Советы и рекомендации родителям: «Выбор книжки для малышки. Мой многолетний педагогический опыт». 

автор: Бабенко Галина Павловна

Воспитатель МКДОУ Латненский детский сад “Родничок”

Советы и рекомендации родителям: «Выбор книжки для малышки. Мой многолетний педагогический опыт».

Советы и рекомендации родителям: «Выбор книжки для малышки. 

Мой многолетний педагогический опыт». 

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. Пока он еще совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас все обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии взрослым достаточно трудно ориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребенка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.

На что должны обращать внимание взрослые, покупая литературную новинку своему малышу?

Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы заинтересовать его. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться книжками для более старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребенку полностью, то желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий.

Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объемными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша еще не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, достаточно тонкий и предназначен для более деликатного обращения.

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Многие родители интересуются, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжки: с высокохудожественными, выполненными известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребенку. Наверное, каждый взрослый решает эту проблему по-своему, ориентируясь на вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить, читая книги с ребенком.

Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребенку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. Есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребенку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Об иллюстрировании детской книги как сложном процессе не раз говорил известный художник В. Конашевич. Исходя из знания законов развития ребенка, он определяет требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: «Ясность, простота и выразительность». Но тут же художник замечает: «Однако под простотой не следует разуметь какое-то нарочитое изображение предмета, а упрощение приемов его графического воспроизведения… Ребенок требует, чтобы предмет был изображен точно и со всеми признаками, но изображен просто и ясно».

Еще одно существенное замечание художника: «Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребенку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа».

Книги каких жанров следует приобретать для ребенка?

В библиотеке ребенка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки. Согласно исследованиям, дети раннего и старшего (4–5 лет) возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия ребятами рифмованного текста (проникновения детьми в его смысл) на 22 % выше того же варианта прозаического.

Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребенка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого. Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат ребенку спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.

Чтобы не сделать ребенка читателем одной, хотя и любимой книги, ему ненавязчиво надо предлагать и другие произведения, рассказывая о том, чем они интересны.

Нельзя вводить в круг детского чтения только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребенка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Знакомство малыша с книгой.

Когда книга уже куплена, перед взрослыми встает вопрос: как познакомить с ней ребенка, чтобы у него возник интерес к чтению. Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу. Причин такого «прохладного» отношения к литературе может быть много: 

1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребенка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т. д.;

2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;

3) причины, связанные с самим ребенком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться игрой с машинками, а в этот момент родители отвлекают его настойчивыми призывами сесть и почитать.

Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление ребенка.

Вероятно, малышу сначала стоит показать книгу, полистать ее, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определенной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребенок освоит эту операцию (или параллельно с ее освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая ее: «Вот рыжая лисичка. Лисичка – сестричка». Если ребенка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Лисичка. Смотри, какой красивый, пушистый хвостик».

В том случае, если ребенок уже получает удовольствие от подобного совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки. Называя и показывая при этом героев и предметы на картинках, следует попросить ребенка повторить название картинки. Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи. Ребенок младшего возраста с удовольствием слушает незамысловатые рассказы, которые взрослые придумывают, листая вместе с ним страницы папиных автомобильных журналов или маминых каталогов одежды.

Семейный альбом (перелистывание его, узнавание самого себя, а затем и близких людей) также может стать первой книжкой для малыша.

Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребенку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. При этом важно следить за реакцией юного слушателя. Как только родители заметят признаки утомления, необходимо переключить малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у ребенка не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.

Книга – это не просто предмет, который купили в магазине, а результат взаимодействия взрослого с ребенком, совместной игры с ним. Если ребенок уже умеет разговаривать, ему можно предложить сочинить совместный текст и самому стать главным героем нового произведения. 

Зачастую родители недооценивают возможности литературных произведений в решении многих проблем в поведении детей. По данным многочисленных анкетирований, ни один из взрослых не посчитал книги способными справиться с детской агрессивностью, замкнутостью, нежеланием идти в детский сад и т. д.

Книги – самоделки. 

Книги – самоделки помогут взрослым в налаживании контактов с малышом, решении многих поведенческих проблем, осуществлении познавательного развития.

