Взаимоотношение в семье.

Автор: Авайсова Дженет Мовладиевна

психолог МКОУ “СОШ № 14”

Взаимоотношение в семье.

                                                                                     От правильного воспитания детей 

зависит благосостояние всего народа.

                                                                                                                                                   Локк. Д.

             Написанию этой статьи меня подвигли ученики нашей школы. Дети писали сочинение на тему «Взаимоотношение в семье». Прочитав некоторые сочинения наших детей, я поняла, что во многих семьях есть эта проблема. Наши дети не получают должного внимания от своих родителей. Правильные отношения между родителями и детьми не так часто можно встретить  в наши дни. Это одна из причин того, что сегодня есть много молодёжи, которая идёт по пути деградации, тратя своё время на бесполезные занятия и увлечения.

           Дефицит родительского внимания – серьезная и основная проблема современного воспитания.

          Жизнь абсолютно каждого человека начинается в семье, именно в этой ячейки общества человек формируется как личность. Поэтому от того какое воспитание вы дадите своему ребенку зависит его будущее, а возможно и не только его.

         При подходе к воспитанию детей, родители ребенка, должны прислушиваться к мнению старших членов семьи (бабушек и дедушек), но некоем случае не перекладывать обязанность воспитания на них и уж тем более не при каких обстоятельствах в вашей семье не должно быть няни. Сами подумайте, если ваше чадо будет воспитывать совершенно не знакомый или мало знакомый человек, со своими стереотипами, укладами жизни, с совершенно другим характером, что хорошего из этого может получиться? Конечно, ребенка можно оставить на пару часов (дней) с няней или бабушкой – это наврятли навредит ему, скорее даже наоборот поможет. Ребенок сменит обстановку, пообщается с другими людьми.

        Но, к сожалению именно сейчас в наше время безответственное поведение родителей – это и есть основная проблема воспитания в современной семье. Родители, стремясь построить свою карьеру, напрочь забывают про детей, ищут им няню либо вообще оставляют их один на один, с этим жестоким миром. Видятся с ними очень редко, а потом удивляются, что это происходит с нашим ребенком? Раньше он был другим!!!

        Загружены работой, вынуждены оставить свою кровиночку вместе с бабушкой-дедушкой или нянечкой? Ничего страшного, но обязательно, придя домой, говорите с крохой, даже если он еще лежит в колыбельке. Ваш голос и внимание воспитывают в ребенке уверенность: «я нужен». А нужный человек крепко стоит на ногах.

         Не прекращайте разговаривать с чадом и тогда, когда он подрос. Элементарный вопрос: «Как прошел день?» и внимательное обсуждение событий значат для ребенка гораздо больше, чем очередной дорогостоящий подарок. Много времени разговоры не отнимут, а вот если их не проводить – у ребенка будет отнято право на внимание к своим проблемам. Он твердо убедится: «моя жизнь родителей не интересует вовсе». Тем самым вы и себя лишите права вмешиваться в судьбу сына или дочери.

         (Отрывок из сочинения ученицы 8 кл.) Мои родители постоянно заняты. Огорчает, что я не могу найти тему для разговора с папой. Я хочу с ним начать какой- то разговор, но он это как-то  игнорирует. Я знаю, что папа любит меня, но мне бы хотелось, чтобы он проявлял эту любовь. И я очень волнуюсь, когда разговариваю с ним. У меня все валится из рук и это их (родителей) нервирует. 

       Не знаете, как развлечь отпрыска, что ему интересно и не надоест? Не спешите дать в руки ребенку гаджет. Попробуйте поиграть в слова (например, на конкретную букву или в города, профессии). Во-первых, такое времяпровождение развивает словарный запас детей, во-вторых – позволяет получше узнать свое чадо.           

      Современное воспитание в своем нынешнем понимании утратило то главное значение, которое было ему присуще в прошлых поколениях, то есть воспитывать детей, чтобы они были хорошими, доброжелательными, приятными, вели себя хорошо и т.д. и т.п..

    Поэтому сегодняшнее воспитание – это уже что-то совсем другое, и такое воспитание все более ощущается многими людьми как нечто обязательное и не второстепенное для всех. Потому что понятие “получение воспитания” – означает знать и понимать, как вести себя с самим собой, со своим окружением, со страной и с целым миром, а также в самых разных ситуациях, происходящих со мной.

         (отрывок из сочинения ученицы 8 кл.  ) Иногда мне кажется, что маму не интересует моя жизнь. Ее отношение ко мне отличается от отношения к моим сестрам. Наверное, у нее такое отношение ко мне из-за того, что я плохая девочка.  Но я хотела, чтобы она изменила отношение ко мне. Перестала унижать меня, придираться и уделяла мне больше внимания. Чтоб я не чувствовала разницу ее отношения ко мне не отличалась от отношения к моим сестрам. 

