Автор: Андреева Светлана Петровна
воспитатель МАДОУ “Буратино” город Когалым
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности “Наураша – дошколенок”
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №25 «Семицветик»
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленности «Детская мультстудия» для детей от 6 до 7 лет
Срок реализации программы – 1 учебный год
Автор-составитель:
Горбатенко С.И., воспитатель
Нижневартовск, 2016
Содержание:
- Пояснительная записка:
- Цели и задачи программы
- Планируемые результаты
- Объем образовательной нагрузки
- Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
- Содержание программы
- Организационно-педагогические условия реализации программы:
- Учебный план
- Календарный учебный график
- Обеспеченность методическими материалами и средствами
- Описание материально-технического обеспечения Программы
- Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы
- Список литературы
Пояснительная записка
На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из важных мотивов для занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. Дети с интересом осваивают новые технологии, им это интересно, для них это актуально и ново. Огромное значение имеет воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка – энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Основное направление деятельности в рамках реализации программы – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, предметная, объемная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, то и программа включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съемку и монтаж мультфильмов. Дети изучают историю мультипликации – от оптических игрушек до современных мультфильмов, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью средствами анимационной студии SCHAS и программы Windows Movie Maker.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что дает ребенку возможность создать мультипликационный фильм, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт.
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей. В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках Программы.
Цель: Развитие творческих и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликации).
Задачи:
- познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
- познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
- формировать начальные умения работы с мультимедийным оборудованием в процессе создания мультфильма;
- способствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей;
- формировать художественные навыки и умения;
- поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас;
- развивать коммуникативные умения, навыки работы в команде;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников, умение доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты
- знают историю возникновения и виды мультипликации;
- знают технологии создания мультипликационного фильма;
- сформированы начальные умения работы с мультимедийным оборудованием в процессе создания мультфильма;
- развит интеллект и творческие способности детей;
- сформированы художественные навыки и умения;
- развита речевая активность детей, богатый словарный запас;
- развиты коммуникативные умения, навыки работы в команде;
- сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников, умение доводить начатое дело до конца.
Объем образовательной нагрузки
Возрастная категория детей | Количество занятий в неделю, месяц, год | Продолжительность занятий | Количество минут в неделю, месяц, год | Форма обучения | Срок реализации программы |
6-7 лет | 2/8/72 | 30 минут | 60\480\2160 | очная | 1 учебный год |
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает условия для появления новых линий и направлений развития. В этот период очень активно начинает формироваться мышление, познавательная активность, творческая деятельность.
Стремление к творчеству присуще детям и проявляется во всем, чем бы они не занимались. Творчество детей на седьмом году жизни неразрывно связано с познавательной деятельностью (восприятием, представлением, образным мышлением), воображением и практической деятельностью. Эта деятельность представляет собой элементарную проектную деятельность детей, поскольку предполагает постановку цели, планирование определенного результата, знакомство с различными материалами и инструментами, а также способами изготовления и украшения изделий.
В изобразительной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. Дети не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости.
Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Дети могут пересказывать, передавая не только главное, но и детали. В высказываниях детей отражаются как развивающий словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Содержание Программы
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Основная форма проведения занятий – групповая. Группа работает, как единый организм, целым составом, делится на малые творческие группы, выполняя разные задания, иногда выполняются индивидуальные задания. Затем все выполненные задания соединяются в единое произведение кинотворчества – мультфильм. Основная особенность подобной организации работы с группой детей старшего дошкольного возраста в форме детской мультстудии состоит в том, что игра сочетается с настоящим делом. Она и воспринимается как настоящее дело, а каждый созданный в студии мультфильм имеет право считаться произведением всего коллектива.
Каждое занятие подчинено определенным принципам:
- тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе;
- принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т.д., освоение анимационной техники перекладки).
Занятия включают в себя: упражнения и задания по технике линии и тушевки; определенной манере рисунка, письма, лепки; способы использования тех или иных материалов (бумага, холст, краски, пластилин и т.д.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Основная форма работы в студии – практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов:
- подбор или составление истории, сюжета;
- выбор анимационной техники;
- создание декораций, персонажей мультфильма;
- съемки мультфильма по эпизодам;
- запись закадрового текста – озвучивание;
- просмотр и обсуждение мультфильма.
Структура занятий
Занятия делятся на три этапа:
- Подготовительный этап
Задача: установка на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя.
Содержание этапа: обсуждение сюжета, героев, выбор анимационной техники.
- Основной этап
Задача: развитие разных видов детской деятельности (коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской), реализация творческих идей.
Содержание этапа: предполагает деятельность по созданию мультфильма: вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на плоскости, лепка персонажей из пластилина.
- Заключительный этап.