Ребенок, по возможности, должен принимать участие в этом мероприятии. Пусть доля его стараний будет небольшой (принести картинки, подать ножницы или карандаш, намазать деталь клеем), главное здесь – совместный труд и взаимодействие.

Предпочтительнее изготавливать книжки небольшого формата, используя при этом прочные материалы: картон, тонкий пластик. Основой также могут послужить фотоальбомы, файлы для бумаги, в которые взрослые вместе с детьми вкладывают нужные картинки и рисунки.

Выбор материала зависит от задач, которые родители хотят решить, создавая книжку.

Для сенсорного развития детей можно подобрать кусочки ткани, нитки, пуговицы, спички… В книжке они могут превратиться в занавески на окне, в волосы, глаза главного героя, коврик, дорожку и т. д.

При изготовлении книги для преодоления сложностей в поведении малыша можно использовать его фотографии, рисунки в соответствующей сюжету обстановке.

Совершенствуя речь, познание можно собирать красочные картинки, вырезки с изображение людей, различных деревьев, растений, цветов, животных, птиц, насекомых.

Контур книги не обязательно должен быть прямоугольным или квадратным. Детям очень нравятся книги, страницы которых вырезаны в форме какого-нибудь животного, домика, любого знакомого предмета.

Можно попробовать смастерить книжку – раскладушку.

Между последней страницей и обложкой книги можно поместить пищалку от старой детской игрушки. Тогда, нажимая на любую страницу, ребенок будет слышать мелодичный звук.

Тема книги может быть любая, но обязательно связанная с ежедневными занятиями ребенка. Например, если сынок или доченька никак не соглашается на уборку собственных игрушек и капризничает при любой попытке приобщить к этому полезному мероприятию, можно попробовать изготовить книжку «Мои игрушки», которая, помимо своего прямого назначения, положительно скажется на развитии мелкой моторики и речи малыша.

Эта самоделка должна быть изготовлена из плотной бумаги или тонкого картона. На развороте листа слева надо нарисовать какую-либо любимую игрушку малыша. А на соседней странице – изобразить эту же игрушку, лежащую на месте, например, в кукольной кроватке; эту страницу нужно сложить пополам. Желательно сложенную страницу снабдить завязками или застежками, при помощи которых можно скрепить ее с корешком книги.

Сначала взрослый показывает картинку с игрушками, допустим, с разноцветными мячами. Затем говорит, что мячики устали (или хотят отдохнуть в своем домике) и показывает на соседней странице, где мячи должны отдыхать (например, в корзине или коробке). Затем взрослый просит малыша положить реальные мячи в реальную корзинку, предназначенную для их хранения. Когда мячи будут уложены, взрослый вместе с ребенком складывает страничку с изображением лежащих в корзине мячей пополам и просит тихонько, чтобы не уронить, не рассыпать игрушки, застегнуть или завязать страничку.

Таким образом, поступают и со следующими страничками. Страниц должно быть столько, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к этому занятию.

А вот пример книжки, которая может быть использована любящими родителями, чьи дети начали посещать детский сад и плохо адаптируются к его условиям. В тех случаях, когда малыш долгое время болел или был в отпуске, она поможет ему вновь привыкнуть и освоиться в дошкольном учреждении.

Книжка «Моя семья» может быть выполнена в виде раскладушки, иметь контур домика, а может быть использован для ее изготовления и обычный фотоальбом. На каждой странице наклеивается фотография одного из членов семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры, а также домашних животных – любимцев малыша. Если нет под рукой фотографий, можно нарисовать каждого члена семьи. На обложке книги или на последней странице желательно поместить фотографию всей семьи или дома, в котором живет ребенок.

Формат книжки лучше выбрать маленький, чтобы она поместилась в кармашке платьица или рубашки. Тогда малыш, загрустив в детском саду, может достать книжку и полистать ее, называя по имени папу, маму и др.

Как правило, это занятие отвлекает ребенка от грустных мыслей. А воспитатель воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал к тому, что ребенку следует уделить внимание.

Художник Лев Токмаков так говорил о книге: «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка». Родителям нужно помнить об этом и не забывать.

Советы и рекомендации родителям: «Выбор книжки для малышки. Мой многолетний педагогический опыт». 
Пролистать наверх