Автор: Ашуркина Татьяна Ивановна
Учитель русского языка и литературы Губкинский
Урок “Предлог как часть речи”
Урок русского языка в 7 классе.
УМК: Русский язык. 7 класс: учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-11 издание.-М.:Дрофа,2014. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Оборудование: презентация, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Технология: технология проблемного обучения.
Учитель: Ашуркина Т.И., высшая квалификационная категория.
Тема урока: Предлог как часть речи
Цель урока: определить понятие предлога как часть речи.
Задачи урока:
1) познакомиться с классификацией предлогов на производные и непроизводные;
2) классифицировать предлоги на производные и непроизводные;
3) формировать умение различать производные и непроизводные предлоги;
4) развивать связную речь учащихся, коммуникативные навыки.
- Оргмомент. Учитель: Здравствуйте, ребята.
Запишем в тетрадях дату – Первое марта. Классная работа. Оставим строчку для записи темы урока.
- Учитель: Начнем урок с диалога. Тема диалога: чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
Примерные ответы учащихся
Самостоятельные части речи | служебные части речи |
Употребляются самостоятельно |
|
3.Постановка проблемы.
Учитель: А сейчас всем внимание на экран. Прочитайте тексты. Что они представляют собой?
Ученик: Это телеграммы.
Учитель: Что такое телеграмма?
Ученики объясняют значение слова, а затем один ученик зачитывает значение слова из толкового словаря С.И.Ожегова.
Учитель: Что такое телеграф?
Ученики объясняют значение слова, а затем ученик зачитывает значение слова из толкового словаря С.И.Ожегова.
Учитель: Какое слово является многозначным, в какое однозначным?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно ли написаны тексты с точки зрения русского языка? Ученики: Неправильно. Допущены грамматические ошибки.
Учитель: Слова какой части речи пропущены в телеграммах?
Ученики: Предлоги.
Учитель: Что еще пропущено?
Ученики: Знаки препинания.
Учитель: Почему?
Предположительные ответы учащихся и информация для учителя: Телеграмма передается по каналам телеграфной связи, оплачивается каждое слово телеграммы. Поэтому в целях экономии принято пропускать предлоги, ведь предлоги занимают 4 место по частоте употребления в русском языке после существительных, глаголов, местоимений, хотя их всего 200.
Кроме того, в телеграммах пропускаются союзы, знаки препинания. При необходимости знаки препинания пишутся сокращенно.
Учитель: Запишите тексты с учетом норм русского языка.
Прочитайте получившиеся предложения. Какие слова вы вставили?
Ученики: Предлоги.
Учитель: Итак, запишем тему урока: Предлог как часть речи.
4.Актуализация знаний.
Учитель: Что мы знаем о предлогах?
Ответы учащихся:
-предлоги пишутся со словами раздельно;
-предлоги служат для связи слов в предложении и в словосочетании;
-предлоги употребляются с существительными, местоимениями, числительными;
-не употребляются с глаголами;
Учитель: Название какого падежа образовано от слова предлог и почему?
Ответы учащихся и дополнение учителя:
Название предложного падежа введено М.В.Ломоносовым в научном труде «Российская грамматика», 1775 г. Смысл названия заключается в том, что существительные в предложном падеже употребляются обязательно с предлогами.
5.Постановка задач урока.
Учитель: Все ли мы знаем о предлоге?
Распределите предлоги на производные и непроизводные: в течение урока – в течении реки, впереди меня – идти впереди, навстречу мне- идти на встречу с друзьями, ввиду ненастья, благодаря теплу…
Мы затрудняемся. Почему? Потому что мы не знаем, что такое производные и непроизводные предлоги.
На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока?
Предположительные ответы учащихся:
- Что такое предлог?
- Какие предлоги называются производными и непроизводными?
- Получение новых знаний.
Учитель: Что такое предлог? Сформулируйте определение.
Ответы учащихся: Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Учитель:
- Составьте определение предлога по ключевым словам: предлоги, между словами в словосочетании и предложении, служебные слова, грамматические отношения.
Ученики: Предлоги – это служебные слова, указывающие на грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.
Учитель: Что такое грамматические отношения?
Предположительные ответы: Грамматические отношения предлогов – это падежные значения, употребление предлогов с определенными падежами.
Учитель: Чем осложнено это предложение? Подчеркните.
Ученики: Причастным оборотом.
Учитель: Что такое производные и непроизводные предлоги? Мы могли бы просто прочитать правило в учебнике, для того чтобы ответить на этот вопрос. Попробуем распределить предлоги на производные и непроизводные, не зная еще определения: без отдыха, вблизи дома, от меня, путем ошибок, для него, благодаря помощи, за городом, впереди колонны.
Как будем действовать? У кого есть гипотезы?
Выслушиваем гипотезы учащихся, их рассуждения, ход мыслей, комментарии.
Заполнение таблицы.
Производные | Непроизводные |
вблизи дома | Без отдыха |
Путем ошибок | От меня |
Благодаря помощи | Для него |
впереди колонны | За городом |
Подводим итог.
Учитель: Сформулируйте правило, какие предлоги называются непроизводными?
Предположительные ответы учащихся: Непроизводные предлоги – это те предлоги, которые изначально были предлогами. Например, от, для. Первообразные.
Производные предлоги – это те предлоги, которые стали предлогами путем перехода самостоятельных частей речи в служебные.
Например, благодаря, впереди.
Прочитаем правило в учебнике, стр.143.
Перекрестные вопросы по правилу от учащихся.
7.Первичное закрепление.
Рассмотрите иллюстрацию на слайде и назовите, какие предлоги на ней представлены?
Ответы учащихся.
8.Закрепление. Вернемся к проблеме урока.
Учитель: Распределите предлоги на производные и непроизводные: в течение урока – в течении реки, впереди меня – идти впереди, навстречу мне- идти на встречу с друзьями, ввиду ненастья, благодаря теплу…
Ученики объясняют, комментируют.
- Рефлексия.
Учитель: О чем узнали на уроке?
Предварительные устные ответы учащихся.
Учитель: А теперь вставьте пропущенные слова так, чтобы получился текст. Ученики дописывают слова, а потом читают текст.
Предлог – это
Предлоги со словами всегда пишутся … . Их следует отличать от … .
Предлоги бывают непроизводные и … .
Непроизводные предлоги – это …
Например, .
Производными называются такие предлоги, которые … .
Например,
- Подведение итогов урока.
Д.З. Правило на стр.142-143, на выбор: 1) сказка о предлоге; 2) упр.349 – определение выделенных частей речи.
Оценивание работы учащихся на уроке.