«Развивающие возможности LEGO технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Автор: Андреева Светлана Петровна

воспитатель МАДОУ “Буратино”

«Развивающие возможности LEGO технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Слайд 1 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию доклад из опыта работы по теме: «Развивающие возможности LEGO технологии  в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Характерная черта жизни современного общества – нарастание темпа изменений. В настоящее время обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Возникает необходимость поиска технологий, методик для внедрения в работу с дошкольниками.

 

Реализация ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить технологии, соответствующие следующим принципам: 

  • развивающего образования; 
  • научной обоснованности и практической применимости; 
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; 
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; 
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей; 
  • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

 

Слайд 3

Целью и результатом образовательной деятельности детского сада является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; 
  • проявляет любознательность; 
  • интересуется причинно-следственными связями; 
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; 
  • умеет выражать свои мысли, договариваться, учитывать интересы других, взаимодействовать со сверстниками, участвовать в совместных играх. 

 

Слайд 4

С целью повышении качества дошкольного образования путем внедрения инновационных технологий в педагогическую практику наша дошкольная организация в рамках региональной инновационной площадки реализует проект «Растим инженеров» по пропедевтике инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста, а в младшем дошкольном возрасте на подготовительном этапе реализуется проект «Техно-детки». Для реализации данного проекта мной выбрана игровая, но познавательная ЛЕГО технология, что позволяет детям учиться, играя и обучаться  в игре. Предпосылкой к выбору данной технологии стало то, что из большого количества игр, дети чаще всего выбирали лего- конструктор.

Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Сегодня легко сделать процесс обучения детей именно развивающим, интересным, привлекательным для дошкольника, однако современному воспитателю требуется особое умение ориентироваться в мире современных игр, детских развивающих игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.  

Такие условия возможно реализовать в образовательной среде LEGO.

Слайд 5

 ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ 

  • формирует познавательную активность, формирует навыки общения и сотворчества; 
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Слайд 6

LEGO-технология являются великолепным средством для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все 5 образовательных областей. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

 

В своей профессиональной деятельности мы используем ЛЕГО конструктор не только в совместной или самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации ООП. 

 

Слайд 7

ОО «Познавательное развитие»

Играя с конструктором Лего, дети закрепляют умение выделять цвет, форму, величину кирпичиков; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам.

На занятиях по формированию целостной картины мира знакомим с объектами городской инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, не только рассматривая их на фотографиях, но и через постройку этих зданий из конструктора Лего в совместной деятельности со взрослым.

 

Слайд 8

На занятиях по ФЭМП мы используем лего-конструктор как раздаточный материал для ознакомления с количеством и счётом, учим различать геометрические фигуры их цвет, величину, расположение в пространстве.

 

Слайд 9

ОО «Речевое развитие»

В работе с Лего можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, играми. При работе с Лего хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (сколько в твоём домике жёлтых окошек? И т.д.).; употребление существительных с предлогами (в, на, под, за, около). 

Читая детям сказки или художественные произведения, можно использовать объёмные образы декораций из конструктора, что помогает ребёнку лучше понять сюжет, вызывает желание договорить за героя произведения слова или фразы. (Сказка «Теремок»)

Благодаря Лего создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.

 

Слайд 10

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В художественном творчестве используем детали конструктора Лего как штамп для оттиска на бумаге или пластилине.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветом. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием кирпичиков разного цвета. 

Моделирование с учётом художественных правил позволяет развить эстетический вкус, воображение, художественно-творческие способности. Побуждает делать анализ созданных построек, изменять их по мере необходимости заменяя одни детали другими.

 

Слайд 11

ОО «Физическое развитие»

Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Кирпичики Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре 

при проведении таких упражнений, как ходьба с перешагиванием, бег змейкой между деталями конструктора, удержание равновесия, упражнения на развитие координации движений и на развитие гибкости.

 

Слайд 12

Игровая деятельность

В сюжетно-ролевых играх дети используют созданные ими постройки, объединяясь в небольшие группы  создают свой спонтанный игровой сюжет. (Например: «Гараж для машин», «День рождения куклы»), что разнообразит и обогащает предметно-игровую среду и вызывает ещё больший интерес к ней.

 

Созданные постройки из ЛЕГО также использую в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

 

Слайд 13

Подводя промежуточные итоги эффективности применения лего-технологии в нашей группе, хочется отметить положительную динамику. У детей возрос интерес к конструированию, это отмечают даже родители, так как дети просят приобрести домой современные лего-конструкторы для совместного конструирования; дети стали чаще проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, совместных играх; отмечается положительная динамика развития мелкой моторики рук, что в свою очередь ведёт за собой и речевое развитие детей.

 

Слайд 14

Таким образом, при правильной организации процесса по использованию ЛЕГО-технологии работа с детьми становится эффективной, а конструктор становится средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 

Слайд 15

Спасибо за внимание.

 

«Развивающие возможности LEGO технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Пролистать наверх