Автор: Абраева Евгения Сергеевна
учитель – логопед МБОУ “Средняя общеобразовательная школа 1” города Пикалево, Ленинградской области
Логопедический тренинг.
Логопедический тренинг – форма работы с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста
Подготовила:
учитель – логопед МБОУ «СОШ №1»
Абраева Евгения Сергеевна
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), осложнённым дизартрией, – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые расстройства.
Одним из приоритетных направлений коррекционной работы с такими детьми является сотрудничество педагогов с родителями. Перед педагогами стоит задача – поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность (ФГОС ДО от 17.11.2013г., ст.44, п.3.2.1)
Практика показывает, что родители зачастую оказываются неподготовленными в вопросах оказания помощи детям в коррекции речевых нарушений. Возникает противоречие между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.
Цель: включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания и обучения ребёнка с нарушениями речи.
Задачи:
- Повысить уровень психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
- Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации.
Одной из эффективных форм обучения родителей элементарным методам коррекционно – развивающей работы с ребёнком является логопедический тренинг.
Логопедический тренинг – это форма организации взаимодействия с детьми, при которой родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Они получают возможность в специально созданных условиях отработать те навыки и умения, которыми должны овладеть дети при организации совместной деятельности в домашних условиях. Участниками тренингов являются педагоги, родители и дети.
Тренинговые занятия организуются по следующим направлениям:
– Знакомство с понятием «дизартрия».
– Развитие артикуляционной моторики
– Развития речевого дыхания
– Развитие мелкой моторики
Логопедический тренинг «Что такое дизартрия»
Цель: Знакомство родителей с понятием «дизартрия», механизмом её возникновения, принципами коррекционно – педагогического воздействия.
Задачи:
- Объяснить родителям значение термина «дизартрия», познакомить с особенностями речевого и неврологического статуса ребёнка с дизартрией.
- Продемонстрировать родителям механизм возникновения дизартрии.
- Способствовать формированию ответственного отношения родителей к преодолению речевых дефектов детей.
Ход мероприятия
- Вводная часть.
Родители рассаживаются в музыкальном зале полукругом, педагог располагается в центре.
Педагог: Добрый вечер! Сегодня в нашем зале собрались заинтересованные люди – мамы, папы, бабушки. Всех Вас объединяет большое желание помочь своим детям красиво и правильно говорить, освоить нормы грамматически и фонетически правильной речи.
Игра – активатор «Пожелания на сегодняшний день».
Педагог. Передайте ромашку своему соседу слева и продолжите фразу: «Я желаю вам…». Игру начинаю я «Я желаю, чтобы ваш ребёнок вас радовал» (передаёт цветок следующему участнику).
- Основная часть.
Педагог: Проблема речевого развития детей в настоящее время волнует очень многих родителей. Особенно это актуально для тех, чьи дети поступают в логопедические группы. Обращаясь за консультацией к неврологу, родители часто слышат: «У вашего ребёнка дизартрия». Что же такое дизартрия и как она влияет на механизм речевого высказывания, мы постараемся сегодня разобраться в интересной и понятной форме.
Итак, что же такое дизартрия, понятие, механизм, причины возникновения.
Произношение звуков – это сложный двигательный навык, которым ребёнок овладевает с младенческих лет, проделывая множество разнообразных движений языком, губами, нижней челюстью. Точность, сила движений развиваются у ребёнка постепенно.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые воздействуют внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) в раннем возрасте (инфекционные заболевания)
Основные клинические проявления дизартрии:
– нарушения мышечного тонуса (повышение мышечного тонуса по типу спастичности, понижение мышечного тонуса по типу паретичности).
– нарушение голосообразования и дыхания (характерны речь на выдохе, слабый речевой выдох).
Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Они поздно начинают говорить. Нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря. В грамматическом строе речи детей можно выделить такие ошибки, как пропуск предлогов, недоговаривание окончаний, что тоже связано с трудностями произношения многих звуков. Спонтанная речь смазанная, невнятная. Часто преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков в сочетании с горловым произношением звука р, возможны пропуски звуков в словах со стечением согласных. Наблюдается дискоординация общей моторики, трудности в рисовании, письме, овладении культурно – гигиеническими навыками.
Обращение к родителям: «Помоги своему ребёнку!»
Важным условием успешности коррекционного воздействия при дизартрии является принцип комплексного подхода, который предполагает сочетание лечения и организацию коррекционно – развивающей работы с ребёнком. Лечение назначается неврологом, оно может быть, как медикаментозным, так и немедикаментозным. Немедикаментозное лечение предполагает проведение общего и логопедического массажа, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур. Коррекционная работа с ребёнком осуществляется при тесном взаимодействии учителя – логопеда, педагога – психолога и родителей. Родители самые заинтересованные участники образовательного процесса. Если они выполняют рекомендации педагогов и специалистов, пролечивают ребёнка, регулярно занимаются с ним дома по заданию логопеда, сроки коррекционного воздействия значительно сокращаются.
