Автор: Афанасьева Жанна Борисовна
воспитатель г. Ярославль МДОУ “Детский сад № 8” мастер-класс
“Буквоцирк в Фиолетовом лесу”
Занятие в подготовительной группе по подготовке детей к школе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
«Буквоцирк в Фиолетовом лесу»
Цель: способствовать развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового.
Задачи.
Образовательные:
– закрепить ориентировку в пространстве и на листе бумаги;
– закрепить знание геометрических фигур и составление квадрата из других фигур;
– закрепить у детей знание цифр, навыки счёта до 20, решение арифметических примеров;
– закрепить правило написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных;
–
Развивающие:
– развивать умение высказывать и обосновывать свои ответы;
– развитие мелкой моторики;
– развитие словарного запаса и связной речи детей;
– развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности.
Воспитательные:
– воспитание навыков сотрудничества и взаимопомощи;
– умения оценивать свою деятельность и сверстников;
– способствовать формированию доброжелательного отношения к окружающим.
– Ребята, нам сегодня пришло письмо из Фиолетового леса. А прислали его наши друзья из Фиолетового леса.
Послушайте его: «Здравствуйте, девочки и мальчики! Мы знаем, что осенью все вы пойдёте в школу и хотим проверить, а хорошо ли вы подготовились к школе? Мы приготовили для вас задания и приглашаем вас в гости к нам в Фиолетовый лес»
– Ребята, вы согласны выполнить их задания? (да)
– А хотите узнать, как же мы туда попадём?
– А вот послушайте загадку, которую они нам прислали.
1 задание: «Математический диктант по клеточкам «Паровозик»
Загадка:
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.
Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой везёт всех за собой (паровоз)
– На чём же мы отправимся в Фиолетовый лес? (правильно, на поезде)
– Только где же нам его взять? (ответы детей)
– А я думаю, нам поможет ваш любимый «Игровизор» (математический диктант)
– Но паровозик у нас будет необычный.
– Скажите, а как называется паровозик в Фиолетовом лесу? (счетовозик)
– Раз речь идёт о счетовозике, то какие задания мы будем выполнять? (решать примеры или математические задания)
2 задание: «Решение примеров»
– Выходите, пожалуйста. Здесь на столе лежат счетовозики. Чтобы попасть в Фиолетовый лес вы должны правильно решить примеры (воспитатель выдаёт каждому листок с примером). Берите себе по счетовозику и начинаем (примеры у всех разные)
(когда все будут готовы, каждый читает свой пример, называет ответ, а остальные проверяют)
– Молодцы, ребята все правильно справились с первым заданием. Тогда отправляемся. Берите свои счетовозика и поехали (дети изображают как едут на поезде и произносят считалку)
Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу, садись скорее, прокачу.
Колёсами стучу, верчу, стоять на месте не хочу.
1 слайд – Ф. лес, ворон Мэтр, малыш Гео.
– Вот мы с вами и приехали в Фиолетовый лес. А кто это нас встречает? (малыш Гео и ворон Метр)
– Ребята, посмотрите, а тут что-то написано: «Чего не хватает у счетовозиков?» Давайте посмотрим. 2 слайд – счетовозик (правильно, вагончиков)
– Ну что сделаем вагончики для счетовозиков?
– Садитесь на свои места.
3 Задание: «Сделай счетовозику вагончики»
– Ребята, у вас на столе на подносах лежат нетающие льдинки, 29 штук.
– Вы должны будете из них сделать вагончики для счетовозиков за определённое время. Работать вы будете в паре. Все вагончики должны иметь квадратную форму, т.е. вы их разных фигур должны сделать квадрат, но фигуры не должны накладываться друг на друга.
– Потом мы посчитаем, у кого, сколько вагончиков получилось, победит тот стол у кого больше будет квадратов-вагончиков (дети выполняют, по истечении времени подводится итог)
– Молодцы, все старались, у всех получилось.
– Переходим к следующему заданию.
4 Задание «Рассади буквы по вагонам»
3 слайд: Гео, Мэтр, надпись:
«Молодцы, ребята, вагончики есть, а кого теперь не хватает?»
– Правильно, пассажиров.
– Ребята, помните, мы с вами в Фиолетовом лесу были в Цифроцирке и помогли зверятам-цифрятам? Так вот, ребята в Фиолетовом лесу ещё есть Буквоцирк, где выступают акробаты-буквы. Вот они.
4 слайд – братья акробаты – буквы.