       Роль воспитания в семье играет решающую роль в дальнейшей судьбе маленького человека. Родители ближе и важнее для ребёнка, чем все остальные, особенно в ранние годы его жизни. Родители должны создать дома такую обстановку, чтобы ребёнку не захотелось променять её ни на какую другую.

        (отрывок из сочинения ученика 7 кл.) Бывает, что иногда папа меня не понимает.  Моя мама понимает меня больше чем папа. С братьями у меня ссорные отношения особенно со старшим братом у него характер как у папы, редко у нас с ним бывает хорошее отношение. Поэтому я не очень стремлюсь домой и после уроков задерживаюсь в школе или на улице с друзьями.

           В семье, где имеется несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет очень важное значение для социального созревания детей, благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьями и сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: он учится взаимопомощи в процессе общения с такими же слабыми и зависимыми, как и он сам, он привыкает не только брать, но и давать, учится учить других – тех, кто меньше и слабее его, он познает выгоды сотрудничества по сравнению с постоянным соперничеством и ссорами, он пользуется не только словом «я», но знает и слово «мы», учится делиться не только игрушками, а и вниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежит теперь ему одному. Школа большой семьи – это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

         Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает – это значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычно не приводит ни к чему хорошему. Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

       Строгими мерами наказаниями мы ничего не добьёмся, а только заложим в сердце ребенка агрессию и жестокость. Родители должны взращивать в ребёнке добро, порядочность и милосердие, которых так не хватает в нашем современном обществе. Ребёнок по взгляду родителя должен понять, заметить упрёк или недовольство. Если крики и ругань в семье – обычное дело, то со временем дитя просто не станет обращать внимания на слова родителей.          

      Постоянные вызовы в школу за плохую успеваемость и дисциплину, конфликты со сверстниками, систематическое невыполнение домашних заданий, прогулы уроков…и это не полный список того, с чем сталкивается родители подростка. В этом случае не нужно бороться с каждым отдельным пунктом в графе «проблемы ребенка в школе». Нужно стараться воспитать в нем чувство ответственности и самостоятельности. Именно эти черты характера реально помогут Вашему ребенку в его будущем.

          Так же довольно распространенной ошибкой в воспитание детей является то, что родители надеются на помощь от учебного учреждения и зачастую, опять-таки перекладываю все обязанности этого нелегкого дела на него. Сами контролируют данный процесс только проверкой оценок в дневнике и посещением родительского собрания, которое проходит раз в каждую четверть. ( проводя собрания и проверяя дневники учащихся порой в голове проносится  вопрос – « Эти дети круглые сироты? Где родители? Где подписи родителей в дневниках? Почему они не волнуются за успеваемость своих  детей?).

(отрывок из сочинения ученицы 8 класса.) Кто же в семье понимает меня? Мне кажется никто. Бесполезно что-то говорить. Про учебу начну рассказывать, поругают меня, скажут, что во всем виновата я, хотя я стараюсь. Они не всегда понимают меня, поэтому я особо ничего и не спрашиваю и не рассказываю. 

          Отмахиваясь от ребенка, как от назойливой мухи, и постоянно повторяя: «Наказание мое», родители воспитывают в нем низкую самооценку, отчуждение и даже враждебное отношение к себе. Таким папам и мамам нужно просто вспомнить, что они тоже были детьми, и прийти в себя. Малыши тянут руки не для того, чтобы получить по ним удар. Все, что нужно сделать взрослым – протянуть свои навстречу.

        Культивируя в ребенке чувство вседозволенности (а именно так и случается, если он бог и царь в семье, кумир для мамы и папы), вы тем самым лишаете отпрыска возможности реально оценивать действительность. А еще воспитываете в нем нервозность, эгоистичное поведение и эмоциональную скудность. Дети очень чутко улавливают фальшь и недостаток родительского воспитания, но из-за своего маленького жизненного опыта вместо того чтобы противиться им, попадают под их влияние. 

          Залюбленные дети – несчастные. Они абсолютно не приспособлены к жизни. Как выйти из такого положения? Родительское «он еще очень маленький, успеет наработаться», «я сделаю лучше и быстрее» выливается в полную неприспособленность ребенка к жизни. Кроме того, у него обесценивается понимание значимости результатов чьего-то труда. С ранних лет необходимо воспитывать в малыше навыки, посильные его возрасту, – наблюдательность, аккуратность, уважение к труду, возможность к самооценке и анализу своих действий, принятию решений, ответственности за них.

