автор: Антонова Алёна Александровна
Воспитатель МБОУ Часцовская СОШ дошкольное отделение детский сад 19
Проект “Волшебница водица”
Проект по экологии во второй младшей группе «Водичка – волшебница»
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство.
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели младшей группы
Срок реализации проекта: краткосрочный (июль 2022 года)
Цель проекта:
1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать наблюдательность через игры с водой.
2.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3) Научить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя
Ожидаемые результаты:
1.Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
- Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса.
- Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Формирование проблемы
- Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
- Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
- Обогатить эколога – развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
- Составить картотеку игр – экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте.
- Развлечение для детей «Путешествие капельки»
2 этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Познавательно – речевое развитие:
Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?»;
«Круговорот воды в природе»;
«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;
«Что мы знаем о воде»;
«В гостях у капельки».
Поисковая деятельность:
«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Вода – помощница»
Эксперименты и опыты:
«Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной»
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)
Социально – коммуникативное развитие:
Дид.игры: «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Где спряталась рыбка?»
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»
Заучивание потешки «Водичка, водичка…», чтение сказки «Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.
Физическое развитие:
Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры – упражнения с водой.
Работа с родителями:
- Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
- Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
- Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе, дома (лед, снег, иней)
- Уход за комнатными растениями и животными дома.
- Заучивание стихотворений и потешек о воде.
- Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
3 этап – заключительный
Подведение итогов.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом.
4 этап – презентационный
Досуг «Путешествие капельеки»
Список литературы:
- Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
- Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
- Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
- В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
- В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
- О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
- Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.
- Материалы, собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)
План работы по реализации проекта
№ п/п | Планирование работы | Содержание |
Июль | ||
1 | Прогулка целевая по территории детского сада. | – Знакомство с водой.
– Заучивание потешки «Водичка… » Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды. |
2 | «Купание куклы Кати» | – Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
– Наблюдение за дождем, лужами. – Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» – Эксперимент с водой (впитывание воды в губку) С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода. |
3 | Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить. | – Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные.
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду. |
4 | Эксперимент (вода – лед – вода) | – Беседы
– Чтение сказки «Заюшкина избушка» Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. |
5 | Наблюдение за испарением воды | – Эксперимент «В воде не тонет»
– Игра «Пускаем кораблики» Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде. |
6 | Наблюдение за рябью на воде | – Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»
– Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице. Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А также о том, что вода имеет свойство впитываться. |
7 | Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может. | – Эксперимент «Воздух под водой»
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками) |
8 | Эксперимент «Окрашивание воды» | – Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого |
9 | Развлечение «Путешествие капельки» | В игровой форме дать частичное представление о круговороте воды в природею |
Ожидаемые результаты: дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.
Список литературы:
- В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
- В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
- В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
- О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.