Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе с применением здоровосберегающих технологий «Одежда говорит о человеке. Древний Египет»

Автор: Антипова Татьяна Борисовна

Учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрань, Самарская область

Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе с применением здоровосберегающих технологий «Одежда говорит о человеке. Древний Египет»

Антипова Татьяна Борисовна

ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрани, Самарской области

Учитель изобразительного искусства

Открытый урок изобразительного искусства с применением здоровосберегающих технологий.

Класс: 5 класс

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.»

Тема четверти: «Декор – человек, общество, время.»

Тема урока: «Одежда говорит о человеке. Древний Египет»

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и формы обучения: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цель урока:

    1. Выполнить графический эскиз росписи для гробницы фараона.
    2. Развивать творческую и познавательную активность обучающихся.
  • Сформировать представление о одежде и ее декоре, как способе выявления роли людей в обществе.
    Задачи:
  1.  Создать условия для воспитания нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, культуре.
  2. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения на уроке.
  3. Способствовать формированию личной ответственности за будущий результат.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  1. Развивать творческую фантазию, воображение, память, интерес к искусству и его истории.
  2. Использовать образный язык изобразительного искусства: линию, ритм, композицию.                     

Регулятивные УУД:

  1. Поставить учебную задачу на основе соотнесения своих знаний и неизвестного материала.
  2. Составлять план действий и применять на практике
  3. Развивать способы корректирования ошибок.

Познавательные УУД:

  1. Самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока.
  2. Сравнивать объекты с целью выявления черт сходств и черт различия
  3. Преобразовывать шаблон в объект действия
  4. Освоить основы изобразительной грамоты – канонические пропорции.
  5. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
  6. Анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Коммуникативные УУД:

  •  Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
  • Учиться полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами темы.
  • Оценивать свои действия и действия одноклассников.

Оборудование к уроку: учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», презентация к уроку, тонированные листы А4, шаблоны фигур людей, наглядное пособие женского и мужского костюмов, детские рисунки, аудио и видео материал, карандаш, ластик, листы с текстом сообщения обучающихся.

План урока

  1. Организационно-психологический момент
  2. Актуализация знаний. Подведение к теме урока
  3. Формулировка темы и цели урока.
  4. Организация познавательной деятельности
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания
  7. Постановка художественной задачи. 
  8. Первичное закрепление знаний в практической работе над заданием.  
  9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 
  10. Рефлексия деятельности.                                                

Ход урока

  1. Организационно-психологический момент (проверка готовности к уроку, подсчет количества присутствующих).

Приветствие..

Поприветствуем друг друга улыбкой, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Тем самым мы создадим благоприятную, тёплую атмосферу на уроке.

Организация рабочего места.

  1. Актуализация знаний.  Подведение к теме урока

Учитель:

Рассмотрите фото росписей.

– Ответьте на вопросы.

   Слайд 2

  1. Определите какой страны люди на слайде?
  2.  Какое положение в обществе они занимают? 

    Слайд 3. 

  1. Определите вид деятельности египтян?
        2. Какое положение в обществе они занимают?
        3. По каким признакам определили фараона, раба, царицу?
        4. Объясните для чего нужна человеку одежда?

Все мы прекрасно знаем поговорку: «встречают по одежке, а провожают по уму», причем похожие поговорки встречаются практически на всех языках мира. Нравится нам это или нет, но люди в первую очередь привыкли судить книгу по обложке. В какой-то степени это может показаться несправедливым, но одежда на самом деле может многое рассказать о человеке.

    Слайд 4.

  1. Что нового узнали о сюжетах египетских росписей?
    2. Что нам с вами рассказала одежда о человеке?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему урока.

Что нам с вами рассказала одежда о человеке?

 Ответы обучающихся.

  • Формулировка темы и цели урока.

    Слайд 5.

Тема урока «Одежда говорит о человеке.»

Цель урока. Выполнить «Эскиз росписи для гробницы фараона (фрагмент)»  

  1. Организация познавательной деятельности

Беседа о значении египетских канонах в росписях.  

     Слайд 6. 

Учитель: Рассмотрите изображение человека в древнеегипетские росписях.                             Ответы обучающегося. Голова, руки, ноги изображались в профиль. Верхняя часть туловища изображалась прямо. 

