Логопедический тренинг.

Автор: Абраева Евгения Сергеевна

учитель – логопед МБОУ “Средняя общеобразовательная школа 1” города Пикалево, Ленинградской области

Логопедический тренинг.

Логопедический тренинг – форма работы с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста

Подготовила: 

учитель – логопед МБОУ «СОШ №1»

 Абраева Евгения Сергеевна

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), осложнённым дизартрией, – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые расстройства.

Одним из приоритетных направлений коррекционной работы с такими детьми является сотрудничество педагогов с родителями. Перед педагогами стоит задача – поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность (ФГОС ДО от 17.11.2013г., ст.44, п.3.2.1)

Практика показывает, что родители зачастую оказываются неподготовленными в вопросах оказания помощи детям в коррекции речевых нарушений. Возникает противоречие между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

Цель: включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания и обучения ребёнка с нарушениями речи.

Задачи:

  1. Повысить уровень психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  2. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации.

Одной из эффективных форм обучения родителей элементарным методам коррекционно – развивающей работы с ребёнком является логопедический тренинг.

Логопедический тренинг – это форма организации взаимодействия с детьми, при которой родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Они получают возможность в специально созданных условиях отработать те навыки и умения, которыми должны овладеть дети при организации совместной деятельности в домашних условиях. Участниками тренингов являются педагоги, родители и дети.

Тренинговые занятия организуются по следующим направлениям:

– Знакомство с понятием «дизартрия».

– Развитие артикуляционной моторики

– Развития речевого дыхания

– Развитие мелкой моторики

 

Логопедический тренинг «Что такое дизартрия»

Цель: Знакомство родителей с понятием «дизартрия», механизмом её возникновения, принципами коррекционно – педагогического воздействия.

Задачи: 

  1. Объяснить родителям значение термина «дизартрия», познакомить с особенностями речевого и неврологического статуса ребёнка с дизартрией.
  2. Продемонстрировать родителям механизм возникновения дизартрии.
  3. Способствовать формированию ответственного отношения родителей к преодолению речевых дефектов детей.

Ход мероприятия

  1. Вводная часть.

Родители рассаживаются в музыкальном зале полукругом, педагог располагается в центре.

Педагог: Добрый вечер! Сегодня в нашем зале собрались заинтересованные люди – мамы, папы, бабушки. Всех Вас объединяет большое желание помочь своим детям красиво и правильно говорить, освоить нормы грамматически и фонетически правильной речи.

Игра – активатор «Пожелания на сегодняшний день».

Педагог. Передайте ромашку своему соседу слева и продолжите фразу: «Я желаю вам…». Игру начинаю я «Я желаю, чтобы ваш ребёнок вас радовал» (передаёт цветок следующему участнику).

  1. Основная часть.

Педагог: Проблема речевого развития детей в настоящее время волнует очень многих родителей. Особенно это актуально для тех, чьи дети поступают в логопедические группы. Обращаясь за консультацией к неврологу, родители часто слышат: «У вашего ребёнка дизартрия». Что же такое дизартрия и как она влияет на механизм речевого высказывания, мы постараемся сегодня разобраться в интересной и понятной форме.

Итак, что же такое дизартрия, понятие, механизм, причины возникновения.

Произношение звуков – это сложный двигательный навык, которым ребёнок овладевает с младенческих лет, проделывая множество разнообразных движений языком, губами, нижней челюстью. Точность, сила движений развиваются у ребёнка постепенно. 

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые воздействуют внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) в раннем возрасте (инфекционные заболевания)

Основные клинические проявления дизартрии: 

– нарушения мышечного тонуса (повышение мышечного тонуса по типу спастичности, понижение мышечного тонуса по типу паретичности).

– нарушение голосообразования и дыхания (характерны речь на выдохе, слабый речевой выдох).

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Они поздно начинают говорить. Нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря.  В грамматическом строе речи детей можно выделить такие ошибки, как пропуск предлогов, недоговаривание окончаний, что тоже связано с трудностями произношения многих звуков. Спонтанная речь смазанная, невнятная. Часто преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков в сочетании с горловым произношением звука р, возможны пропуски звуков в словах со стечением согласных. Наблюдается дискоординация общей моторики, трудности в рисовании, письме, овладении культурно – гигиеническими навыками.

Обращение к родителям: «Помоги своему ребёнку!»

Важным условием успешности коррекционного воздействия при дизартрии является принцип комплексного подхода, который предполагает сочетание лечения и организацию коррекционно – развивающей работы с ребёнком. Лечение назначается неврологом, оно может быть, как медикаментозным, так и немедикаментозным. Немедикаментозное лечение предполагает проведение общего и логопедического массажа, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур. Коррекционная работа с ребёнком осуществляется при тесном взаимодействии учителя – логопеда, педагога – психолога и родителей. Родители самые заинтересованные участники образовательного процесса. Если они выполняют рекомендации педагогов и специалистов, пролечивают ребёнка, регулярно занимаются с ним дома по заданию логопеда, сроки коррекционного воздействия значительно сокращаются.

