Автор: Артюшина Наталья Юрьевна
Воспитатель МАДОУ детский сад № 9 «Сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Пластилиновая ворона»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «СКАЗКА»
Принята на заседании
педагогического совета Протокол № 4 от 26.08.2021г. |
Утверждаю:
заведующий МАДОУ детский сад №9 «Сказка» ___________ Коровкина Н.Г. 30.08. 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Пластилиновая ворона»
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчики:
Артюшина Наталья Юрьевна, воспитатель
Муравьева Олеся Александровна,
воспитатель
г. Топки, 2021
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программ: объем, содержание, планируемый результат……………………………………..…3
Пояснительная записка …………………………………….…………..….……. 3
1.1. Цель и задачи программы …………………………….…………..……..…6
1.2. Содержание программы …………………………….…………………..….7
1.3. Планируемый результаты…………………………….……………………..7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации……………………………………………13
2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………..13
2.2. Условия реализации программы ………………………………………………………..13
2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………………………14
2.4. Оценочные материалы …………………………………………….……….14
2.5. Методические материалы ………………………………………………………………….15
2.6. Список рекомендуемой литературы …………………………………………………..16
Приложение 1. Оценочные материалы программы……………….. …………17
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:объем, содержание, планируемый результат
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» разработана в соответствии с нормативно – правовыми актами:
– Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
– Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
– Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
– Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
– Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
– Локальные акты МАДОУ: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по технике безопасности. Направленность программы
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа«Пластилиновая ворона» – имеетхудожественно-эстетическую направленность.
Программа направлена на развитие мелкой моторики, навыков лепки; речевое и интеллектуальное развитие дошкольников.
Актуальностьпрограммы
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе лепки.
Отличительные особенности программы
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой лепки понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в педагогической поддержке художественно-эстетического развития ребенка. Через игровые технологии происходит всестороннее развитие личности его психологических особенностей и природных художественных задатков.
Адресат программы
Программа адресована детям от 3 до 4лет.
Условиями отбора учащихся в объединение является желание родителей всесторонне развивать ребенка.
Зачисление в группы производятся с обязательным условием –заполнения заявления о зачислении в кружок на программу «Пластилиновая ворона», составлением договораи согласия родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося на обработку персональных данных.
Уровень программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» имеет стартовый уровень.
Объем и срок реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на 1 года обучения, 32 часа, занятия 1 час 1 раз в неделю.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Режим организации занятий и наполняемость учебной группы по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. № 216 Об утверждениисанитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Занятия с учащимися организуются 1 раз в неделю, продолжительность занятия соответствует 1 учебному часу – 15 минут.
Формы обучения – очная.
Формы организации учебных занятий: игровая, обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные, работа в подгруппах): теоретические, практические.
Форма обучения: игровые ситуации и упражнения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на реализацию в условиях дошкольного учреждения.
Образовательная деятельность по программе реализуется в течение всего учебного года.
Начало учебного года определяется при укомплектовании учебной группы. Окончание учебного года – по прохождению программы в полном объёме. На занятиях обучаются учащихся одного возраста, состав группы постоянный.
Наполняемость групп: 1 год обучения – 10 – 15 человек. Зачисление в группы осуществляется на добровольной основе, учитывая психофизические и возрастные особенности детей.
- Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей детей через пластилинографию.
Задачи программы:
Образовательные:
– Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
– Учить передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
- Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие Диагностика (выявление уровня развития мелкой моторики рук) | 1 | 0,75 | 0,25 | Беседа, обследование свойств пластилина Наблюдение. Лепка предмета ребенком по желанию |
2 | «Осенний листочек» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
Октябрь | |||||
1 | «Солнышко лучистое» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
2 | «Травушка-муравушка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Тарелка с фруктами» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
4 | «Созрели яблочки в саду» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Ноябрь | |||||
1 | «Воздушные шарики» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
2 | «Бусы для куклы Кати» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Пирамидка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
4 | «Звездное небо» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Декабрь | |||||
1 | «Падает снег» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
2 | «Снеговик наш зимний друг» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Елочка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
4 | «Новогодние шары» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Январ | |||||
1 | «Марковка для зайки» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
2 | «Клубочки для котенка | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Мухомор» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Февраль | |||||
1 | «Вышла курочка гулять, а за ней цыплята» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
2 | «Кактус в горшочке» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Цветы для мамы» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
4 | «Украсим сапожок» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Март | |||||
1 | «Леденец на палочке» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
2 | «Самолет летит» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Весенние цветы» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
4 | «Веселая неваляшка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Апрель | |||||
1 | «На веточке набухли почки» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ |
2 | «Кудряшки для овечки» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Как у котика усы удивительной красы» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
4 | «Мы делили апельсин» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Май | |||||
1 | «Гусеница» | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, анализ выполненных работ. Выставки работ на тему «Весна» |
2 | «Платье для куклы Кати» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | «Радуга – радуга» | 1 | 0,25 | 0,75 | |
Всего | 32 | 8 | 24 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
Сентябрь | |||
1 | Вводное занятие Диагностика (выявление уровня развития мелкой моторики рук) | 1.Знакомство детей со свойствами пластилина.