Учитель: Росписи имели магический характер, их выполняли не для мира живых, а для мира мертвых. Строгие рамки канона были освящены религией, ведь изображение загробного мира носило ритуальный характер. Египетский художник на стенах гробниц никогда не рисовал с натуры, а каждую вещь показывал не так, как видит, а так, как знает и так, чтобы все характерные признаки были видны одновременно, чтобы человека можно было узнать в мире мертвых. Египтяне не стремились изображать людей реалистично. Голова, руки, ноги изображались в профиль. Верхняя часть туловища изображалась в анфас. 

Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли. По верхней часть туловища, по одежде, головному убору и украшениям определялся статус египтянина (фараон, царица, жрец, раб).

  • Первичное усвоение новых знаний.

Вопрос к классу: Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества? (Ответ У людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие).

Учитель: Физкультминутка.  Детям учитель предлагает изобразить самим эти движения. 

       Слайд 7.

Учитель: На всех росписях египтяне изображаются по правилам – канонам. К этим правилам относятся не только изображения положений частей тела, а так же и пропорциональные отношения фигур египтян относительно статуса в обществе.

Фараона или знатного вельможу изображали в торжественной, почти неподвижной позе и соблюдали всегда одно и то же соотношение пропорций: стоящая фигура делилась сеткой на 18 частей, а сидящая – на 15.

Мужчина как глава семьи изображался выше всех. Его жена не доставала ему даже до плеча. 

     Слайд 8.

Рассказ обучающегося: Дети были еще меньше, хотя на египетских росписях они выглядели как маленькие взрослые. Лицо и ноги изображали в профиль, ноги – в движении. Верхняя часть туловища – анфас.  

Беседа о значении одежды и основных элементах костюма Древнего Египта.

     Слайд 9

Учитель: Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами.                                                            

Физкультминутка для глаз. Рассматриваем рельеф царского трона, обводя своим взглядом по контуру, слева снизу вверх, справа сверху вниз, диагонально.

     Слайд 10

Учитель: Мужчины в период  Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку – схенти (из льна, хлопка), туловище было свободно от одежды.
Количество складок у второго передника обозначало высокое положение в обществе фараон.

Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт. Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.

     Слайд 11.

Учитель: Рассмотрите короны и информацию о них. Что рассказали головные уборы фараонов?

Ответ обучающегося: Царская корона фараона – пшента символизировала объединение двух царств. Когда в долине Нила существовало два государства, фараоны Верхнего (Южного) Египта носили высокую кеглеобразную корону белого цвета, а правители Нижнего Египта – корону красную, открытой формы, похожую на расширяющийся кверху цилиндр. Венец фараонов объединенного государства явил собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую при сохранении прежних цветов. Увеличение деталей на короне фараона было связано с завоеванием и присоединением новых земель. Совершенно понятно, что подобный головной убор и украшения предназначались только для таких церемоний, когда фараон сидел абсолютно неподвижно.

Слайд 12

Задание для обучающихся: закончите предложение

Право носить обувь простые сандалии …………………………………………..

(из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближенным.)

       Слайд 13

Учитель: Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или на двух бретелях. Жена фараона, как и все женщины, носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс, или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба (символ богини Исиды), как бы укрывающего ее голову своими крыльями.

В Древнем царстве любили красный, зеленый и синий цвета. Позднее гамма становится гораздо богаче: в нее включаются пурпур всевозможных оттенков, охра, ярко-зеленый, черный, голубой. 

      Слайд 14

Задание для обучающихся: закончите предложение

Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Накидку из шкуры леопарда носили ………..?   (жрецы.)

     Слайд 15

Физкультминутка. Звучит арфа. Обучающимся предлагается смотреть на слайд и изобразить своим телом движения египтян

Интересны изображения танцев, военных действий, ловли рыбы, оплакивания мертвых, сельскохозяйственных работ, и других бытовых сцен.

Выбрать сюжет для своего рисунка с любой росписи. 

     Слайд 16

Физкультминутка. Звучит арфа. Обучающимся предлагается под музыку сделать несколько движений, которые видят на египетских росписях.

Учитель: Прически, головные уборы и обувь разрешалось носить только представителям привилегированных сословий. Все египтяне брили головы, и головы всегда покрывали париками из растительных волокон. Чем длиннее локоны парика – тем знатнее его владелец. Волосы знатных египтянок украшали диадемы из золота, бирюзы и лазурита. Жены ремесленников ограничивались керамикой и бронзой.

