Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Пластилиновая ворона»

Автор: Артюшина Наталья Юрьевна

Воспитатель МАДОУ детский сад № 9 «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Пластилиновая ворона»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «СКАЗКА»  

 

Принята на заседании 

педагогического совета

Протокол № 4 от 26.08.2021г.

Утверждаю:

заведующий МАДОУ 

детский сад №9 «Сказка»    

___________ Коровкина Н.Г.

 30.08. 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Пластилиновая ворона»

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчики:

Артюшина Наталья Юрьевна, воспитатель

Муравьева Олеся Александровна,

воспитатель

г. Топки, 2021

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программ: объем, содержание, планируемый результат……………………………………..…3

Пояснительная записка …………………………………….…………..….……. 3

1.1. Цель и задачи программы …………………………….…………..……..…6

1.2. Содержание программы …………………………….…………………..….7

1.3. Планируемый результаты…………………………….……………………..7

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации……………………………………………13

2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………..13

2.2. Условия реализации программы ………………………………………………………..13

2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………………………14

2.4. Оценочные материалы …………………………………………….……….14

2.5. Методические материалы ………………………………………………………………….15

2.6. Список рекомендуемой литературы …………………………………………………..16

Приложение 1. Оценочные материалы программы……………….. …………17

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:объем, содержание, планируемый результат

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» разработана в соответствии с нормативно – правовыми актами:

– Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.; 

– Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

 – Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); 

– Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

– Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 – Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); 

– Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ; 

– Локальные акты МАДОУ: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по технике безопасности. Направленность программы

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа«Пластилиновая ворона» – имеетхудожественно-эстетическую направленность.

Программа направлена на развитие мелкой моторики, навыков лепки; речевое и интеллектуальное развитие дошкольников. 

Актуальностьпрограммы

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе лепки.

Отличительные особенности программы 

Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой лепки понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в педагогической поддержке художественно-эстетического развития ребенка. Через игровые технологии происходит всестороннее развитие личности его психологических особенностей и природных художественных задатков.

 

Адресат программы

Программа адресована детям от 3 до 4лет. 

Условиями отбора учащихся в объединение является желание родителей всесторонне развивать ребенка.

Зачисление в группы производятся с обязательным условием –заполнения заявления о зачислении в кружок на программу «Пластилиновая ворона», составлением договораи согласия родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося на обработку персональных данных.

Уровень программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» имеет стартовый уровень.

Объем и срок реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на 1 года обучения, 32 часа, занятия 1 час 1 раз в неделю.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Режим организации занятий и наполняемость учебной группы по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. № 216 Об утверждениисанитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Занятия с учащимися организуются 1 раз в неделю, продолжительность занятия соответствует 1 учебному часу – 15 минут.

Формы обучения – очная.

Формы организации учебных занятий: игровая, обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные, работа в подгруппах): теоретические, практические.

Форма обучения: игровые ситуации и упражнения.

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на реализацию в условиях дошкольного учреждения.

Образовательная деятельность по программе реализуется в течение всего учебного года. 

Начало учебного года определяется при укомплектовании учебной группы. Окончание учебного года – по прохождению программы в полном объёме. На занятиях обучаются учащихся одного возраста, состав группы постоянный.

Наполняемость групп: 1 год обучения – 10 – 15 человек. Зачисление в группы осуществляется на добровольной основе, учитывая психофизические и возрастные особенности детей.

  • Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие творческих способностей детей через пластилинографию. 

Задачи программы:

Образовательные:

– Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

– Учить передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

 

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
  • Содержание программы

 

Учебно-тематический план 

 

№ п/п Тема  Количество часов Форма аттестации/ контроля
всего теория практика
1 Вводное занятие Диагностика (выявление уровня развития мелкой моторики рук) 1 0,75 0,25 Беседа, обследование свойств пластилина Наблюдение. Лепка предмета ребенком по желанию
2 «Осенний листочек» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
Октябрь
1 «Солнышко лучистое» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
2 «Травушка-муравушка» 1 0,25 0,75
3 «Тарелка с фруктами» 1 0,25 0,75
4 «Созрели яблочки в саду» 1 0,25 0,75
Ноябрь
1 «Воздушные шарики» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
2 «Бусы для куклы Кати» 1 0,25 0,75
3 «Пирамидка» 1 0,25 0,75
4 «Звездное небо» 1 0,25 0,75
Декабрь
1 «Падает снег» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
2 «Снеговик наш зимний друг» 1 0,25 0,75
3 «Елочка» 1 0,25 0,75
4 «Новогодние шары» 1 0,25 0,75
Январ
1 «Марковка для зайки» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
2 «Клубочки для котенка 1 0,25 0,75
3 «Мухомор» 1 0,25 0,75
Февраль
1 «Вышла курочка гулять, а за ней цыплята» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
2 «Кактус в горшочке» 1 0,25 0,75
3 «Цветы для мамы» 1 0,25 0,75
4 «Украсим сапожок» 1 0,25 0,75
Март
1 «Леденец на палочке» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
2 «Самолет летит» 1 0,25 0,75
3 «Весенние цветы» 1 0,25 0,75
4 «Веселая неваляшка» 1 0,25 0,75
Апрель
1 «На веточке набухли почки» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ
2 «Кудряшки для овечки» 1 0,25 0,75
3 «Как у котика усы удивительной красы» 1 0,25 0,75
4 «Мы делили апельсин» 1 0,25 0,75
Май
1 «Гусеница» 1 0,25 0,75 Наблюдение, анализ выполненных работ. Выставки работ на тему «Весна»
2 «Платье для куклы Кати» 1 0,25 0,75
3 «Радуга – радуга» 1 0,25 0,75
Всего  32 8 24