Задача: развитие умений осуществлять самооценку деятельности, анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
Содержание этапа: предполагает рефлексию и намечает перспективу дальнейшей деятельности.
Применяются следующие методы проведения занятий:
- Словесный метод – устное изложение, беседа.
- Наглядный метод – показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- Практический метод – овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Перспективное планирование
Номер занятия | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» | Вводная беседа о правилах поведения в кабинете.
Инструктаж по технике безопасности. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр фильма об истории «Союзмультфильма» |
2 | Пластилиновая анимация
|
Рассказ о профессии мультипликатор.
Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина» Подвижная игра «Отгадай профессию» |
3 | Знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание.
Обсуждение данных составляющих на примере просмотра мультфильма. |
|
4 | Знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения).
Создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем). |
|
5 | Знакомство с пластилиновой анимацией, ее историей.
Ознакомление с основами пластилиновой анимации, рассказ о первопроходцах в пластилиновой мультипликации. Просмотр короткометражного пластилинового мультфильма «Пластилиновая ворона» |
|
6 | Отличие пластилиновых от других мультфильмов.
Просмотр мультфильма и сравнение, определение отличительных особенностей художественных и мультипликационных фильмов. |
|
7 | Информация о материале для мультипликации.
Основные приемы пластилиновой мультипликации. Отработка элементарных навыков по работе с пластилином. Создание несложных фигур из пластилина. |
|
8 | Создание мультипликационных персонажей: приемы и техника лепки. | Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию.
Выбор сюжета для пластилинового мультфильма. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа». Разработка сценария первого пластилинового мультфильма «Курочка Ряба» |
9 | Создание персонажей мультфильма.
Работа в микро группах: вылепливание фигур, моделирование поз и мимики. Дидактическая игра «Фантазеры» |
|
10 | Создание персонажей мультфильма.
Работа в микро группах: вылепливание фигур, моделирование поз и мимики. Дидактическая игра «Фантазеры» |
|
11 | Создание декораций к мультфильму.
|
Создание декораций к мультфильму.
Работа в микро группах: вылепливание декораций (домик, скамейка, забор) |
12 | Создание декораций к мультфильму.
Работа в микро группах: вылепливание декораций( деревья, стол) |
|
13 | Съемка мультфильма. Монтаж. | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
14 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
|
15 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
|
16 | Озвучивание мультфильма | Речевая разминка «Эхо».
При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. |
17 | Речевая разминка «Эхо».
При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. |
|
18 | Наложение музыки к мультфильму. | |
19 | Наложение музыки к мультфильму. | |
20 | Итоговое занятие. Просмотр и обсуждение полученного мультфильма | Просмотр и совместное обсуждение.
Высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности Презентация готового мультфильма детям других групп. |
21 | Анимация в технике «бумажная перекладка» | Знакомство с техникой «бумажная перекладка», ее историей.
Сравнение, определение отличительных особенностей техники «бумажная перекладка» от других техник. Просмотр мультфильма, сделанного в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок») |
22 | Информация о материале для мультипликации.
Основные приемы техники «бумажная перекладка» Рисование сказочных персонажей. Вырезание несложных фигур. |
|
23 | Создание мультипликационных персонажей: приемы и техника выполнения | Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию.
Выбор сюжета для мультфильма. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Угадай, из какой сказки». Разработка сценария мультфильма «Репка» |
24 | Создание персонажей мультфильма.
Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. |
|
25 | Создание персонажей мультфильма.
Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. |
|
26 | Создание персонажей мультфильма.
Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. |
|
27 | Создание декораций к мультфильму.
|
Создание декораций к мультфильму. |
Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации.
Игра «Найди отличия» |
||
28 | Создание декораций к мультфильму.
Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» |
|
29
|
Создание декораций к мультфильму.
Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» |
|
30 | Съемка мультфильма. Монтаж. | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» Осмотр материала съемки. |
31 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» Осмотр материала съемки. |
|
32 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» Осмотр материала съемки. |
|
33 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» Осмотр материала съемки. |
|
34 | Озвучивание мультфильма
|
Речевая разминка «Говорим разными голосами»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
35 | Речевая разминка «Говорим разными голосами»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
|
36 | Наложение музыки к мультфильму. | |
37 | Наложение музыки к мультфильму. | |
38 | Итоговое занятие. Просмотр и обсуждение полученного мультфильма | Просмотр и совместное обсуждение.
Высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности Презентация готового мультфильма детям других групп. |
39 | Предметная анимация | Знакомство с предметной анимацией, ее историей.
Ознакомление с основами предметной анимации. Просмотр мультфильма, сделанного в данной технике « Про матрешек» |
40 | Отличие предметной анимации от других мультфильмов.
Просмотр мультфильма, сравнение, определение отличительных особенностей предметной анимации. |
|
41 | Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию.