Сообщение обучающегося: Косметикой пользовались и женщины, и мужчины, многие косметические средства применялись не только для украшения, но и как лекарства.

Глаза увеличены и подчеркнуты. Малахит измельчали, смешивали с маслом и полученной краской подводили глаза, такая обводка считалась и лекарством от глазных болезней. Египтяне особенно старались выделить глаза, поэтому брови и ресницы чернили специальным порошком, удлиняя внешние уголки глаз.

     Слайд 17

Учитель: Каноны в скульптуре несколько отличались от канонов рисунков

Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении. 

Слуги были личностями совершенно незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые вовсе не подобали аристократу. Рельеф «Плакальщицы»

Физкультминутка для глаз. Рассматриваем скульптуры обводя своим взглядом по контуру, слева снизу вверх, справа сверху вниз

     Слайд 18

Учитель: Пока слуги работают и суетятся, аристократ и его жена сидят или стоят, застыв в равнодушии, отрешившись от всего, что происходит вокруг.

Физкультминутка для верхнего плечевого пояса.  Спина прямая, руки на коленях. Тянем голову вверх, мышцы шеи и спины напрягаем 1,2,3,4,5.. Ухом тянемся к левому плечу 1,2,3,4,5. Ухом тянемся к правому плечу 1,2,3,4,5. Встали и руками потянулись вверх.  На вдох обняли себя руками и улыбнулись друг другу

      Слайд 19

Учитель: Групповые сцены египтяне всегда изображали в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. В росписях отсутствовала перспектива, но ее заменяли изображения, расположенные по поясам – то, что дальше, рисовали выше.

  •  Первичная проверка понимания

Учитель:

1.Как изобразить фараона, царицу, вельможу, раба, ремесленника?
2. Рабы носили украшения?
3. Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда?

     Слайд 20-21

Учитель: Одежду фараона и его жены украшали традиционный – воротник-ожерелье ( ускх) из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Символические украшения древних египтян: пектораль, диадема, урей, скарабей, браслет.

Сообщение обучающегося: Все украшения, начиная с живых цветов и кончая ювелирными изделиями, предназначались для сообщения определенной магической пользы их обладателю. Велико было декоративное и мистическое значение подвесок-пекторалей. Эти своеобразные пластические молитвы из золота и самоцветов, обращенные к богам.

  •  Постановка художественной задачи.

     Слайд 20

Учитель: 

Задание:

Представьте, что вы – древнеегипетские художники. 

Вам предстоит сделать эскиз росписи для гробницы фараона (фрагмент). 

Ваши готовые работы будут соединены в один фриз

  1. На тонированных листах распределяем места героев.
  2. Выбираем образ человека: фараона, царицу, вельможу, раба, воина, ремесленника, музыкантов, танцовщиц. ( можно взять шаблон ). Рисуем фигуры – карандашом. 

h фигуры фараона =16 см.  h фигуры царицы =12 см.  h фигуры рабов и т.д. =  8 см.

  1. Рисуем одежду, головной убор и украшения.
  2. 4. Работа цветом выполняется на следующем уроке (гуашь, акварель или цветные карандаши).
  3. Первичное закрепление знаний в практической работе над заданием.

 Индивидуальная работа с обучающимися.                                                                    Учитель: Физкультминутка при утомляемости глаз. «Массаж ушных раковин руками». Растирать все точки ушных раковин сверху вниз                                                           Фронтальная работа с классом при анализе характерных ошибок в рисунках.

Размещение индивидуальных работ обучающимися на доске.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Анализ графических рисунков проводят сами дети. 

Учитель корректирует ответы обучающихся.

  • Рефлексия деятельности.

В завершении нашего урока мне хотелось бы выслушать ваши комментарии по поводу выполнения графической работы: 

– С какими трудностями столкнулись в процессе работы?

– Какими художественными материалами будете выполнять цветовое решение фриза на следующем уроке?

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

– Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

Литература: 

  1. М.В.Короткова “Культура повседневности. История костюма”. М., Владос, 2002.
  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова “Методика преподавания уроков ИЗО по теме “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”. М., Пед. университет “Первое сентября” 2007.
  3. Энциклопедия для детей “Искусство” М., Аванта+, 2004
Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе с применением здоровосберегающих технологий «Одежда говорит о человеке. Древний Египет»
Пролистать наверх