 

Содержание программы

№ п/п Тема Теория Практика
Сентябрь 
1 Вводное занятие Диагностика (выявление уровня развития мелкой моторики рук) 1.Знакомство детей со свойствами пластилина.

2. Лепить нужно на клеенке, чтобы защитить стол от случайного попадания пластилина.

3. Объяснение правил работы с пластилином.

4.Техника безопасности при работе с пластилином

1.Лепка предмета ребенком поего желанию
2 «Осенний листочек» 1. Учить приёмам лепки (размазывания в разных направлениях;

отщипывать маленькие кусочки пластилина).

1.Отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и закреплять их на картоне по контуру листочка.

2.Заучивание потешки «Осень, осень, не спеши»(А. Тесленко).

3 «Солнышко лучистое» 1.Учить приёмами лепки (скатывать кусочек пластилина между ладонями). 1.Раскатывание пластилина прямыми движениями рук пальцев

2.П/и «Солнышко и дождик»

4 «Травушка-муравушка» 1.Учиь приемами лепки вертикальных мазков. 1. Раскатывание пластилина прямыми движениями рук пальцев, создание композиции «лужок».
5 «Тарелка с фруктами» 1Учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями. 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
6 «Созрели яблочки в саду» 1.Учить приемам лепки (скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев). 1.Расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

Д/И «Собери яблоки в корзину»

7 «Воздушные шарики» 1 Учить приемам лепки (раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями). 1.Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по

поверхности основы.

8 «Бусы для куклы Кати» 1.Уить приемам лепки (скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями). Лепить шарики

малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

Д/И «Напоим куклу чаем»

9 «Пирамидка» 1.Учить приему лепки (скатывать и сплющивать шарик, получая «лепёшечку»). 1.Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по

поверхности основы.

Д/и «Опиши игрушку».

10 «Звездное небо» 2Учить приему лепки (раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.) Делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них

шарики кругообразным движением на плоскости.

П/И «Догони меня»

11 «Падает снег» 1.Учить приему лепки (раскатывание пластилина круговыми движениями между ладонями). Надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.

Чтение потешек о зиме.

12 «Снеговик наш зимний друг» 1.Учить приему лепки (отщипывание, скатывание шариков, придавливание). Размазывать по всей

основе, не выходя за контур.

П/И «Снежки»

13 «Елочка» 1.Учить приему лепки (отщипывание, скатывание шариков пальцами). Обучение

навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз.

14 «Новогодние шары» 1.Учить приему лепки (отщипывать маленькие кусочки, катать шарики и сплющивать их). Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения

П/И «Веселые воробышки»

15 «Морковка для зайки» 1.Учить приему лепки (раскатывать из пластилина колбаски). Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.

Игра. «Зайчики и лисичка»

16 «Клубочки для котенка 1Учить приему лепки (раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями). Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.

П/И «Кошка и котята»

17 «Мухомор» 1Учить приему лепки (раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки). 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.

Д/И «Кто лишний?»

18 «Вышла курочка гулять, а за ней цыплята» 1Учить приему лепки (раскатывать пластилин между ладонями круговыми и прямыми

Движениями).

1.Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по

поверхности основы

Д/И «Накорми цыплят»

19 «Кактус в горшочке» 1Учить приему лепки (раскатывать шар ладонью и придавать ему овальную форму. 1.Наложить шарик на рисунок и растереть его по картону, не выходя за контур рисунка.

Чтение стихотворения «Кактус»

20 «Цветы для мамы» 1.Учить приему лепки (раскатывать колбаску, скатывать шар). Отщипываем маленькие кусочки пластилина от куска и скатываем из них шарики, надавливаем указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне.

Пальчиковая гимнастика.

«К нам весна заглянула»

21 «Украсим сапожок» 1.Совершенствовать приемы лепки: раскатывание, придавливание, загибание, соединение. Из пластилина раскатывают колбаску.

Загибают пальчиками конец колбаски.

Выравнивают сапожок пальчиками (придавить, приплюснуть).

Крепят на подготовленные заранее квадраты из картона.

Украшают сапожки другим цветом пластилина.

