Проект «Изучение Краеведения в основной школе в условиях внедрения ФГОС».

автор: Аскарова Ирина Валентиновна

учитель истории МБОУ “Затонская СОШ им.В.П. Муравьева”

Проект «Изучение Краеведения в основной школе в условиях внедрения ФГОС».

МБОУ «Затонская средняя общеобразовательная школа имени Василия Петровича Муравьева» Камско-Устьинского муниципального района РТ

Проект

«Изучение Краеведения в основной школе в условиях внедрения ФГОС».

Автор проекта:

Аскарова  Ирина Валентиновна, учитель высшей  категории,

2018

 

Оглавление

  • Анализ ситуации и актуальность темы                                        3
  • Цель проекта                                                                                      4
  • Задачи проекта                                                                                   4
  • Целевая группа проекта                                                                   5
  • Срок реализации проекта                                                                6
  • Этапы реализации проекта                                                             6
  • План мероприятий по реализации проект                                   7
  • Ожидаемые результаты реализации проекта                            12
  • Литература                                                                                        14
  • Приложение                                                                                      15

 

  • Анализ ситуации

     Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.

ФГОС ООО ориентированы на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.  «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, активность и заинтересованность в познании мира, умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.

  • Актуальность проекта

 

          Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается, прежде всего, с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям, их населяющим. Родоначальником краеведения в России можно по праву считать М.В.Ломоносова. Ещё в 18 веке он предложил использовать местных «краезнатцев» при подготовке хозяйственно-географической карты России. Термин «краеведение» введён в 1914 году историком В.Я.Улановым и географом И.Д.Маньковым. Долгое время в российской педагогике широко применялись термины «Родиноведение» и «Отчизноведение».

Краеведение отличается от других научных дисциплин своим демократизмом и широчайшим охватом – им занимаются и известные учёные, и школьные учителя, и музейные работники и школьники.

      Изучая Краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

    Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по истории.

Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта: «…Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания – один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны… Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом – суть их становления…»

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории.  

  1. Цель проекта: разработка и апробация программы по краеведению с учетом требований ФГОС;

Задачи проекта:

  • Изучить требования  ФГОС ООО к созданию программ по дополнительному образованию;
  • Изучить опыт создания программ по дополнительному образованию;
  • Подобрать и изучить краеведческую литературу для формирования УМК по краеведению.
  • Апробировать программу по краеведению в общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС

 

Целевая группа проекта: учащиеся 8-9 классов

    1. Объект исследования: Изучение краеведения как компонента исторического образования в условиях внедрения ФГОС

 

  • Предмет исследования: Изучение истории поселка как неотъемлемой части большой страны.
  • Проектное решение:

Реализация нового стандарта, ориентированного на развитие личности ребенка, предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД). Функции УУД состоят в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Кроме того, речь идёт о создании условий для развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования, формирования толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. Важным является успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. В современной школе внимание учителей истории все более обращено на нетрадиционные методики обучения на уроке истории и формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные, краеведческие.

 

  • Гипотеза: – краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в пределах региона, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Жизненный цикл и этапы реализации проекта

 

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

  1. 1. Подготовительный этап 6 месяцев

2.Основной этап 1 год

3.Заключительный этап 6 месяцев

Программа проектных мероприятий

  • Этап
  • Изучение законодательной базы ФГОС
  • Сбор материала для создания программы и УМК .
  • Написание программы (теоретический и практический курс)
  • Этап
  • Знакомство учащихся с целями и задачами программы
  • Постановка  проблемы и выбор тем проектов.
  • Работа по реализации программы.
  • Работа с обучающимися по проектам.
  • Этап
  • Защита проектов.
  • Итоговый контроль усвоения материала.
  • Подведение итогов курса.

 

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

                                                                                      (Д.С.Лихачёв, историк русской культуры)

 

Содержание

программы «Краеведение»

 

Раздел 1. Введение  в краеведение (1 час)

Обучающийся должен знать:

1.Значение понятий край

2.Содержание предмета краеведение

3.Источники по истории родного края

4.История развития краеведения в республики

Обучающийся должен научиться:

1.Понимать ценности краеведческих материалов;

2.Определять связи краеведения с другими учебными дисциплинами.

Содержание учебного процесса

Предмет краеведение. Связь краеведения с другими науками. Источники краеведческих материалов. Использование краеведческого материала на уроках истории. Первые краеведы Республики. Краеведы наших дней.

Самостоятельная работа учащихся.

