Познавательно-творческий проект “Письма диким животным”.

автор: Александрова Елена Олеговна

воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад 56

Познавательно-творческий проект “Письма диким животным”.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №56».

Краткосрочный познавательно-творческий проект

«Дикие животные. Письма животным»

в средней группе №12 «Улыбка»

Воспитатель: Александрова Елена Олеговна

2019г.

Продолжительность проекта: 2 недели (14.10.2019-24.10.2019гг.)

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: – дети средней группы (4 – 5 лет);

– воспитатель – Александрова Е.О.;

– родители воспитанников.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов. Дети практически не знают о том, что многие виды животных являются редкими на сегодняшний день, о том, что они нуждаются в защите. Дети не знают что такое КРАСНАЯ КНИГА.

Актуальность: Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Письма животным» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.

Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий,  экскурсии, бесед, чтения произведений, работы по сюжетным картинам, написания писем для диких животных  дети могли больше узнать о них. Могли расширить свои представления в области географии, экологии, но при этом облечь информацию в привлекательную и интересную форму. Главной задачей является научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению.

Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, лепке, подвижных играх, играх-драматизациях). Познакомить со стихами, песнями, загадками о диких животных. Познакомить с процедурой написания письма.

 

Цель: Обобщить и расширить знания детей о диких животных через разные виды деятельности. Формировать бережное отношение к окружающему миру, формировать представление о важности сохранения редких видов животных. 

 

Задачи:

для детей:

  1. Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о диких животных.
  2. Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
  3. Развивать интерес к живой природе и ее обитателям, рассказать простыми словами о том, что существуют особо охраняемые природные территории (заповедники), для чего они нужны. Воспитать любовь к животным и бережное отношение к природе. 
  4. В игровой форме познакомить детей с особенностями экологии некоторых животных, рассказать детям о Красной Книге, о редких и исчезающих видах диких животных. 
  5. Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
  6. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
  7. Познакомить детей с правилами переписки с животными: как изготовить конверты, составить адрес, заполнить анкеты, нарисовать портрет животного.

-для педагога: 

Показать родителям значимость обогащения знаний детей о диких животных и их среде обитания. Активизировать педагогические способности и умения родителей в жизни детского сада.

-для родителей:

Вызвать желание, заинтересованность участвовать с детьми в жизни группы.

Вовлечь родителей в решение проблем сохранения природы. 

 

Ожидаемые результаты: 

  • Знать и называть диких животных, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
  • Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
  • Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
  • Научиться «писать письма», вместе с родителями искать нужную информацию, рассуждать, чтобы правильно определить «адрес» (местообитание) того или иного вида, выяснить его «профессию» (экологическую нишу). 
  • Развивать экологическую культуру, как у детей, так и у взрослых.

 

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

 

 

 

 

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовка к проекту:

 

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме;
  2. Разработка плана реализации проекта;
  3. Разработка дидактических игр, пособий;
  4. Подборка иллюстративного материала;
  5. Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мультфильмов по теме;
  6. Подготовка материала для изобразительной деятельности, аппликации, лепки;
  7. Подготовка к реализации проекта: 

формировать познавательный интерес к данной теме, 

вводные беседы и просмотр обучающих развивающих мультфильмов по теме с воспитанниками; 

-опрос детей и их выбор «Кто какому животному будет писать письмо?» (составление списка)

-консультации для родителей;

С родителями: 

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами, консультация на тему «Безопасное поведение в лесу», «Детям о диких животных», «Редкие виды животных. Заповедники Томской области».

 -Просим заполнить дома с детьми анкету-характеристику на животного, которого выбрал ребенок, составить адрес, куда будет отправлено письмо. -Написание самого письма выбранному животному.

-Совместная творческая работа родителей с ребенком (рисунок-портрет животного, аппликация на выбор), как приложение к письму. 

 

II этап. Реализация проекта:

 

Познавательное развитие

 

  1. Просмотр обучающего мультфильма «Дикие животные».
  2. Рассматривание фото-картинок «Дикие животные».
  3. Работа с глобусом, «путешествие» по природным зонам – Арктика, пустыня, тропический лес. Краткая основная информация о климате этих зон и о самых популярных животных этих регионов планеты (Белый медведь, морж, слон, жираф, верблюд, крокодил, обезьяна). Находим на глобусе нашу страну Россию, простым языком описываем климат нашей страны. Далее говорим о диких животных, обитающих на территории нашей страны.   
  4. Вводим понятие хищное животное (кто такой хищник).
  5. Вводим понятие Красная Книга (это книга, большой список,  в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны) и понятие Заповедник (более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест).
  6. Экскурсия в контактный зоопарк (приезжий в детский сад).

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие

 

1)Беседы:

«Дикие животные» (отличие от домашних животных), 

«Чем питаются дикие животные», 

«Где живут дикие животные» (как называется их жилище – берлога, нора, дупло, логово), 

 «Как животные готовятся к зиме»,

«Повадки животных»,

«Зачем животным мех?»