– Скажите, пожалуйста, сколько братьев? (10), на что они похожи? (правильно на буквы, на какие буквы – на гласные)
– А почему одни акробаты синие, а другие – зелёные? (дети отвечают)
– Ребята, давайте назовём их по именам (Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин)
– А теперь, скажите, пожалуйста, что бывает в цирке между отделениями программы? (перерыв – антракт)
– Я вам тоже предлагаю устроить перерыв и немного отдохнуть. Мы с вами знаем физкультминутку про этих братьев.
.
Физкультминутка
Мы отправились в поход, волшебный лес ребят зовёт.
Раз – поднялись, два – присели, три – налево посмотрели.
На четыре мы пойдём к акробатам попадём.
Дружно жили буквы-братья, у каждого было своё занятье:
Арлекин – дрова рубил;
Орлекин – их в дом носил;
Урлекин – всем суп варил;
Ырлекин – его солил;
Эрлекин – грядки копал;
Ярлекин – их поливал;
Ёрлекин – стихи читал;
Юрлекин – их сочинял;
Ирлекин – стелил кровать;
Ерликин – ложился спать.
Жили братья, не тужили, выступать в Буквоцирк ходили.
– А теперь занимайте свои места.
– Давайте посмотрим, какое следующее задание: помогите акробатам добраться до Буквоцирка, а то они опоздают на представление.
– А на чём мы поможем им доехать? Правильно, на счетовозиках, ведь у них уже есть вагончики.
5 слайд – два счетовозика с вагончиками разного цвета
– Ребята, а как вы думаете, почему у каждого счетовозика по 5 вагонов? Почему у первого счетовозика вагоны зелёного цвета? (потому что в нём поедут гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных)
– А почему у второго счетовозика вагоны синего цвета? (потому что там поедут гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных)
– Правильно, вы должны правильно рассадить братьев-акробатов по вагончикам. На подносах у вас лежат гласные буквы и счетовозики с вагончиками. Возьмите и начинайте работу (кто–то выполняет на доске).
Проверка: какие буквы ты посадил в зелёные вагончики? (те, которые пишутся после мягких согласных).
– Ребята, вы согласны? давайте все вместе назовём эти буквы: Я, Ё, Ю, И, Е
– А какие буквы в синих вагончиках? Ребята, у вас также? Давайте их назовём: А, О, У, Ы, Э
– Молодца, а теперь немного поиграем.
5 Задание «Какая буква спряталась?»
– Вы должны будете угадать, какая буква спряталась.
(в разных вагончиках исчезают буквы, дети угадывают, какая буква спряталась)
6 Задание «Конструктор букв»
(6 слайд: Гео и Мэтр, конструктор букв)
– Ребята, посмотрите, что это за игру приготовили нам наши друзья? (правильно, это конструктор букв)
– Значит, что мы будем из него делать? Правильно, буквы.
– Я каждому из вас буду загадывать загадку про букву, вы должны отгадать и сделать её из конструктора. Согласны?
1 загадка: говорил недавно кто-то:
буква эта – как ворота – П
– Какая это буква? Правильно, делай её, пожалуйста.
2 загадка: на дворе – такая жалость!
наша лесенка сломалась
палочка одна сломалась,
буковка зато осталась – Е
3 загадка: букву эту писать не сложно
справа к палочке осторожно
нарисуем мы кружок и получится флажок – Р
4 загадка: она похожа на расчёску,
сделать можно ей причёску – Е
5 загадка: палочка, палочка, между ними галочка – М
6 загадка: эту букву так напишем:
ствол, а у ствола три ветки – Е
7 загадка: «П» в другую букву можно превратить.
нужно перекладинку немножко опустить – Н
8 загадка: врач умеет очень просто наше горло проверять –
он всегда при этом просит эту букву называть – А
– Давайте проверим, что же у вас получилось. Дети поочереди называют свои буквы, а воспитатель пишет их на экране.
– Прочитаем, какое слово у нас получилось? (перемена)
– А где бывает перемена? Правильно в школе.
– А зачем в школе перемена? (чтобы ученики могли отдохнуть). Конечно, в цирке есть антракт, а в школе – перемена.
– Ребята, мы выполнили все задания, давайте вернёмся на полянку к нашим друзьям.
Заключительная часть
7 слайд: Гео, Метр: «Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями на «5»
– Ну, что же нам пора возвращаться. Давайте встанем и скажем волшебные слова.
До свидания Ф. лес, полный сказок и чудес.
Подружились мы с тобой, но пора нам всем домой.
По дорожке мы идём песню звонкую поём:
Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи
В детский садик мы пришли.
– Вам понравилось наше путешествие?
– Какое задание было интереснее всего выполнять?
– С каким заданием было трудно справиться?
– Ребята, я думаю, вы все хорошо будете учиться в школе. Поочереди нажимайте на учеников, которыми вы хотите стать.