Подготовить сообщение на тему: Известные краеведы республики Выбрать тему проектной работы

Раздел 2 . Татарстан- родной край (4 часа)

Обучающийся должен знать:

1.Георрафическое положение края  

2.Природно-климатические особенности края

3.Внутренние реки края

4.Полезные ископаемые края

5.Народные приметы и предсказания природы

6.Экологические проблемы края

Обучающийся должен научиться:

1.Работе с картами, справочной литературой

2.Составить рассказ об особенностях природы края.

3.Наблюдать за погодой.

4.Знать понятия «погода», «климат».

5.Знать полезные ископаемые, встречающиеся на территории края

Содержание учебного процесса.

Географическое положение, границы республики. Субъекты России, граничащие с Татарстаном. Особенности природно-климатических условий, экскурсионные объекты края: памятники природы, заповедники, заказники, парки, привлекательные уголки природы. Реки, озера, родники края. Общее понятие о климате. Климатические факторы. Климатическая карта. Народные приметы о погоде. Полезные ископаемы края и их использование. Общее понятие о рельефе.

Самостоятельная работа учащихся.

Бота с картами, справочной литературой, путеводителями. Наблюдение за погодой. Составить вопросы для викторины: «Вода-загадка природы». Составить сообщение на тему: промышленность края

Раздел 3.Следы прошедших дней (7 часов)

Обучающийся должен знать:

1.Содержание понятий: «археология», «поселение», «городище», «селище».

  1. Типы жилищ татар, русских. Особенности планировки поселений.
  2. Виды памятников

4.содержание понятия «архитектура», храмы и монастыри края, древние сооружения края

Обучающийся должен научиться:

1.Раскрывать значение археологических термином.

2.Различать типы планировки поселений.

3.Определять типы поселений.

4.Выявлять памятники истории и культуры.

5.Составлять характеристику старинных сооружений.

Содержание учебного процесса.

Понятия об археологии и этнографии. Археологические памятники: стоянки, селища, городища, могильники. Наш край в далеком прошлом. Поселения как археологические объекты. Древние поселения на территории края. Планировка поселений. Изучение исторических событий края. Объекты исследования: исторические события, военное прошлое края, современная история. Памятники истории: памятники современники и участники событий; памятники, созданные с целью увековечивания событий. Виды памятников: исторические, архитектурные, документальные. Памятные места. Охрана памятников истории и культуры. Древние сооружения края- памятники архитектуры. Современное строительство храмов

Самостоятельная работа учащихся.

Подготовить рассказ на тему: «Археологические памятники края».

Нарисовать современную планировку своего поселка. Выяснить происхождение названий близлежащих деревень. Посещение районного краеведческого музея. Собрать материал об известных архитекторах края

Раздел 4. Моя малая родина (6 часов)

Обучающийся должен знать:

1.Происхождение названия поселка.

2.Информацию об обществе «Кавказ и меркурий»

3.Понятие Судостроительный завод, пароход.

Обучающийся должен научиться:

1.Работать с архивными документами.

2.Создавать анкеты и проводить интервью с жителями поселка

Содержание учебного процесса

Поселение на р. Бездна. Начало создания заводских мастерских. Заводской поселок «Спасский затон. Акционерное общество «Кавказ и Меркурий», акционерное общество «Русалка». Пароходы Спасского затона. Советская власть и судостроительный завод. Перенос поселка на правый берег волги. Поселок и завод в годы ВОВ. Современная жизнь поселка и завода.

Самостоятельная работа учащихся.

Подготовка презентации о пароходах Спасского судостроительного завода, подготовка сценария мероприятия об истории поселка и завода.

Экскурсия в ЗАО РБФ им. Куйбышева.

Раздел 5. История школы (3 часа)

Обучающийся должен знать:

1.Годы основания начальной и средней школы.

2.Директоров и педагогов, работающих в школе в разное время.

3.Символику школы.

Обучающийся должен научиться:

1.Работать с документами школьного музея

2.Анализировать материал школьно музея

Содержание учебного процесса

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Знаменитые выпускники. Заслуженные педагоги. Современная школа.

Самостоятельная работа учащихся.

Изучение материалов о школьной деятельности учителей-педагогов.

Подготовка к вечеру встречи с ветеранами-педагогами.

Раздел 6. Моя родословная (5 часа)

Обучающийся должен знать:

1.Содержание понятий «род», «родословная», семейные реликвии.

2.Технологию составления генеалогического древа.

3.Содержание понятия «династия».