  1. Заключительная часть.

1.Подведение итогов, получение обратной связи от родителей.

Педагог: Предлагаю оценить, насколько полезным для вас стало посещение сегодняшнего мероприятия. Давайте все вместе создадим панно «Смайлик впечатлений». (На столе перед родителями находятся бумажные «ладошки» голубого, розового и оранжевого цвета.)

– Голубая ладошка – «Всё, что я узнал сегодня на тренинге, мне уже было известно»

– Розовая ладошка – 2 я узнал много нового, я буду использовать полученные знания на практике».

– Оранжевая ладошка – «Я понял, что сотрудничество с педагогами, специалистами и врачами повышает эффективность логопедической работы с ребёнком».

2.Распространение среди родителей информационных буклетов серии «На беседу к логопеду» на тему «Что такое дизартрия».

 

Логопедический тренинг «Технология выполнения артикуляционной гимнастики»

Цель: Обучение родителей правилам выполнения артикуляционных упражнений с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

  1. Объяснить родителям важность и правила выполнения артикуляционных упражнений
  2. Научить родителей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для произношения свистящих звуков.
  3. Формировать ответственное отношение родителей к выполнению артикуляционной гимнастики в условиях домашних занятий с ребёнком.

1.Вводная часть Родители рассаживаются в музыкальном зале полукругом, педагог располагается в центре.

Педагог. Добрый вечер! Очень приятно видеть в нашем зале вас, мамы, папы! Несмотря на свою занятость, усталость после работы, вы нашли время и силы, чтобы прийти на наш сегодняшний тренинг.

Игра – активатор «Я люблю вместе…»

Сейчас я предлагаю вам узнать друг друга немного лучше. Встаньте в круг. Подумайте, что вы любите делать вместе со своим ребёнком. Теперь будем по очереди называть свое любимое занятие с ребёнком: «Я люблю вместе…» и передавать смайлик следующему участнику.

 2.Основная часть.

Консультация «Роль артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков речи».

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Главным органом артикуляции является язык. Он участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Наиболее активны кончик языка и его боковые края, так как от их работы зависит качество произносимых звуков. Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам. Зубам, твёрдому и мягкому нёбу, альвеолам. Давайте проверим, как влияет подвижность губ на образование звуков.

 

– Вытяните губы вперёд трубочкой и произнесите звук У

– Округлите губы и произнесите звук О.

– Улыбнитесь и произнесите звук С.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Комплекс артикуляционных упражнений для каждого ребёнка подбирается индивидуально в зависимости от того, произношение какой группы звуков нарушено. На начальных этапах все упражнения выполняются пред зеркалом. Для каждого упражнения подбирается картинка символ, что позволяет повысить интерес детей к выполняемой деятельности. Часто упражнения выполняются под счёт: на первых занятиях от 1 до 5, в дальнейшем время выполнения повторений возрастает до 15- 20.

После артикуляционной гимнастики всегда выполняется упражнение на дыхание. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Регулярно выполняемые дыхательные упражнения способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения слов, фраз, предложений.

Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования произношения свистящих звуков.

«Улыбочка» – «Трубочка»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Подражаю я слону – 

Губы трубочкой тяну.

Улыбнуться так, чтобы были видны сомкнутые зубы.

Губы вытянуть вперёд трубочкой

(каждую позу удерживать 3 секунды, повторять 6 -7 раз)

«Лопатка»

Язык широкий гладкий –

 Получается лопатка.

Один, два, три, четыре, пять,

Можно отпускать

Улыбнуться положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт до 5.

Убрать язык, закрыть рот.

«Качели»

На качелях я качался,

Вверх летел и вниз спускался.

Открыть рот. Широкий язык поднять к верхней губе на 3 секунды, опустить к нижней губе.

Повторить под счёт:1 – вверх, 2- вниз, 6 – 7 раз.

«Почистим зубы»

По утрам и вечерам

Чистить зубы надо нам!

Улыбнуться. Широким кончиком языка гладить нижние резцы с внутренней стороны влево – вправо.
«Горка»

Ну – ка, горка, поднимись, 

Мы помчимся с горки вниз!

Улыбнуться. Широкий кончик языка опустить за нижние зубы. Спинку языка выгнуть (получилась «горка»). Удерживать под счёт от 1 до 5
«Киска сердится»

Рассердилась наша киска.

Ты не подходи к ней близко!

Положение языка как в предыдущем упражнении. Широкий язык «выкатывать» вперёд (3 секунды) и убирать вглубь рта. Выполнять под счет до 5 -7. 