Выбор сюжета для мультфильма. Рассматривание иллюстраций. Интерактивная игра «Назови героев сказки». Разработка сценария мультфильма «Теремок» |
|
42 | Создание декораций к мультфильму.
|
Создание декораций к мультфильму.
Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Фантазеры» |
43 | Создание декораций к мультфильму.
Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Фантазеры» |
|
44 | Съемка мультфильма. Монтаж. | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
45 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
|
46 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
|
47 | Озвучивание мультфильма
|
Речевая разминка «Эхо»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
48 | Речевая разминка «Эхо»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
|
49 | Речевая разминка «Эхо»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
|
50 | Наложение музыки к мультфильму. | |
51 | Наложение музыки к мультфильму. | |
52 | Итоговое занятие. Просмотр и обсуждение полученного мультфильма | Просмотр и совместное обсуждение.
Высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности Презентация готового мультфильма детям других групп. |
53 | Объемная анимация | Знакомство с объемной анимацией, ее историей.
Ознакомление с основами объемной анимации. Просмотр короткометражного мультфильма «В гостях у Айболита» |
54 | Отличие объемной анимации от других мультфильмов.
Просмотр мультфильма, сравнение, определение отличительных особенностей объемной анимации. |
|
55 | Информация о материале для мультипликации.
Основные приемы объемной анимации. Использование различных техник. Создание несложных фигур. |
|
56 | Создание мультипликационных персонажей: приемы и техника объемной анимации | Чтение русских народных сказок.
Выбор сюжета для мультфильма. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа». Разработка сценария мультфильма «Заюшкина избушка» |
57 | Создание персонажей мультфильма.
Использование различных техник в одном мультфильме. Работа в микро группах: подготовка пластилиновых и бумажных героев. |
|
58 | Создание персонажей мультфильма.
Использование различных техник в одном мультфильме. Работа в микро группах: подготовка пластилиновых и бумажных героев. |
|
59 | Создание персонажей мультфильма.
Использование различных техник в одном мультфильме. Работа в микро группах: подготовка пластилиновых и бумажных героев. |
|
60 | Создание персонажей мультфильма.
Использование различных техник в одном мультфильме. Работа в микро группах: подготовка пластилиновых и бумажных героев. |
|
61 | Создание декораций к мультфильму. | Работа в парах: подготовка декораций к мультфильму из различных материалов |
62 | Работа в парах: подготовка декораций к мультфильму из различных материалов | |
63 | Съемка мультфильма. Монтаж. | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
64 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
|
65 | Практическая работа в группах.
Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. |
|
66 | Озвучивание мультфильма | Речевая разминка «Говорим разными голосами»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
67 | Речевая разминка «Говорим разными голосами»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
|
68 | Речевая разминка «Эхо»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. |
|
69 | Наложение музыки к мультфильму. | |
70 | Наложение музыки к мультфильму. | |
71 | Наложение музыки к мультфильму. | |
72 | Итоговое занятие с приглашением родителей. | Просмотр и совместное обсуждение.
Высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности Презентация готового мультфильма детям других групп. Показ мультфильма родителям. Анализ работы. |
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Учебный план
Кол-во детей в группе | Длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий
в неделю |
Кол-во занятий
в месяц /год |
6 | 30 | 2 | 8/72 |
Календарный учебный график
Тема | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Вводное занятие | 1 | ||||||||
Разработка сюжета | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Пластилиновая анимация | 6 | ||||||||
Анимация в технике «бумажная перекладка» | 2 | ||||||||
Предметная анимация | 2 | ||||||||
Объемная анимация | 3 | ||||||||
Изготовление декораций | 2 | 3 | 2 | 2 | |||||
Изготовление персонажей | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | ||||
Съемка мультфильма. Монтаж. | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||||
Озвучивание мультфильма | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | |||
Просмотр готового мультфильма | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Итого занятий | 8 | 7 | 9 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 | 5 |
72 занятия |
Обеспеченность методическими материалами и средствами
Наименование дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования | Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленности «Детская мультстудия» |
Программно-методическое обеспечение программы, средства обучения | |
Методическое обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т.д.)
с указанием выходных данных |
Программное обеспечение (ПО) Windows Movie Maker.
