Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности детей 4-5 лет.

Автор: Алексеева Мария Николаевна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №210 “Лучик” г. Чебоксары

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности детей 4-5 лет.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Потребность получать новые эмоции и переживания возникает с первых недель жизни. Дошкольный возраст нужно использовать так, чтобы ребенок научился управлять интересом, не навредив себе и окружающим. Методом проб и ошибок маленький человек учится находить что-то интересное в каждом дне.

Актуальность и возможность исследования развития любознательности в среднем дошкольном возрасте определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психологической литературе и несомненной ее социальной значимостью. Любознательность является важной составляющей креативности и в значительной степени определяет саму креативность. Любознательность и познавательная активность – это то, что, по современным меркам, определяет успешность человека, в большей степени, чем интеллект.

По мнению Л.Н. Прохоровой, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Анализ программ по проблеме исследования показал, что их разработано в достаточном количестве. Это такие программы как «Юные энштейны», автор Н. П. Селезнева, «Юные исследователи», авторы Н.А. Варава, Е.В. Согрина, «Капитошка», авторы И.Е. Подгорнова,                      Т.А. Альшанская, С.М. Кайданович, «Лаборатория природы», автор                   Е.В. Корлыханова, «Почемучки», автор Е.Н. Лысенко, «Исследуем и познаем», автор Г.З. Хаилуллина и т.д.

Исходя из вышеизложенного, нами был разработан педагогический проект «Кто многим увлекается, тот многое приобретает».

Цель проекта:развитие любознательности у детей 4-5 лет в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Развивать любознательность у детей 4-5 лет.
  2. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

3.Помогать детям, понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности планы, схемы, предложенные взрослым.

  1. Расширить компетентность родителей и педагогов по вопросам формирования любознательности у детей 4-5 лет средствами экспериментальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей 4-5 лет развита любознательность: наблюдательность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
  2. Сформировано умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  3. Дети понимают и используют в познавательно-исследовательской деятельности планы, схемы, предложенные взрослым.
  4. Расширена компетентность родителей и педагогов по вопросам формирования любознательности у детей 4-5 лет средствами экспериментальной деятельности.

Также нами была определена база реализации проекта: МБДОУ «Детский сад №113 «Золотой ключик» г. Чебоксары. При разработке педагогического проекта нами был осуществлен анализ внешней и внутренней среды с определение сильных и слабых сторон. 

В ходе разработки проекта нами были определены участники и ресурсы. Участниками проекта стали: воспитатель, родители (законные представители), воспитанники средней группы.

Нами был разработан механизм реализации проекта, который состоит из 3 этапов: подготовительный, основной, заключительный.

Педагогический проект включает в себя план реализации, который состоит из плана – графика подготовки, этапов и сроков реализации с намеченными мероприятиями по развитию у детей среднего дошкольного возраста любознательности через экспериментальную деятельность.

Нами были определены перспективы реализации педагогического проекта. Планируется реализация проекта на базе МБДОУ «Детский сад №113» г. Чебоксары. С целью обмена опытом планируется участие в конкурсе педагогических проектов и в научно-практических конференциях. Размещение плана реализации проекта на сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №113» г. Чебоксары.

 

Литература

  1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.- Мозырь: Издательский дом «Белый ветер», 2001 – 48 с.
  2. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2001 – 144 с.
  3. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова – М.: Речь, 2007 – 187 с.

 

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности детей 4-5 лет.
Пролистать наверх