автор: Яруллина Лейсан Фирдинатовна

воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №134» Кировского района г.Казань.

Доклад с презентацией

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №134 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района г.Казань.

Доклад

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Выполнила:

Воспитатель Яруллина

Лейсан Фирдинатовна

2019 г

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….. с.3-4
1.Речь ребенка и различные виды театра с.4-5
2. Виды театрализованной деятельности. Игры. с.5-7
Заключение………………………………………………………………………………….. с.8
Список литературы………………………………………………………………………. с.9

 

Введение

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К.С.Станиславский

 

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. 

Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно – творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. 

  1. Речь ребенка и различные виды театра

Пальчиковый    театр:

  • Способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
  • Формирует творческие способности, артистизм;
  • Обогащает    пассивный и активный    словарь 

Настольный театр:

  • Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • Сопровождать движения пальцев речью;
  • Побуждает выражать свои эмоции     посредством мимики и речи.

Театр-топотушки:

  • Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • Знакомит с народным творчеством;
  • Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке:

  • Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • Помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо:

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

В организации речевой активности детей нужно использовать также следующие виды театра:

  • Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу (мягкие, резиновые игрушки).
  • Театр-оригами. Дети совместно с воспитателями складывают из цветной бумаги персонажи, которые прикрепляются на доске магнитиками.
  • Театр на фланелеграфе.
  • Театр из ложек. Герои сказок сделаны из  ложек.
  • Театр из стаканчиков. Дети сами придумывают персонажей и рисуют своих героев маркерами на одноразовых стаканчиках.
  • Театр на магнитиках.
  • Театр из прищепок.

2.Виды театрализованной деятельности. Игры.

Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизация и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов)

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его героя, сыгранного другим. Игры – драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Видами драматизации являются:

  •  игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей
  •  ролевые диалоги на основе текста;
  •  инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок организуя деятельность как средства вербальной выразительности. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. 

При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
    Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: 

  • настольный, плоскостной и объемный, теневой театр;
  • театр на фланелеграфе;
  • кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) театр и т.д.

Для того, чтобы театрализованная деятельность оказывала благоприятное воздействие на развитие детей, а в частности, формирование словаря нужно, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Поэтому необходимо использовать разнообразные приемы:

  • Выбор детьми роли по желанию,
  • Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,
  • Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж),
  • Проигрывание ролей в парах.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразитель читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основам актерского мастерства и навыкам режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Основными требованиями к организации театрализованных игр являются:

  • Содержательность и разнообразие тематики,
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса,
  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр,
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослым на всех этапах организации театрализованной игры,
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

 

Заключение 

Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения детей.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. 

В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. 

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

 

Список литературы:

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001 
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
  4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008