2. Лепить нужно на клеенке, чтобы защитить стол от случайного попадания пластилина. 3. Объяснение правил работы с пластилином. 4.Техника безопасности при работе с пластилином |
1.Лепка предмета ребенком поего желанию |
2 | «Осенний листочек» | 1. Учить приёмам лепки (размазывания в разных направлениях;
отщипывать маленькие кусочки пластилина). |
1.Отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и закреплять их на картоне по контуру листочка.
2.Заучивание потешки «Осень, осень, не спеши»(А. Тесленко). |
3 | «Солнышко лучистое» | 1.Учить приёмами лепки (скатывать кусочек пластилина между ладонями). | 1.Раскатывание пластилина прямыми движениями рук пальцев
2.П/и «Солнышко и дождик» |
4 | «Травушка-муравушка» | 1.Учиь приемами лепки вертикальных мазков. | 1. Раскатывание пластилина прямыми движениями рук пальцев, создание композиции «лужок». |
5 | «Тарелка с фруктами» | 1Учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями. | 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения. |
6 | «Созрели яблочки в саду» | 1.Учить приемам лепки (скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев). | 1.Расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
Д/И «Собери яблоки в корзину» |
7 | «Воздушные шарики» | 1 Учить приемам лепки (раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями). | 1.Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по
поверхности основы. |
8 | «Бусы для куклы Кати» | 1.Уить приемам лепки (скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями). | Лепить шарики
малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Д/И «Напоим куклу чаем» |
9 | «Пирамидка» | 1.Учить приему лепки (скатывать и сплющивать шарик, получая «лепёшечку»). | 1.Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по
поверхности основы. Д/и «Опиши игрушку». |
10 | «Звездное небо» | 2Учить приему лепки (раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.) | Делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них
шарики кругообразным движением на плоскости. П/И «Догони меня» |
11 | «Падает снег» | 1.Учить приему лепки (раскатывание пластилина круговыми движениями между ладонями). | Надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Чтение потешек о зиме. |
12 | «Снеговик наш зимний друг» | 1.Учить приему лепки (отщипывание, скатывание шариков, придавливание). | Размазывать по всей
основе, не выходя за контур. П/И «Снежки» |
13 | «Елочка» | 1.Учить приему лепки (отщипывание, скатывание шариков пальцами). | Обучение
навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. |
14 | «Новогодние шары» | 1.Учить приему лепки (отщипывать маленькие кусочки, катать шарики и сплющивать их). | Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения
П/И «Веселые воробышки» |
15 | «Морковка для зайки» | 1.Учить приему лепки (раскатывать из пластилина колбаски). | Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
Игра. «Зайчики и лисичка» |
16 | «Клубочки для котенка | 1Учить приему лепки (раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями). | Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.
П/И «Кошка и котята» |
17 | «Мухомор» | 1Учить приему лепки (раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки). | 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
Д/И «Кто лишний?» |
18 | «Вышла курочка гулять, а за ней цыплята» | 1Учить приему лепки (раскатывать пластилин между ладонями круговыми и прямыми
Движениями). |
1.Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по
поверхности основы Д/И «Накорми цыплят» |
19 | «Кактус в горшочке» | 1Учить приему лепки (раскатывать шар ладонью и придавать ему овальную форму. | 1.Наложить шарик на рисунок и растереть его по картону, не выходя за контур рисунка.
Чтение стихотворения «Кактус» |
20 | «Цветы для мамы» | 1.Учить приему лепки (раскатывать колбаску, скатывать шар). | Отщипываем маленькие кусочки пластилина от куска и скатываем из них шарики, надавливаем указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне.
Пальчиковая гимнастика. «К нам весна заглянула» |
21 | «Украсим сапожок» | 1.Совершенствовать приемы лепки: раскатывание, придавливание, загибание, соединение. | Из пластилина раскатывают колбаску.