- Заключительная часть.
1.Подведение итогов, получение обратной связи от родителей.
Педагог: Предлагаю оценить, насколько полезным для вас стало посещение сегодняшнего мероприятия. Давайте все вместе создадим панно «Смайлик впечатлений». (На столе перед родителями находятся бумажные «ладошки» голубого, розового и оранжевого цвета.)
– Голубая ладошка – «Всё, что я узнал сегодня на тренинге, мне уже было известно»
– Розовая ладошка – 2 я узнал много нового, я буду использовать полученные знания на практике».
– Оранжевая ладошка – «Я понял, что сотрудничество с педагогами, специалистами и врачами повышает эффективность логопедической работы с ребёнком».
2.Распространение среди родителей информационных буклетов серии «На беседу к логопеду» на тему «Что такое дизартрия».
Логопедический тренинг «Технология выполнения артикуляционной гимнастики»
Цель: Обучение родителей правилам выполнения артикуляционных упражнений с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
- Объяснить родителям важность и правила выполнения артикуляционных упражнений
- Научить родителей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для произношения свистящих звуков.
- Формировать ответственное отношение родителей к выполнению артикуляционной гимнастики в условиях домашних занятий с ребёнком.
1.Вводная часть Родители рассаживаются в музыкальном зале полукругом, педагог располагается в центре.
Педагог. Добрый вечер! Очень приятно видеть в нашем зале вас, мамы, папы! Несмотря на свою занятость, усталость после работы, вы нашли время и силы, чтобы прийти на наш сегодняшний тренинг.
Игра – активатор «Я люблю вместе…»
Сейчас я предлагаю вам узнать друг друга немного лучше. Встаньте в круг. Подумайте, что вы любите делать вместе со своим ребёнком. Теперь будем по очереди называть свое любимое занятие с ребёнком: «Я люблю вместе…» и передавать смайлик следующему участнику.
2.Основная часть.
Консультация «Роль артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков речи».
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Главным органом артикуляции является язык. Он участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Наиболее активны кончик языка и его боковые края, так как от их работы зависит качество произносимых звуков. Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам. Зубам, твёрдому и мягкому нёбу, альвеолам. Давайте проверим, как влияет подвижность губ на образование звуков.
– Вытяните губы вперёд трубочкой и произнесите звук У
– Округлите губы и произнесите звук О.
– Улыбнитесь и произнесите звук С.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Комплекс артикуляционных упражнений для каждого ребёнка подбирается индивидуально в зависимости от того, произношение какой группы звуков нарушено. На начальных этапах все упражнения выполняются пред зеркалом. Для каждого упражнения подбирается картинка символ, что позволяет повысить интерес детей к выполняемой деятельности. Часто упражнения выполняются под счёт: на первых занятиях от 1 до 5, в дальнейшем время выполнения повторений возрастает до 15- 20.
После артикуляционной гимнастики всегда выполняется упражнение на дыхание. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Регулярно выполняемые дыхательные упражнения способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения слов, фраз, предложений.
Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования произношения свистящих звуков.
«Улыбочка» – «Трубочка»
Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Подражаю я слону – Губы трубочкой тяну. |
Улыбнуться так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
Губы вытянуть вперёд трубочкой (каждую позу удерживать 3 секунды, повторять 6 -7 раз) |
«Лопатка»
Язык широкий гладкий – Получается лопатка. Один, два, три, четыре, пять, Можно отпускать |
Улыбнуться положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт до 5.
Убрать язык, закрыть рот. |
«Качели»
На качелях я качался, Вверх летел и вниз спускался. |
Открыть рот. Широкий язык поднять к верхней губе на 3 секунды, опустить к нижней губе.
Повторить под счёт:1 – вверх, 2- вниз, 6 – 7 раз. |
«Почистим зубы»
По утрам и вечерам Чистить зубы надо нам! |
Улыбнуться. Широким кончиком языка гладить нижние резцы с внутренней стороны влево – вправо. |
«Горка»
Ну – ка, горка, поднимись, Мы помчимся с горки вниз! |
Улыбнуться. Широкий кончик языка опустить за нижние зубы. Спинку языка выгнуть (получилась «горка»). Удерживать под счёт от 1 до 5 |
«Киска сердится»
Рассердилась наша киска. Ты не подходи к ней близко! |
Положение языка как в предыдущем упражнении. Широкий язык «выкатывать» вперёд (3 секунды) и убирать вглубь рта. Выполнять под счет до 5 -7. |
3.Заключительная часть.
