Здоровьесберегающие технологии, как основа комплексного психолого-педагогического и физиологического сопровождения образовательного процесса

автор: Бабушкина Марина Валерьевна

преподаватель отделение СПО филиала ФГБОУ ВО “УГАТУ” вг. Кумертау “Авиационный технический колледж”

Здоровьесберегающие технологии, как основа комплексного психолого-педагогического и физиологического сопровождения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии, как основа комплексного психолого-педагогического и физиологического сопровождения образовательного процесса

 

М.В.Бабушкина

Отделение СПО филиала ФГБОУ ВО

«Уфимский государственный авиационный технический университет» в г.Кумертау «Авиационный технический колледж»

 

Аннотация: В работе представлены предложения о внедрении здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс технического вуза и о том, что применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании современной молодежи.

Annotation: The document contains the information on introduction of technologies keeping health in educational process of technical university which modernise the higher vocational training.

Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи обусловлена  пониманием важности состояния здоровья для творческой, активной, социально-полезной и главное трудовой деятельности личности.

Сегодня такое понимание практически ничем не наполнено: ценность здоровья и здорового образа жизни лишь декларируется в обществе, конкретные реалии современной жизни, условия образовательных учреждений не позволяют не только материально, но и содержательно (отсутствие методических рекомендаций, основанных на индивидуальных особенностях, физическом состоянии  и др.), но главное – концептуально оснастить, наладить, организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении[1,2].

Значительная доля ответственности за сохранение и приумножение здоровья сегодня в России  возложена на медицину. Однако отечественная медицина занимается в основном лечением заболеваний, чего недостаточно, особенно в связи с  ухудшением здоровья нации по основным качественным характеристикам народонаселения, что также является значимым показателем кризиса качества жизнедеятельности российского населения.

Вышесказанное рассматривается  как серьезный фактор риска для национальной безопасности  и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития нации, экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации.

Приходится констатировать, что на протяжении последних 20 лет прослеживаются тенденции снижения показателей уровня физического здоровья и физической подготовленности, увеличения доли молодежи, непригодной к службе в Вооруженных Силах и имеющей ограничения в выборе определенных профессий [9].

Проведено анкетирование части студентов первого и четвертого курсов отделения СПО филиала ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» с целью определения способности правильной организации труда, отдыха и питания в режиме дня. Анкета состояла из семи вопросов касающихся режима дня студентов, начиная от подъема и заканчивая сном.

В результате опроса выявлено следующее: 4% респондентов встает утром в одно и тоже время: 7 часов утра, 46% такого условия не придерживаются, их подъем растягивается с 7 до 9 часов и позднее, 60% ложатся спать в 24 часа, у 40% этот процесс затягивается до 2 часов ночи. В итоге только 41% студентов считают, что им хватает времени сна на восстановление, 59% этого времени не хватает.

Такая ситуация отрицательно сказывается на их умственной и физической работоспособности. Только 29% респондентов, в свободное от учебы время, уделяют умственной работе свыше 2 часов, 71% меньшее время, что крайне мало для самостоятельной подготовки и изучения учебного материала.

Роль физических упражнений в повышении умственной работоспособности крайне низка: у 46% менее одного часа в день, у остальных свыше двух часов.

Довольно часто причиной заболеваний пищеварительного тракта является чрезмерное и нерациональное питание. Только 48% респондентов принимает пищу три раза в день, остальные этого графика не придерживаются. Рацион питания, представленный количеством пищи съедаемой в завтрак, обед и ужин выглядит следующим образом: завтрак – 12%, обед – 38%, ужин – 50%. Из приведенных цифр видно, что завтрак недостаточный, а ужин насыщенный. Это противоречит нормам рационального питания.

Из приведенных данных видно, что часть студентов не может организовать свой режим дня и питания, это отрицательно сказывается на их дееспособности, приводит к переутомлению в учебе и др.[8,9].

Вышесказанное, актуализируя проблему, выводит на одно из первых мест направление ее решения средствами образования. Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья студентов, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и развитие здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников[4]. Эти технологии необходимы для формирования, развития и сохранения здоровья обучающихся. При разработке здоровьесберегающих технологий основой является изучение физического, психического и социального компонентов здоровья человека.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на овладение определенным объемом знаний о своем организме, на формирование мотивов, убеждений и потребности в здоровом образе жизни. Ведущее место при этом отводится физическому компоненту здоровья и рассмотрению фундаментальных данных о влиянии оптимальной двигательной активности на состояние здоровья.  Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, валеологизация учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновении в существо принципов реализации цели[5,6].

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления[5,6].

Общие принципы определяют следующее содержание:

  1. интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания обучающейся молодежи в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;
  2. гуманизация, усиление внимания к личности каждого студента как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;
  3. дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого студента;
  4. демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;
  5. научная организация учебно-трудовой деятельности; внедрение современных педагогических технологий сбережения здоровья студенческой молодежи;
  6. антропологичность, целостность человека, его психосоматическое, социокультурное, духовное и физическое единство; взаимосвязь и взаимовлияние социальной среды и личности в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть[1,5,6]:

  • Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом поставленной цели – качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.
  • Оправданность затрат времени на достижение намеченных результатов.
  • Доступность затрат усилий на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Данные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности преподавателя:

  • комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;
  • конкретизация задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни студентов;
  • выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;
  • определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;
  • выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и досуговой деятельностью студентов, осуществления ее коррекции и мотивационной поддержки;
  • создание благоприятного морально-психологического климата в учебном заведении.

В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверять. Применительно к здоровьесберегающей технологии, это уровень здоровья обучающихся и преподавателей и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального [2]. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние участников образовательного процесса, которое обеспечивает  достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся  учебной, социальной и природной среде. Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья студентов являются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а преподавателя – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность. Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка) [2-5].

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотносить с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически меняется в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования.

Системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащейся молодежи и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию, помогает ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи[2-5]. К ним следует отнести:

  1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье обучающихся.
  2. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих:
  • психическое здоровье и комфорт посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе физкультурно-спортивной активности;
  • обоснованное соответствие учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения;
  • переведение традиционной, в основном информативно-объемной системы образования, в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, что позволит обучающимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка;
  • создание интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения[7].
  1. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха.
  2. Создание максимально возможных санитарно- гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
  3. Включение студентов в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
  4. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании.
  5. Формирование культуры здорового образа жизни личности обучающихся, как в учебное, так и в досуговое время.
  6. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; ее агитации и пропаганды; объединение усилий всех систем и подразделений вуза, учреждений медицины и физической культуры.
  7. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни.
  8. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.
  9. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
  10. Формирование совершенной системы оздоровления студентов в условиях летнего отдыха.
  11. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
  12. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности студента.
  13. Открытие на базе кафедр физической культуры  консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для студенческой молодежи и педагогического коллектива.
  14. Внедрение аспектов валеологии в учебные планы технических вузов.

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).

 

Список  литературы:

 

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М: «ВАКО», 2004.
  2. Добротворская С.Г. Ориентация обучающихся и студентов на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская. – Казань: КГУ, 2001. – 156 с.
  3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 188 с.
  4. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
  5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – М.: «Народное образование», 2004.
  6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1999.
  7. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 2003.
  8. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.В. Маркова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
Здоровьесберегающие технологии, как основа комплексного психолого-педагогического и физиологического сопровождения образовательного процесса
Пролистать наверх