доска;
    д) моталка.

Ответ: а; в.

  1. Челночное устройство находится:
    а) на стойке рукава;
    б) на платформе;
    в) под платформой.

Ответ: в.

  1. На швейной машине с ручным приводом лишнее:
    а) педаль;
    б) маховое колесо;
    в) ручка.

Ответ: а.

  1. В швейную машину с ручным приводом не входят:
    а) маховое колесо;
    б) регулятор строчки;
    в) нитепритягиватель;
    г) фронтовая доска;
    д) электродвигатель;
    е) игольная пластина.

Ответ: д.

  1. К приводам швейных машин относятся:
    а) ручной;
    б) комбинированный;
    в) ножной;
    г) универсальный;
    д) электропривод.

Ответ: а; в; д.

  1. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
    а) длины стежка;
    б) ширины стежка;
    в) ширины зигзага;
    г) регулятор натяжения верхней нити.

Ответ: а; в; г.

  1. Подведение итогов урока:

 Девочки анализируют свою работу,  выставляют себе оценку за практическую работу, за  опрос и тест. Далее идет разбор наиболее типичных ошибок,  записывается домашнее задание. Заправить верхнюю и нижнюю нити в швейной машине дома, мама поставит оценку в тетрадь за росписью, тем девочкам у которых нет дома швейной машины можно заправить в классе в течение недели после уроков.