Методическое пособие «Как рисовать мультики», автор В. Запаренко, Издательство: Фордевинд, 2011 г. Методическое пособие Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы» М.,2013. Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html. Электронное методическое пособие «Юный мультипликатор» |
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
с указанием выходных данных |
Обучающая программа «Юный мультипликатор» |
Технические средства обучения | Камера, музыкальный центр, ноутбук с установленным ПО для монтажа мультфильмов, фотоаппарат, микрофон, искусственные источники света (лампа). |
ЭОР | Электронное методическое пособие «Юный мультипликатор» |
Описание материально-технического обеспечения Программы
Вид помещения | Оснащение помещения | Материалы для непосредственной работы с детьми |
Кабинет
«Детская мультстудия» |
Столы
Стулья Мольберт
|
Материалы для творческой работы: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, цветные и простые карандаши, восковые мелки, трафареты; бросовый материал (веточки, листья, мох, и.т.д.) |
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности реализации программы.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
– знаний воспитанников (знают историю возникновения и виды мультипликации, технологии создания мультипликационного фильма);
– умений воспитанников (сформированы начальные умения работы с мультимедийным оборудованием в процессе создания мультфильма).
Принципы педагогической диагностики
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Методы проведения педагогической диагностики
Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;
средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).
Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности
Критерии | Методика
исследования |
Описание |
Пластилиновая анимация | ||
Лепит предметы, передавая их форму и пропорции | Диагностическое задание | Задание
«Я леплю из пластилина» Цель: выявить умения лепить предметы, передавая их форму и пропорции. Ребенку предлагается создать образ разных предметов и игрушек, объединить их в коллективную композицию, используя разнообразные приемы лепки. |
Оживляет героев | Диагностическое задание | Задание
« Оживи героев сказок» Цель: выявить умения «оживлять» персонажей знакомых сказок. Ребенку предлагается перемещение героев , учитывая особенности строения тела человека или животного, а также происходящего действия. |
Создает пластилиновые мультфильмы | Наблюдение | Задание
Цель: выявить умения создавать пластилиновые мультфильмы. – Вам понравился мультфильм? – Кто главный герой? – Почему герои фильма поступают по-разному? – С помощью чего мы создали этот мультфильм? |
Анимация в технике «бумажная перекладка» | ||
Использует способы различного наложения цвета. | Наблюдения в организованной деятельности | Задание
«Звездное небо» Цель: выявить умения использование способов различного наложения цвета. Задание: нарисовать звездное небо с использованием способов различного наложения цвета |
Создает сюжет и декоративные композиции. Создает иллюзию движения. | Смоделированная ситуация | Цель: выявить умения создавать сюжет и декоративные композиции.
Задание: вырезать силуэты диких животных и составить композицию. Изобразить композицию движения. |
Предметная анимация | ||
Умеет импровизировать с различными предметами. | Смоделированная ситуация | Цель: выявить умения импровизировать с различными предметами.
Ребенок передвигает персонажи – игрушки, наделяя их душевными качествами, перевоплощается в них, становится участником этого действа-игры, привносит элементы импровизации, спонтанно варьирует развитие событий. |
Создает фон и декорации | Наблюдения | Цель: выявить умение создание фона и декорации
Ребенку предлагаются творческие игры по созданию фона и декорации. |
Объемная анимация | ||
Использует различные техники | Наблюдения | Цель: выявить уровень владения различными техниками.
Ребенку предлагаем лепить объемные и рельефные изображения; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали, создавать цветовые тона и оттенки, применять разнообразные техники рисования. |
Владеет постановкой персонажа в кадре | Смоделированная ситуация | Цель: выявить уровень владения постановкой персонажа в кадре
Ребенку предлагается перемещать сказочных героев внутри сцены, учитывая происходящего действия в кадре. |
Озвучивает мультфильм | Наблюдения | Цель: выявить умение озвучивания мультфильма.
Дети с выражением читают знакомый текст, который в дальнейшем звучит на фоне происходящего действия. |
Накладывает музыки к мультфильму. | Смоделированная ситуация | Цель: выявить умение наложения музыки к мультфильму.
Ребенку предлагается подобрать голоса, мелодии и песни соответственно особенностям героев и места развития событий мультфильма. |
Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленности
«Детская мультстудия»
Дата:________
Педагог:_________
№ |
Список детей |
Лепит предметы, передавая их форму и пропорции | Оживляет героев | Создает пластилиновые мультфильмы | Использует способы различного наложения цвета.
|
Создает сюжет и декоративные композиции. Создает иллюзию движения. | Умеет импровизировать с различными предметами. | Создает фон и декорации | Использует различные техники | Владеет постановкой персонажа в кадре | Озвучивает мультфильм | Накладывает музыки к мультфильму. | Итог |
Литература
- Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы» Методическое пособие. М.,2013 – 125с.
- Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html.
- Пособие В. Запаренко. «Как рисовать мультики», Издательство: Фордевинд, 2011 г.
- Ю. Красный, Л. Курдюкова. Мультфильм руками детей. – ж. «Искусство в школе».
- Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.
- Обучающая программа «Юный мультипликатор»
- Интернет-ресурсы: Мультипликация. Статья в Википедии. Мультфильм. Статья в Википедии. Мультстудия на телеканале «Карусель» Страничка мультипликатора.