Конспект урока письма и развития речи в 9 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

автор: Артемьева Наталья Александровна

учитель письма и чтения ГКОК КК специальная (коррекционная) школа-интернат с.Ванновского

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

ГКОУ КК специальная(коррекционная ) школа –интернат с.Ванновского 

Урок письма и развития речи в 9 классе 

по теме: 

«Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

                                                                Разработала: Н.А.Артемьева,

                                                                     учитель русского языка, дефектолог

Цели урока

Образовательные: Упражнять уч-ся в правописании падежных окончаний имен прилагательных. 

 Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление, обогащать речь и словарный запас. 

 Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке. 

Оборудование: 

компьютер, мультимедийное оборудование, учебник , рисунки снежинок с заданием для самостоятельной работы 

 

                                                         Ход урока. 

 

I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя. 

 1.Рапорт дежурного

 2.Настрой уч-ся на урок

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…А самое главное – верить в себя! Я в вас верю и надеюсь, что на уроке вы все будите хорошо работать и получите хорошие оценки.»

На уроке не зевай – Слайд № 2 

Сразу всё запоминай. 

Чтоб минутка не пропала, 

Мысль чтоб точно в цель попала! 

Чтобы в русском языке 

Равных не было тебе! 

II.Повторение пройденного

1.О какой части речи мы говорили с вами на прошлом уроке? Что такое имя прилагательное?

2.Что было задано на дом? все ли справились с заданием? Были трудности в выполнении д/з?

III. Сообщение темы и целей урока. 

– Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3 

Тройка, тройка прилетела, 

Скакуны в той тройке белы. 

А в санях сидит царица, 

Белокоса, белолица. 

Как махнула рукавом – 

Все покрылось серебром. 

 

– Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? Слайд № 4 

 

– Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. 

– Ребята, а вы любите зиму? За что? 

– Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме, в зимний лес. Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как  здесь красиво!Слайд 5

 – Только очень любящий природу человек может увидеть всю её зимнюю красоту.

– В пути мы будем делать остановки и встретимся с жителями зимнего лега, а вместе с тем закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, и правильно писать безударные падежные окончания.

 (Тема урока на доске и в презентации)

«Правописание падежных окончаний имен  прилагательных»  (Открыть тетради, записать дату и тему урока)

  1.  Чистописание.

 – Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы. )

  Слайды №6.

 – А следы похожи на буквы. 

ой ый ий  ая яя ое ее ые ие

Что напоминают вам эти буквы?(Окончания имен прилагательных) Давайте проведем минутку чистописания. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков». 

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  1. Словарная работа. слайд 7

– Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку. 

По снегу покатите- 

Я подрасту. 

На костре согрейте- 

Я пропаду. 

– Да, это снежок. Вы любите играть в снежки? 

– Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв. 

– Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами. 

– С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова. 

– Запишите: Буквенный  диктант. (на листочках)

– Записывать будем только буквы, которые надо вставить под цифрами.

Б… тон                ав… ация 

агр… гат              д … суг 

рав… нство        в …нтиляция 

к… л… ндарь     пр … красный 

мит…. нг               …тчизна 

а г …тация           к… лония 

Взаимопроверка (Слайд 7

V.Физминутка для глаз (Снежинки)слайд 8-9

  1. Изучение нового материала. 

– Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата. 

– Кто они? Вы догадались? 

-Да, это зимние месяцы. 

– Героев какого произведения вы видите? Слайд № 10 

– Назовите зимние месяцы по порядку. 

– Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание. 

– Назовите первый зимний месяц. Слайд № 11

– О Декабре нам расскажет Марина. 

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло». 

  1. Задание Декабря. 

– Декабрь предлагает вам выполнить упр.100. 

– Откройте учебники на стр. 77, найдите упр. 100. Запишите. 

– Прочитает задание… Выполняем 1, 2 строчку. (Комментированное письмо)

  1. Задание Января 

– Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 12 

– Саша , что ты знаешь о январе? 

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы. 

– Вот задание Января. (Соберите пословицу) укажите падеж имени прилагательного. Выделите окончание прилагательного.  (У доски)

                          Солнце,плохо, зимн…, греет

4.ФИЗМИНУТКА Не боимся мы пороши,

                                Ловим снег – хлопок в ладоши!

                               Руки в стороны, по швам –

                              Снега хватит нам и вам!

                             Я мороза не боюсь,

                             С ним я крепко подружусь.

                             Подойдет ко мне мороз,

                            Тронет руку, тронет нос.

                          Значит надо не зевать,

                         Прыгать, бегать и шагать!

  1. Задание Февраля. 

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль. 

– Расскажет об этом месяце Ира. Слайд № 13 

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится». 

Самостоятельна работа. Слайд № 14

 Да и какая зима без снега, снежинок. 

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! 

– К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь. 

– Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных. 

( Задание написано на снежинках) 

Списать, дописывая окончания. 

Определить падеж у имён прилагательных. 

В син… луже,      с зимн… рыбалки, 

о русск… лесе,      с дальн… севера.  

Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний 

одно предложение    ( выборочно проверяю) 

VII. Итог урока. Рефлексия. 

И так мы выполнили все задания месяцев, а теперь подведем итог с одним интересным и необычным героем. 

– А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега. 

– Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить». 

( на слайде появляются детали снеговика) Слайд №15

1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 

2) Что оно обозначает? 

3) Как изменяется имя прилагательное? 

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного? 

5)С какой частью речи связано? 

6) Что образует с существительным? 

7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода 

именительного падежа, и какие имеют окончания? 

8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода 

именительного падежа, и какие имеют окончания? 

9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода 

именительного падежа, и какие имеют окончания? 

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи? 

– Кого мы «вылепили»? 

– Снеговика. 

– Молодцы! Хорошо повторили всё

Ну. вот мы и закончилось наше путешествие в гости к зиме. Ну. это еще не всё: впереди у вас ещё много встреч с зимушкой-зимой, и много зимних сюрпризов вас ожидает.

VIII. Домашнее задание (разноуровневое). 

– Откройте дневники и запишите домашнее задание. 

– Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание для всех, а для тех, кто хочет получить ещё 5- составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные. 

– Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю! 

Оценка детей  Слайд 17

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
Пролистать наверх