 

3.Заключительная часть. 

Подведение итогов, получение обратной связи от родителей

Педагог: наша встреча подошла к концу. Я предлагаю вам оценить, насколько интересным и полезным для вас стало участие в тренинге. Давайте сделаем это следующим образом. На подносе лежат воздушные шары разного цвета. Выберите один шарик и надуйте его вместе с ребёнком.

Красный шарик – «Я подтвердил своё мнение о важности выполнения артикуляционной гимнастики для развития речи ребёнка».

Синий шарик – «Я научился правильно выполнять артикуляционные упражнения, я понимаю необходимость ее выполнения».

Жёлтый шарик – «Я буду выполнять артикуляционную гимнастику с ребёнком дома, так как это очень важно для формирования правильной красивой речи».

 

Логопедический тренинг «Развиваем речевое дыхание»

Цель: знакомство родителей с игровыми методами и приёмами развития правильного речевого дыхания у детей в домашних условиях

Задачи:

  1. Показать значимость выполнения дыхательных упражнений для развития речи
  2. Научить родителей правильно выполнять дыхательные упражнения

 

1.Вводная часть

Игра – настрой «Встаньте те, кто…»

Встаньте те, кто: родился зимой, у кого один ребёнок в семье (два, три), кто пьёт кофе на завтрак, кто любит кататься на лыжах, коньках, ватрушках), у кого есть кошка (собака) и т.д.

 

2.Основная часть

Теоретическая консультация «Роль дыхательных упражнений для развития речи»

Дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Несовершенства речевого дыхания у детей с дизартрией:

– ослабленный вдох и выдох: дети говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз;

– речь на вдохе: речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием;

– нерациональное расходование воздуха: нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. 

            Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

  1. Практический блок: «Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание»
  1. «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками
  2. «Фокус» (выработка направленной воздушной струи, идущей по середине языка). Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
  3. «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.
  4. «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи). Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

 3.Заключительная часть

Подведение итогов тренинга. Получение обратной связи от родителей.

Родители получают фигурки – шаблоны с изображением человечков. Им предлагается раскрасить их в соответствии с тем, насколько интересным, познавательным они считают сегодняшнее мероприятие

– красный – высокая степень удовлетворённости, узнали много нового и интересного

– желтый – средняя степень удовлетворённости

– синий – низкая степень удовлетворённости, не узнали ничего нового.

 

«Пальчиковый игротренинг»

 

Цель: знакомство родителей с игровыми методами и приёмами развития мелкой моторики у детей с использованием предметов домашнего обихода

Задачи: 

  1. Показать значимость развития движений пальцев рук для развития речи
  2. Продемонстрировать родителям игры и упражнения с предметами домашнего обихода, способствующие развитию мелкой моторики 
  3. Повысить эмоциональный тонус детей и родителей через организацию совместной игровой деятельности

1.Вводная часть

Игра-активатор «Апельсин» 

Уважаемые родители, назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «ребёнок». Педагог называет ассоциацию и передаёт апельсин следующему участнику тренинга.

2.Основная часть

Теоретическая консультация «Взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук с развитием речи»  

       Исследованиями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 

       Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

      Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом. Поэтому совершенствование движений руки и пальцев оказывает положительное воздействие на развитие речи.

Пальчиковые игры

       Авторы таких игр утверждают, что пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой. Пальчиковые игры с текстами очень эмоциональны, увлекательны, способствуют обогащению словаря, развивают память, внимание, мышление.

Упражнения для пальцев рук

       Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), собирание рассыпанных мелких предметов, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. 

  1. Практический блок: «Игры с предметами домашнего обихода, способствующие развитию мелкой моторики» 

Игровой тренинг для родителей  

Игра 1. «Массаж карандашами»

 – «Добывание огня»: «Карандаш кручу – верчу, я огонь добыть хочу»

 – «Прятки»: «Карандаш я свой сжимаю, теперь ладошку поменяю»

 Игра 2. «Бусы из макарон»

Детям предлагаются собирать бусы нанизывая на шнурки макароны.  

Время не теряйте – бусы собирайте!

 Игра 3. «Колючий ёжик» 

Взрослые берут массажные мячики, выполняют движения в соответствии и с текстом.

Катится колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

Мне на ручку он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(далее называются другие части тела: спина, колено, живот, нос, щёки и т.д.)

Бегал ёж туда-сюда,

Вам щекотно?

Да – да – да!

Заключительная часть

1.Обратная связь от родителей

На индивидуальных листах формата ¼ А4 нужно продолжить фразы (анонимно):

– Мне было сегодня интересно …

– Я был(а) сегодня удивлён(а) …

– Я узнал(а) сегодня, что …

– Мне понравилось …

 

 

 

Логопедический тренинг.
Пролистать наверх