Обучающийся должен научиться:

1.Определять степень родства

Содержание учебного процесса:

Род-объединение по степени родства. Исчисление степени родства. Семейно-родовые связи. Семейные реликвии и традиции. Семейные рабочие династии.

Самостоятельная работа учащихся:

Написать сочинение «Старая фотография рассказала». Составить летопись семьи, выяснить происхождение своей фамилии. Сбор материала в музее и подготовка презентации «Династии поселка»

Раздел 7. «Вахта памяти» (5 часов)

Обучающийся должен знать:

  1. О земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной

2.О наших земляках, принимающих участие в локальных конфликтах на территории нашей страны

Обучающийся должен научиться:

1.Систематизировать информацию, полученную из разных источников

Содержание учебного процесса:

Наши земляки Герои Советского Союза. Труженики тыла. Дети войны. Наши земляки в «горячих точках». Поиск и сбор информации об односельчанах, служивших в «горячих точках»: Афганистане, Таджикистане, Чечне.

Самостоятельная работа учащихся:

Сбор воспоминаний, фотоматериалов, подготовка рефератов и докладов о людях прошедших войну. Составить опросник для интервью с людьми, чье детство прошло в годы войны.

Работа с архивами школьного музея, районного музея, сбор информации для краеведческой конференции.

Раздел 8 (2 часа)

Малая краеведческая конференция

Защита проектов

                                                       

Методические приемы

Исследовательская деятельность.

Поисковая деятельность.

Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

Индивидуальная работа с обучающимися по проектам.

Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей обучающихся.

Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, привьются навыки работы с архивными материалами.

  1.  Прогнозируемые социальные эффекты
1 2
Стейкхолдеры Социальные эффекты
Обучающиеся – должны усвоить сущность и содержание краеведческого материала в неразрывной связи с общим процессом исторического развития нашей Родины;

– уметь анализировать исторические явления и процессы края;

– уметь обобщать и систематизировать полученную информацию;

– уметь определять свою точку зрения, осуществлять оценочные суждения;

– уметь грамотно строить монологическую речь, вести диалог, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями докладами.

                                           

Родители Должны помогать детям в исследовательской и поисковой деятельности.

                        Методика отслеживания результатов.

Участие детей в   краеведческих мероприятиях (района, региона).

Деятельность в   школьном краеведческом музее.

Участие в районных, республиканских, всероссийских конференциях посвященных исследовательской деятельности.

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться применять полученные знания в новой нестандартной ситуации; приобрести новые качества гражданина- патриота, навыки коллективной работы, самостоятельность и ответственность.

           Изучение курса завершается выполнением проектных работ. Итоговое занятие проводиться в виде малой конференции.

                                         

 

Список использованных документов и источников информации

  1. Атлас истории Татарстана и татарского народа – М.: Издательство ДИК, 2005г.
  2. Атлас Республики Татарстан-С-Петербург: ОАО «Иван Федоров».
  3. Архитектура России. Казань деревянная: В. И. Курашов, Н. М. Курашова, Е. И. Григорьев, И. О. Григорьева — Санкт-Петербург, КДУ, 2009 г.- 224 с.
  4. Архивы Поселкового совета. Куйбышевский затон
  5. Архив ЗАО РБФ им.Куйбышева.
  6. Закиев М. З., Кузьмин – Юманди Я. Ф. “Волжские булгары и их потомки”. Казань, 1993.
  7. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы / /Науч. ред. Б.Ф.Султанбеков. – Казань: ТаРИХ, 2001. – 544 с.
  8. Мифтахов З.З., Мухамадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа: Учебник I- Казань: Магариф, 2007г.
  9. Материалы школьного музея.
  10. Нормативно – правовая база ФГОС
  11. Русская изба (внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстр. энц. / Авт.-сост.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др. – СПб. 2004.
  12. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учебное пособие,- Казань: Тарих, 2001г.
  13. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татарское книжное издательство, 2007г.
  14. Татарский энциклопедический словарь /Гл. ред. М.Х.Хасанов; Отв. Ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – 830 с.
  15. Учебник География Республики Татарстан для 8-9 классов/ А.С. Тайсн. -Казань: Магариф,2009.