Подведение итогов, получение обратной связи от родителей
Педагог: наша встреча подошла к концу. Я предлагаю вам оценить, насколько интересным и полезным для вас стало участие в тренинге. Давайте сделаем это следующим образом. На подносе лежат воздушные шары разного цвета. Выберите один шарик и надуйте его вместе с ребёнком.
Красный шарик – «Я подтвердил своё мнение о важности выполнения артикуляционной гимнастики для развития речи ребёнка».
Синий шарик – «Я научился правильно выполнять артикуляционные упражнения, я понимаю необходимость ее выполнения».
Жёлтый шарик – «Я буду выполнять артикуляционную гимнастику с ребёнком дома, так как это очень важно для формирования правильной красивой речи».
Логопедический тренинг «Развиваем речевое дыхание»
Цель: знакомство родителей с игровыми методами и приёмами развития правильного речевого дыхания у детей в домашних условиях
Задачи:
- Показать значимость выполнения дыхательных упражнений для развития речи
- Научить родителей правильно выполнять дыхательные упражнения
1.Вводная часть
Игра – настрой «Встаньте те, кто…»
Встаньте те, кто: родился зимой, у кого один ребёнок в семье (два, три), кто пьёт кофе на завтрак, кто любит кататься на лыжах, коньках, ватрушках), у кого есть кошка (собака) и т.д.
2.Основная часть
Теоретическая консультация «Роль дыхательных упражнений для развития речи»
Дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Несовершенства речевого дыхания у детей с дизартрией:
– ослабленный вдох и выдох: дети говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз;
– речь на вдохе: речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием;
– нерациональное расходование воздуха: нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
- Практический блок: «Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание»
- «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками
- «Фокус» (выработка направленной воздушной струи, идущей по середине языка). Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
- «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.
- «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи). Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
3.Заключительная часть
Подведение итогов тренинга. Получение обратной связи от родителей.
Родители получают фигурки – шаблоны с изображением человечков. Им предлагается раскрасить их в соответствии с тем, насколько интересным, познавательным они считают сегодняшнее мероприятие
– красный – высокая степень удовлетворённости, узнали много нового и интересного
– желтый – средняя степень удовлетворённости
– синий – низкая степень удовлетворённости, не узнали ничего нового.
«Пальчиковый игротренинг»
Цель: знакомство родителей с игровыми методами и приёмами развития мелкой моторики у детей с использованием предметов домашнего обихода
Задачи:
- Показать значимость развития движений пальцев рук для развития речи
- Продемонстрировать родителям игры и упражнения с предметами домашнего обихода, способствующие развитию мелкой моторики
- Повысить эмоциональный тонус детей и родителей через организацию совместной игровой деятельности
1.Вводная часть
Игра-активатор «Апельсин»
Уважаемые родители, назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «ребёнок». Педагог называет ассоциацию и передаёт апельсин следующему участнику тренинга.
2.Основная часть
Теоретическая консультация «Взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук с развитием речи»
Исследованиями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом. Поэтому совершенствование движений руки и пальцев оказывает положительное воздействие на развитие речи.
Пальчиковые игры
Авторы таких игр утверждают, что пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой. Пальчиковые игры с текстами очень эмоциональны, увлекательны, способствуют обогащению словаря, развивают память, внимание, мышление.
Упражнения для пальцев рук
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), собирание рассыпанных мелких предметов, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
- Практический блок: «Игры с предметами домашнего обихода, способствующие развитию мелкой моторики»
Игровой тренинг для родителей
Игра 1. «Массаж карандашами»
– «Добывание огня»: «Карандаш кручу – верчу, я огонь добыть хочу»
– «Прятки»: «Карандаш я свой сжимаю, теперь ладошку поменяю»
Игра 2. «Бусы из макарон»
Детям предлагаются собирать бусы нанизывая на шнурки макароны.
Время не теряйте – бусы собирайте!
Игра 3. «Колючий ёжик»
Взрослые берут массажные мячики, выполняют движения в соответствии и с текстом.
Катится колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
Мне на ручку он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(далее называются другие части тела: спина, колено, живот, нос, щёки и т.д.)
Бегал ёж туда-сюда,
Вам щекотно?
Да – да – да!
Заключительная часть
1.Обратная связь от родителей
На индивидуальных листах формата ¼ А4 нужно продолжить фразы (анонимно):
– Мне было сегодня интересно …
– Я был(а) сегодня удивлён(а) …
– Я узнал(а) сегодня, что …
– Мне понравилось …