“Формирование инновационного (логического и дивергентного), исследовательского и проектного мышления воспитанников”.

автор: Агишева Оксана Владимировна

педагог-психолог МДОУ “Детский сад “Улыбка” г.Надыма”

“Формирование инновационного (логического и дивергентного), исследовательского и проектного мышления воспитанников”.

Формирование инновационного (логического и дивергентного), исследовательского и проектного мышления воспитанников.

 

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

 

Ключевые слова: дивергентное мышление, ребенок, методы, триз, мозговой штурм, головоломки, задачи.

 

В наше время система дошкольного образования подчинена глобальной задаче -интеллектуальному   развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе  познания. Именно сегодня возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным и творческим мышлением, развитым активным воображением для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью. Именно в реальной жизни ребенок столкнется с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов несколько, для выбора, которых, требуется осознанный  поиск нескольких способов решений, а, следовательно, и выбор нескольких правильных ответов. Как раз такое мышление (дивергентное мышление) ученые считают основой творчества.

Но, к сожалению, на сегодняшний день большинство детей не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, требующего от ребенка строго определенного хода мыслей, не дающего ребенку выбора. Поэтому нашим педагогам приходится искать и разрабатывать реальные средства формирования такого мышления.

Дивергентное  мышление – это альтернативное  мышление, отступающее от логики.  Оно предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов,  что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Поэтому наши педагоги стараются создавать такие условия, в которых ребенок, может проявить свою самостоятельность, проявить себя с разных сторон, развивать познавательную деятельность. Особое внимание в нашем саду уделяется мотивации, интересам каждого маленького гражданина, его возможностям. Так как ведущей моделью для ребёнка, является игра, поэтому мы стараемся в играх детям предоставлять больше самостоятельности.

Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, осваивает неизвестное, познает что-то новое. Для развития логического и дивергентного мышления у детей мы используем различные методы:

– Метод проектов – учим  создавать, что-то новое (творческий продукт);

– Решение головоломок, задач – развитие смекалки, сообразительности;

– Проблемные ситуации – учим находить правильное решение и доказывать, всем, что это решение правильное;

– Метод фокальных объектов – учим  детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять  практическое назначение необычных свойств;

– «Мозговой штурм» – учим находить идеи  в рамках одной темы;

– Метод символического видения –  дети учатся строить связи между объектом и его символом;

– «ТРИЗ» – учим составлять картину или описание того, что может произойти, если в мире что-то поменяется;

– Метод составления карты памяти –  воспитанники учатся составлять схемы, карты;

– Метод выживания – предлагаем ребенку «переселиться» в этот объект или «перевоплотиться» в него.

Давая детям эти задания в игровой форме, неосознанно учим дивергентному мышлению, даже у пассивных детей появляется интерес и они начинают постепенно участвовать в таких играх.

Например, детям предлагается подумать и рассказать, что предшествовало той или иной ситуации; что произойдет в результате того или иного события.

Мы стараемся научить детей не бояться допускать ошибки, оставаться с проблемой наедине. Даем возможность самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, тем самым развивая уверенность в себе, креативность и навыки решения сложившихся задач. Именно совершая свои ошибки дети учатся, получают знания.

Одним из способов развития такого мышления стал педагогический проект «Тропикана-ленд» целью которого стало создание условий для формирования исследовательского, дивергентного мышления детей путем построения модели природно-ландшафтного комплекса.

Проект представляет собой одну большую игру, которой охвачены дошкольники 5-7 лет, педагоги и родители воспитанников.

Наш проект подразумевает создание функционирующего, роботизированного природно-ландшафтного комплекса состоящего из нескольких зон, наполнение, которых будет осуществляться детьми:

  1. Зона освещения – солнце. Дети знакомятся со свойствами солнца на севере и тропическом континенте, его влиянием на людей и Землю, через эксперименты  и наблюдения.
  2. Зона суши – земля.  Дети изучают виды почвенного покрова на разных континентах и его свойства.
  3. Зона воды – море. Здесь происходит знакомство с водоемами Земли, полезными свойствами соленой морской воды.
  4. Зона флоры и фауны. Дети знакомятся с флорой и фауной изучаемых климатических зон.
  5. Зона профессий и конструирования.  На данном этапе дети знакомятся с профессиями: бармен, спасатель, экскурсовод, уборщик, медицинская сестра. Работают по схемам, составляют модели роботизированных конструкций: фито-бармен, спасатель-консультант, робот-медсестра, робот –уборщик, робот климат-контроль.

В дальнейшем  проект будет представлять собой функционирующий, роботизированный природно-ландшафтный комплекс со сменяемыми климатическими зонами (Арктика, Антарктика, пустыня, саванна, тропические леса), которые дети будут изготавливать по мере их изучения и воссоздавать самостоятельно с помощью специально изготовленного детьми оборудования (макеты флоры и фауны, почвенного покрова и т.д.).

В результате реализации проекта дети научатся самостоятельно находить решения и выходы из сложившихся ситуаций; получат знания о факторах окружающей среды изучаемых климатических зон; научатся моделировать и конструировать; будет создан макет природно – ландшафтного комплекса: «Тропикана-ленд» со сменяемыми климатическими зонами.

Дети получат удовольствие, высказывая и обосновывая свое мнение, будучи уверенными в том, что они правы. Рассказывайте детям о конструктивной силе ошибок и о свободе творческого подхода к решению любой возникающей проблемы, и результаты не заставят вас долго ждать.

 

 

Список литературы

 

  1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 296 с.
  2. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды – М., 2006. – 311 с.
  3. Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника // Начальная школа плюс до и после – 2006. №9 -с.15-23
  4. Педагогическая библиотека/ Педагогика/ Российский федеральный портал.
  5. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. – 576 с.
  7. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

 

 

 

“Формирование инновационного (логического и дивергентного), исследовательского и проектного мышления воспитанников”.
Пролистать наверх