План работы по самообразованию на тему: “Развитие математических способностей у детей 3 – 4 лет в соответствии с ФГОС ДО”

автор: Бабенко Галина Павловна

Воспитатель МКДОУ Латненский детский сад “Родничок”

План работы по самообразованию на тему: “Развитие математических способностей у детей 3 – 4 лет в соответствии с ФГОС ДО”

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: 

«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО».

Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросах раскрытия основных направлений математического развития у детей 3 – 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метода проекта. 

Задачи: 

  • изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по данной теме; 
  • раскрытие основных направлений математического развития детей 3 – 4 лет в соответствии с принципом интеграции образовательных областей ФГОС ДО;
  • приобщение детей к математическим знаниям с учетом их возрастных особенностей в процессе организации разных видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная и др.;
  • подготовка предметно-пространственной среды для получения детьми знаний, умений, навыков и дальнейшего развития их математических способностей; 
  • повышение компетентности родителей в вопросах математического развития детей;
  • развивать у детей потребность активно мыслить; 
  • приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников; 
  • развивать логическое мышление; 
  • формировать инициативность и самостоятельность; 
  • учить применять полученные знания в разных видах деятельности; 
  • формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование); 
  • формировать простейшие графические умения и навыки.

 

Актуальность:

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (развитие познавательной активности является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Сейчас особенно важно учить ребенка мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие их математических способностей. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Поэтому математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Все эти качества в дальнейшем пригодятся детям, и не только в обучении математике. 

Учебный

год

Методическая тема Содержание работы Формы работы Сроки выполнения Форма отчетности
2021 2022 Развитие математических способностей у детей 3 4 лет. 1. Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы.

2. Изучение статей в журналах.

3. Изучение статей на сайтах.

4. Анализ результатов мониторинга по развитию математических способностей у детей 3 4 лет.

1. Проведение мониторинга знаний детей по ФЭМП.

2. Подготовка дополнительного материала для занятий:

подборка загадок, стихов, произведений художественной литературы, картотека конспектов занятий по математике, дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием, 

подвижные игры,

физкультминутки, пальчиковые игры.

3. Подготовка материала для консультаций родителям:

«Что такое математические способности и как они формируются у детей»,

«Как развить математические способности у ребенка»,

«Что делать, если ребенку неинтересно»,

 «Как развивать математическое мышление»,

«Примеры занятий с ребенком для развития его математических способностей»,

«Дидактические материалы по развитию математических способностей у ребенка», 

«Какие книги помогают развивать математические способности», 

«Советы родителям по развитию математических способностей у ребенка».  

4. Подготовка отчетной работы по теме: «Развитие математических способностей у детей 3 4 лет: цели, пути решения поставленных задач, анализ достижений».

Сентябрь Май

Сентябрь Май

Сентябрь – Апрель

Сентябрь

Октябрь Февраль

Март Апрель

Май

Заполнение таблиц, диагностика, наблюдение.

Папка с материалом.

Картотека конспектов занятий по математике. 

Демонстрационный дидактический материал

Дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием.

Подвижные игры.

Физкультминутки.

Пальчиковые игры.

Выступление на педсовете (доклад)

 

Литература по теме самообразования:

Арапова–Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. – М., 2006.

Винникова Г. И. Занятия с детьми 2–3 лет. Первые шаги в математику, развитие движений. М., 2011.

Воронина Л. В., Суворова Н. Д. Знакомим дошкольников с математикой. М., 2011. 

Данилова В. В, Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. Обучение математике в детском саду. М., 1998.

Демина Е. С. Развитие элементарных математических представлений. – М., 2009.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2011.

Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М., 1997.

Козина Л. Ю. Игры по математике для дошкольников. М., 2008.

Колесникова Е. В. Математика для детей 3 4 лет. Демонстрационный материал. 2-е изд., М., 2012.

Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.

Колесникова Е. В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь для детей 4 7 лет. М., 2012.

Колесникова Е. В. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4 6 лет. М., 2011.

Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 4 лет. М., 2012.

Колесникова Е. В. Математика для детей 3 4 лет. Методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». М., 2016.

Прописнова Т. З. Математика с увлечением. Веселые цифры и задачи. М., 2010.

Прописнова Т. З. Математика с увлечением. Геометрические фигуры, ориентировка на листе. М., 2010.

Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников. М., 2008.

Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 5 6 лет с трудностями в обучении. М., 2010.

Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1998.

Шорыгина Т. А. Путешествие в Цифроград. Первая математическая сказка. М., 2012.

Шорыгина Т. А. Путешествие в Цифроград. Вторая математическая сказка. М., 2012.

1. Работа с детьми
№ п/п Тема Сроки выполнения
1. Занятие 1. Тема: «Утро. Большой и маленький. Один и много». Сентябрь
2. Занятие 2. Тема: «День. Круг. Число 1». Сентябрь
3. Занятие 3. Тема: «Вечер. Высокий – низкий, большой – маленький, один и много». Октябрь
4. Занятие 4. Тема: «Число 1. Ночь. Круг». Октябрь
5. Занятие 5. Тема: «Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий». Ноябрь
6. Занятие 6. Тема: «Число 2. Треугольник. Осень». Ноябрь
7. Занятие 7. Тема: «Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник». Декабрь
8. Занятие 8. Тема: «Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький». Декабрь
9. Занятие 9. Тема: «Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача». Январь
10. Занятие 10. Тема: «Число 4. Квадрат. Зима». Январь
11. Занятие 11. Тема: «Число 4. Квадрат. Логическая задача». Февраль
12. Занятие 12. Тема: «Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник». Февраль
13. Занятие 13. Тема: «Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. Весна». Март
14. Занятие 14. Тема: «Число 5. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача». Март
15. Занятие 15. Тема: «Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача». Апрель
16. Занятие 16. Тема: «Времена года. Овал. Слева, справа». Апрель
17. Повторение и закрепление пройденного материала. Май
18. Диагностика математических способностей детей 4 лет. Май
2. Взаимодействие с родителями
1. Консультация для родителей: «Что такое математические способности и как они формируются у детей».

Совместные занятия с детьми по математике.

Сентябрь
2. Консультация для родителей: «Как развить математические способности у ребенка».

Совместные занятия с детьми по математике.

Октябрь
3. Консультация для родителей: «Что делать, если ребенку неинтересно».

Совместные занятия родителей с детьми по математике.

Ноябрь
4. Консультация для родителей: «Как развивать математическое мышление».

Совместные занятия с детьми по математике.

Декабрь
5. Консультация для родителей: «Примеры занятий с ребенком для развития его математических способностей».

Совместные занятия с детьми по математике.

Январь
6. Консультация для родителей: «Дидактические материалы по развитию математических способностей у ребенка».

Совместные занятия родителей с детьми по математике.

Февраль
7. Консультация для родителей: «Какие книги помогают развивать математические способности». 

Совместные занятия с детьми по математике.

Март
8. Консультация для родителей: «Советы родителям по развитию математических способностей у ребенка».  

Совместные занятия с детьми по математике.

Апрель
9. Подведение итогов работы на родительском собрании: «Чему мы научились за год».

Рекомендации родителям по закреплению полученных знаний и дальнейшего развития математических способностей детей. 

Май

 

План работы по самообразованию на тему: “Развитие математических способностей у детей 3 – 4 лет в соответствии с ФГОС ДО”
Пролистать наверх