П/И «Пузырь»

22 «Леденец на палочке» 1.Учить приему лепки (разминание, раскатывание, скручивание). Учить детей лепить с помощью техники раскатывания пластилина в форму «колбаски» и скручиванию ее в кругообразную форму

Д/И «Найди пару»

23 «Самолет летит» 1Учить приему лепки (скатать длинную колбаску между прямыми ладошками движением вперед-назад перед собой). 1. Отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и закреплять их на картоне по контуру листочка.
24 «Весенние цветы» 1.Использовать прием «раскатывание колбаски» и расплющивание. 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
25 «Веселая неваляшка» 1. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней; 1.Лепить предмет из нескольких частей, закреплять умение соединять элементы способом прижимания.
26 «На веточке набухли почки» 1Учить приему лепки (раскатывания круговыми движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание) 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.

Игра «На окне в горшочках»:

27 «Кудряшки для овечки» 1.Учить приему лепки (отщипывать, скатывать «жгутики», скручивать в завитушки). 1. Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения

П/И «Бегите ко мне»

28 «Как у котика усы удивительной красы» 1.Учить приему лепки (отщипывать, скатывать «жгутики», 1.Закреплять приём – размазывания (в разных направлениях).

П/И «Птички и кошка»

29 «Мы делили апельсин» 1Учить приему лепки (раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями). 1. Из кусочка пластилина оранжевого цвета скатать шарик, положить его на нарисованный

силуэт вазы и немного сплющить.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

30 «Гусеница» 1Учить приему лепки. (раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями). 1Взять небольшой комочек пластилина скатать из него столбик между ладонями.

Приложить его к туловищу гусеницы и слегка прижать.

Д/И «Собери гусеничку»

31 «Платье для куклы Кати» 1Учить приему лепки (Отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм) 1.Прикреплять” горошины” на расстоянии друг от друга.

Игра «Кукла попляши»

32 «Радуга – радуга» 1.Учить приему лепки (раскатывать колбаски разного цвета примерно одной толщины, разной

длины).

Приложить колбаски к началу нарисованного на

картонной основе контура дуги. Далее выложить всю колбаску по контуру, выгибая ее дугой.

Заучивание песни «Ах ты, радуга-дуга»

 

1.3. Планируемый результат

По итогам обучения по данной программе к концу первого года обучения учащиеся

Знают: приемы лепки и самостоятельно их применяют;

Умеют: лепить предметы разной формы;

Владеют: приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации

2.1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной общеобразовательной программе определяется учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным санитарными правилами к устройству, содержанию и организации, режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4. 3648-20).

 Начало учебного года – 20 сентября. 

Окончание учебного года – 31 мая.

 

№ п/п Год обучения Объем учебных часов Всего учебных недель Режим работы Количество учебных дней
1. Первый 32 32 1 раз в неделю по 1 часу 32

 

2.2. Условия реализации программы

Реализации программы «Пластилиновая ворона» осуществляется в изостудии детского сада, где имеется все необходимое оборудование:

-столы и стулья (в соответствии с ростом детей);

– клеенки;

– пластилин;

– стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)

–  салфетки

–  тряпочки.

– настольно – печатные игры

– доска магнитная

– иллюстрации картин

– картон белый и цветной

– доски

– влажные салфетки

 

Информационное обеспечение

Для успешной реализации программы разработан учебно-методический комплекс, который включает: календарный учебный график, методические материалы по организации образовательной деятельности, электронные учебные материалы, дидактические разработки, контрольно-оценочные материалы, нормативно-правовое обеспечение.

Кадровое обеспечение. Программу реализуют воспитатели, обладающие профессиональными компетенциями в предметной области, знающие специфику дополнительного образования, имеющие практические навыки в сфере организации работы.

2.3. Формы аттестации/ контроля

Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения и осуществляется в виде: 

  1. Входного контроля: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора учащихся. 
  2. Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (декабрь). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебного плана. 
  3. Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (май), позволяет оценить результативность обучения учащихся, реализуется в форме выставка – презентация детских работ по пластилинографии “Весна из пластилина”.
  4. Текущий контроль: уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися работ по пластилинографии. Оформляется   в приемной группы.

Для определения уровня освоения программы проводится мониторинг результатов обучения, позволяющий выявить уровень приобретенных знаний, умений, навыков в результате освоения дополнительной общеразвивающей программы. 

2.4. Оценочные материалы

 Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов:

входной контроль (выявление уровня развития мелкой моторики рук); 

текущий контроль (практическое владение пластилином во время изготовления поделки);

итоговый контроль (выставки работ для родителей, участие в творческих конкурсах). 

 

2.5. Методические материалы

В программе содержится теоретический и практический материал.          

 

Теоретический материал проводится в виде бесед и объяснения:

правила работы с пластилином; 

приемы лепки;

техника безопасности при работе с пластилином.

беседа;

чтение художественной литературы.

 

В содержание практических занятий входят: 

– пальчиковая гимнастика;

-освоение новых приемов (скатывания,

надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

       -самомассаж рук.

       -дидактические игры.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.:Карапуз, 2010. – 144с.
  2. Шкицкая И. О. Аппликация из пластилина. Ростов на Дону. Феникс, 2014. – 89с.
  3. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А.Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Изд.: «Мозаика –Синтез», 2013.- 64с.
  4. Лыкова И. А. Учебно-методическое пособие. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М. Изд.: Цветной мир, 2018. – 144с.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Пластилиновая ворона»
Пролистать наверх