             Дорогие родители не забывайте – это ваш ребенок и его судьба зависит от вас и только от вас. Постарайтесь проводить больше времени с детьми, интересуйтесь тем, чем они занимаются, с кем они проводят свободное время. Учите их нужным делам, но не заставляйте их это делать насильно, лучше поговорите спокойно, объясните им, что это необходимо. И помните если вы не безразличны к своим детям то они будут вас любить и будут вам благодарны на протяжение всей своей жизни. Дети – отражение поступков родителей.                     

       Сказано, что ребёнок похож на гравировку камня, чистые сердца детей являются драгоценной жемчужиной, и какой бы узор ни высекли на них – они готовы принять его.

(отрывок из сочинения ученицы 8 класса.) Я человек которого не любят в семье. Меня любят только родственники. У моей мамы айфон 7, папы айфон 6 и еще какой- то мощный телефон. У сестры телефон и планшет, а у меня ничего нет. Мой телефон давно сломался и мама сказал ,что другой не купит. Все внимание уделяют только младшему брату, который по их предположению вырастет большим человеком. У моих родителей вся жизнь в телефоне. Вот когда мы вырастем и улетим кто куда, а они постареют, тогда они будут жалеть , что не уделяли мне внимание. 

       Дети являются радостью и украшением в нашей жизни. Ни один отец, ни одна мать не захочет, чтобы их ребёнок был бедствием, лишающим сна и покоя. Если родителей коснётся такое наказание от  Всевышнего, то из-за упущенного воспитания. Ведь именно родители несут основную ответственность за воспитание и наставление детей на правильный путь.    

        Многие педагоги, психологи, социологи, которые занимаются изучением воспитания подрастающего поколения, считают, что ребёнок – это чистый лист: что напишешь на нём – то и останется.

          В психологии есть такой краеугольный камень. Его можно выразить одной расхожей фразой: «Все мы родом из детства». 

      Что это означает это выражение: «Все мы родом из детства» Оно означает, что  детство – самое важное время, когда формируется личность. Со всеми её задатками, и (к сожалению) со всеми её неврозами и проблемами взрослого человека. 

Ведь для психологии взаимоотношений детей и родителей не секрет, что «плохие» родители – это тоже бывшие … дети, которые пострадали в своё время от такого же «дурного воспитания». Ну а теперь они передают свою боль (и свои не выученные уроки, пополам с нерешёнными проблемами) новому поколению, своим потомкам.

      Каково бы не было воспитание в  семье, модели поведения отца, матери и характер их взаимоотношений, ребенком они воспринимаются и откладываются на бессознательном уровне как естественные и единственно возможные, как нормальные, даже если они объективно далеко не нормальны.

       Вот почему взрослые люди повторяют поведение родителя своего пола, даже если в детстве, да и во взрослом возрасте, считали его неправильным. Да, так вести себя нельзя (почему нельзя понятно по проблемам, наблюдающимся в родительской семье), но как по-другому себя вести – непонятно!

Никто не учил, как строить счастливую семью, как успешно решать конфликты, что значит быть хорошим мужем/женой, как правильно воспитывать детей и так далее. Зато родители все это показывали ребенку на своем примере. Другие примеры, хоть и существуют, но не принимаются как возможные.

            Духовно-нравственным воспитанием молодого поколения сегодня занимаются учителя, психологи-социологи, преподаватели вузов. Они всегда должны быть примерами и образцами, сеятелями разумного, доброго в сознании молодых. Поистине бесценен воспитательный вклад, начальные установки чести, морали, нравственности, патриотизма, любви и добра, вложенные учителями в своих учеников. Моральное и интеллектуальное семя, брошенное учителем, должно дать хороший урожай.

           Воспитатель и педагог – это особая категория специалистов, которые призваны заложить в подрастающее поколение фундамент духовно-нравственной чистоты. Сегодняшняя молодёжь – будущее страны, и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов. В настоящее время молодёжь другая по сравнению с прошлыми поколениями – другие ценности, нравы, интересы, увлечения… Но наша молодёжь не должна забывать о вечных общечеловеческих ценностях, без которых невозможно формирование личности. Сегодня как никогда общественность, родители, школа и духовенство  должны объединить свои усилия в деле воспитания молодёжи.

 

  1. Отрывки сочинений детей напечатаны без изменений

                                          Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. 
                                                                                                                                    Я. Коменский

                                                 Психолог МКОУ «СОШ №14» Авайсова Дженет.

 

Взаимоотношение в семье.
Пролистать наверх