 

Интернет источники

  1. http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/1-1-0-17
  2. http://idealist-t.livejournal.com/22407.html
  3. http://k-sark.narod.ru/SudoBlock1.html
  4. http://russrivership.ru/public/files/doc378.pdf

Приложения

Примерное тематическое планирование

курса «Краеведение»

тема Количество часов
1 Введение 1
2 Татарстан- родной край 4
3 Следы прошедших дней 7
4 Моя малая родина 6
5 История школы 3
6 Моя родословная 5
7 «Вахта памяти» 5
8 Малая краеведческая конференция 2
итого 34

Учебно-тематический план

Тема Основные вопросы Самостоятельная работа учащихся
Раздел I. Введение в краеведение(1 час)
1 Введение в «Краеведение»
  1. Значение понятий край
  2. Содержание предмета краеведение
  3. Источники по истории родного края
  4. История развития краеведения в республики
Подготовить сообщение на тему: Известные краеведы республики.  Выбрать тему проектной работы
Раздел II. Татарстан- родной край (4 часа)
2 Татарстан на карте мира
  1. Нахождение на карте России и мира территории Татарстана
  2. Составить рассказ об особенностях природы края
Работа  картами, справочной литературой
3 Голубые просторы республики
  1. Работа с гидрологической картой
  2. Экологическая проблема края
Составить вопросы для викторины: «Вода-загадка природы»
4 Сезонные явления природы
  1. Содержание понятий «погода», «климат».
  2. Народные приметы и предсказания погоды
Наблюдение за погодой
5 Природные богатства края
  1. Геологическое строение и рельеф края
  2. Полезные ископаемые встречающиеся на территории края
Составить сообщение на тему: промышленность края
Раздел III. Следы прошедших дней (7 часов)
6 Археологическое изучение края
  1. Археологические памятники родного края
  2. Изучение археологических памятников
Подготовить рассказ «археологические памятники края»
7 Поселение
  1. Содержание понятий «поселение», «городище», «селище»
Нарисовать современную планировку своего поселка
8 Поселение русских, русская деревня
  1. Особенности планировки русских деревень
  2. Типы жилищ
Охарактеризовать местоположение вашего поселка
9 Поселение татар
  1. Типы поселений
  2. Происхождение названий деревень
Выяснить происхождение названия вашего поселка
10 История края. Памятники истории и культуры
  1. Объекты исторического краеведения
  2. Виды памятников
Поисковая работа. Выявление памятников культуры
11 Архитектурные памятники края
  1. Древние сооружения края
Собрать материал об известных архитекторах края
12 Практическая работа
  1. Информация о культурном развитии края
Обобщение изученного материала
Раздел IV. Моя малая родина (6 часов)
13 Спасский затон
  1. Поселение на реке Бездна
  2. «Общество Кавказ и Меркурий»
Подготовить сообщение о происхождении поселка
14 Пароходы Судостроительного завода
  1. история судопроизводства Спасского завода
Подготовить презентацию о параходах судостроительного завода
15 Спасский завод в годы советской власти
  1. Ликвидация завода и возрождение с новым названием
Собрать материал в школьном музее о людях сохранивших завод
16 Куйбышевский затон история продолжается
  1. Завод и поселок в годы ВОВ
  2. Переселение.
  3. ЗАО РБФ им. Куйбышева
Собрать материал о истории переселения поселка.
17 Поселок сегодня
  1. Современная жизнь поселка
Интервью с жителями поселка
18 Экскурсия на территорию ЗАО РБФ им.Куйбышева
Раздел V. История школы (3 часа)
19 Создание школы и первые педагоги
  1. Здание первой школы
  2. Педагоги школы
Работа в школьном музее
20-21 Наши педагоги-ветераны
  1. Изучение материалов о школьной деятельности учителей
Работа в школьном музее, интервью с педагогами
22 Встреча с педагогами- ветеранами
Раздел VI. Моя родословная ( 5 часов)
23-24 История семьи  как истории поселка
  1. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
Составить летопись семьи, выяснить происхождение своей фамилии
25-26 Династии поселка
  1. Понятие рабочая династия.
Сбор материала в музее и подготовка презентации «Династии поселка»
27 Практическая работа Написать сочинение-рассуждение: «Продолжу ли я свою семейную династию»
Раздел  VII. «Вахта памяти» (5 часов)
28-29 Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.
  1. Встреча с ветеранами тыла и труда
Сбор воспоминаний, фотоматериалов, подготовка рефератов и докладов о людях прошедших войну
30 Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.
31 Дети войны
  1. Детский труд на заводе и в колхозах
Составить опросник для интервью с людьми, чье детство прошло в годы войны
32 Работа с архивами школьного музея, районного музея, сбор информации для краеведческой конференции
Раздел VIII. (2 часа)
33-34 Малая краеведческая конференция Защита проектов

                

 

Проект «Изучение Краеведения в основной школе в условиях внедрения ФГОС».
Пролистать наверх