«Редкие виды животных и их защита»

«Заповедники нашего края»

«Что такое письмо?»

 

2) Дидактические игры:

«Чей хвост»«Чьи детки»;  Лото «Дикие животные»; «Кто лишний?»;

«Чей домик»; Пазлы «Сложи картинку», «Чьи следы», «Найди и посчитай», «Чья тень?»

 

Закрепляем знания детей о диких животных. 

Учим называть отличительные особенности их внешнего вида.

Учим называть животное и его детёнышей. Расширяем знания о животных, учим подражать их голосам. Формируем умение детей соотносить изображение животного с его местом обитания. Воспитываем гуманное отношение к животным, приобщаем детей к их проблемам, развиваем в детях доброжелательность, сопереживание живым существам.

 

 

Речевое развитие

 

1)Чтение художественной литературы:

-рус.нар.сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», 

-«Хвосты», 

-«Заяц-хваста»

-В. Бианки «Как животные к зиме готовятся?», беседа по содержанию рассказа.

-«Волчишко» Е. Чарушин.

-Н.Притулина «Заяц-почтальон».

 

2)Загадывание загадок о диких животных.

 

3)Дети делают презентацию своих альбомов «Дикие животные», которые они изготовили дома с родителями, называют животное с картинки и рассказывают о нем, что знают (Грета Барковская и Толя Каверзин).

Формируем литературное восприятие, воспитываем умение слушать, понимать содержание. Развиваем у детей сообразительность, смекалку. Учим отгадывать загадки, закрепляем характерные особенности диких животных, их внешний вид, особенности образа жизни.

 

4)Пальчиковая гимнастика:

-«У кого какая шуба?»

-«Зайка»

-Серый волк»

-«Лиса»

-«Белочка»

 

 

Физическое развитие

 

1)Подвижные игры:

-«Хитрая лиса»,

-«Бездомный заяц», 

-«Охотники и зайцы»,

-«У медведя во бору».

 

2)Физкультминутки: 

-«У жирафа пятна пятнышки везде»,

«Мы веселые мартышки»,

«Лисята»,

«Есть у каждого свой дом»,

«Зайке холодно сидеть», 

«У оленя дом большой».

Игра с мячом «Назови животного».

Закрепляем умение бегать врассыпную, имитировать движения в соответствии с текстом. Развитие ловкости, смекалки, аккуратности.

 

Художественно-эстетическое развитие

 

1) Лепка с использованием природных материалов (из шишек) «Ёжик» 

2) Рисование «Медведь», «Белочка»

3) Аппликация «Зайка»

4) Коллективная работа – аппликация «Дикие звери в лесу»

5) Создание «почтового ящика» для писем животным

6) Рисунок или аппликация выбранного животного совместно с родителями (дома, приложение к письму для животного)

7) Драматизация сказки: «Теремок»

 

Развивать мелкую моторику, формировать интерес к лепке, совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями в «шарик», в «колбаску», в плоскую «лепешку», совершенствовать умение пальчиками отщеплять пластилин, либо прикреплять его в процессе работы с поделкой.

Совершенствовать умение правильно держать кисточку, работать с красками и водой, закрашивать аккуратно, не выходя за края.

Закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать сказку.

Развитие у детей способности принять на себя роль животного, имитировать его движения.

 

 

III этап. Заключительный.

 

1)Чтение вслух писем детей. Воспитатель зачитывает письма и вместе с детьми обсуждают их содержание. В перспективе: через некоторое время мы «получим письмо» из леса с ответом детям от животных, совместно его прочтем и обсудим.

2)Творческая выставка детских работ.

3)Трансляция результатов проектирования родителям.

 

Вывод: 

В ходе реализации проекта, собран и систематизирован весь материал по теме проекта. 

Сформированы и расширены знания детей о диких животных, об их жизнедеятельности. У детей развился устойчивый интерес к представителям животного мира, дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, рисовали, лепили, «писали» письма диким животным.

Благодаря проведенным занятиям, беседам, экскурсии в контактный зоопарк, игровой деятельности у детей закрепились и улучшились знания по данной теме.

Вовлекли родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

В целом проект оказался весьма познавательным, необычным, интересным, как для детей, так и для родителей, ведь в процессе подготовки к написанию писем дети вместе с родителями искали информацию о любимом животном, узнавали о нем много нового, чтобы задать ему интересные вопросы. Эта проделанная работа поспособствовала экологическому просвещению детей и взрослых.

 

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева «Юный эколог».
  2. В.М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду».
  3. О.С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 4-5 лет».
  4. М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова «Занятия в средней группе детского сада».
  5. О.А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений».
  6. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стихи и рассказы о животном мире».
  7. Г.В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».
  8. Н.А. Кнушевицкая «Стихи речевые упражнения по теме «Дикие животные».

 

Познавательно-творческий проект “Письма диким животным”.
Пролистать наверх