Загибают пальчиками конец колбаски. Выравнивают сапожок пальчиками (придавить, приплюснуть). Крепят на подготовленные заранее квадраты из картона. Украшают сапожки другим цветом пластилина. П/И «Пузырь» |
22 | «Леденец на палочке» | 1.Учить приему лепки (разминание, раскатывание, скручивание). | Учить детей лепить с помощью техники раскатывания пластилина в форму «колбаски» и скручиванию ее в кругообразную форму
Д/И «Найди пару» |
23 | «Самолет летит» | 1Учить приему лепки (скатать длинную колбаску между прямыми ладошками движением вперед-назад перед собой). | 1. Отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и закреплять их на картоне по контуру листочка. |
24 | «Весенние цветы» | 1.Использовать прием «раскатывание колбаски» и расплющивание. | 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения. |
25 | «Веселая неваляшка» | 1. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней; | 1.Лепить предмет из нескольких частей, закреплять умение соединять элементы способом прижимания. |
26 | «На веточке набухли почки» | 1Учить приему лепки (раскатывания круговыми движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание) | 1.Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
Игра «На окне в горшочках»: |
27 | «Кудряшки для овечки» | 1.Учить приему лепки (отщипывать, скатывать «жгутики», скручивать в завитушки). | 1. Расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения
П/И «Бегите ко мне» |
28 | «Как у котика усы удивительной красы» | 1.Учить приему лепки (отщипывать, скатывать «жгутики», | 1.Закреплять приём – размазывания (в разных направлениях).
П/И «Птички и кошка» |
29 | «Мы делили апельсин» | 1Учить приему лепки (раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями). | 1. Из кусочка пластилина оранжевого цвета скатать шарик, положить его на нарисованный
силуэт вазы и немного сплющить. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» |
30 | «Гусеница» | 1Учить приему лепки. (раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями). | 1Взять небольшой комочек пластилина скатать из него столбик между ладонями.
Приложить его к туловищу гусеницы и слегка прижать. Д/И «Собери гусеничку» |
31 | «Платье для куклы Кати» | 1Учить приему лепки (Отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм) | 1.Прикреплять” горошины” на расстоянии друг от друга.
Игра «Кукла попляши» |
32 | «Радуга – радуга» | 1.Учить приему лепки (раскатывать колбаски разного цвета примерно одной толщины, разной
длины). |
Приложить колбаски к началу нарисованного на
картонной основе контура дуги. Далее выложить всю колбаску по контуру, выгибая ее дугой. Заучивание песни «Ах ты, радуга-дуга» |
1.3. Планируемый результат
По итогам обучения по данной программе к концу первого года обучения учащиеся
Знают: приемы лепки и самостоятельно их применяют;
Умеют: лепить предметы разной формы;
Владеют: приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной общеобразовательной программе определяется учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным санитарными правилами к устройству, содержанию и организации, режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4. 3648-20).
Начало учебного года – 20 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
№ п/п | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1. | Первый | 32 | 32 | 1 раз в неделю по 1 часу | 32 |
2.2. Условия реализации программы
Реализации программы «Пластилиновая ворона» осуществляется в изостудии детского сада, где имеется все необходимое оборудование:
-столы и стулья (в соответствии с ростом детей);
– клеенки;
– пластилин;
– стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)
– салфетки
– тряпочки.
– настольно – печатные игры
– доска магнитная
– иллюстрации картин
– картон белый и цветной
– доски
– влажные салфетки
Информационное обеспечение
Для успешной реализации программы разработан учебно-методический комплекс, который включает: календарный учебный график, методические материалы по организации образовательной деятельности, электронные учебные материалы, дидактические разработки, контрольно-оценочные материалы, нормативно-правовое обеспечение.
Кадровое обеспечение. Программу реализуют воспитатели, обладающие профессиональными компетенциями в предметной области, знающие специфику дополнительного образования, имеющие практические навыки в сфере организации работы.
2.3. Формы аттестации/ контроля
Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения и осуществляется в виде:
- Входного контроля: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора учащихся.
- Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (декабрь). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебного плана.
- Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (май), позволяет оценить результативность обучения учащихся, реализуется в форме выставка – презентация детских работ по пластилинографии “Весна из пластилина”.
- Текущий контроль: уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися работ по пластилинографии. Оформляется в приемной группы.
Для определения уровня освоения программы проводится мониторинг результатов обучения, позволяющий выявить уровень приобретенных знаний, умений, навыков в результате освоения дополнительной общеразвивающей программы.
2.4. Оценочные материалы
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов:
∙ входной контроль (выявление уровня развития мелкой моторики рук);
∙ текущий контроль (практическое владение пластилином во время изготовления поделки);
∙ итоговый контроль (выставки работ для родителей, участие в творческих конкурсах).
2.5. Методические материалы
В программе содержится теоретический и практический материал.
Теоретический материал проводится в виде бесед и объяснения:
∙правила работы с пластилином;
∙приемы лепки;
∙техника безопасности при работе с пластилином.
∙беседа;
∙чтение художественной литературы.
В содержание практических занятий входят:
– пальчиковая гимнастика;
-освоение новых приемов (скатывания,
надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
-самомассаж рук.
-дидактические игры.
Список рекомендуемой литературы
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.:Карапуз, 2010. – 144с.
- Шкицкая И. О. Аппликация из пластилина. Ростов на Дону. Феникс, 2014. – 89с.
- Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А.Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Изд.: «Мозаика –Синтез», 2013.- 64с.
- Лыкова И. А. Учебно-методическое пособие. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М. Изд.: Цветной мир, 2018. – 144с.