«Путешествие в Мир Эмоций»

Автор: Баканова Любовь Александровна

педагог-психолог МАОУ СОШ Интеграция

«Путешествие в Мир Эмоций»

План-конспект занятия по программе психопрофилактических занятий в начальной школе

«Путешествие в Мир Эмоций»

Возраст обучающихся: 7-9 лет.

Кол-во детей на занятии: 12.

Тема: Город Радости и Веселья.

Цель: расширять представления детей об эмоции «радость»; показать ее значение в жизни человека.
Образовательные задачи:

– расширять представления детей об различных чувствах, дать понятие эмоции «радость»;

– учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

– развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Развивающие задачи:

– развивать психические процессы: внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение, познавательный интерес;

– развивать положительные эмоции;

– развивать творческие способности.

Воспитательные задачи:

– учить выражать положительные чувства эмоции через улыбку;

– воспитание основ доброжелательного отношения друг к другу.

Психологические задачи:

– учет индивидуальных, психофизиологических особенностей каждого ребенка;

– развитие коммуникативных навыков учащихся.

Форма занятия: групповой психологический тренинг

Форма подведения итогов занятия: рисование

Методы: вербальные и невербальные игры, арттерапевтический метод (рисование), групповое обсуждение, релаксация.

Тип: занятие сообщения и усвоения новых знаний

Оборудование: маленький мячик, пиктограмма «радость» и изображение веселой девочки; карточки с человечками, изображающими различные чувства; альбомы; цветные карандаши, «орден Улыбка»; клей; бумага, ручка.

Ход занятия

1.Ритуал приветствия. (1 мин.)

Приветствуем друг друга (кулачок в центр, при соприкосновении быстро отводим руку назад).

  1. Психологическая разминка. (8мин.)

Игра «Веселые животные». Каждый ребенок превращается в какое-нибудь веселое и радостное животное, изображает его, а остальные отгадывают, что это за животное. Обсуждение с детьми того, как они отгадали (по мимике и жестам). Вспоминаем, что такое Мимика и жесты.

Мимика — это выражение лица, отражающее настроение человека, а жесты — движения тела, рук, ног, с помощью которых он что-то сообщает кому-то.

Упражнение “ Превращения”

Педагог предлагает детям :

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; ребёнок , у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка;

улыбнуться как … кот на солнышке; хитрая лиса.

III. Основное содержание занятия. (35 мин.)

Дети сели в круг на коврике.

Педагог: – Ребята, первая остановка в путешествии по удивительному Миру Эмоций — это Город Радости и Веселья, послушайте следующее стихотворение.

Про пана Трулялинского

 

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка

― Трулялетка,

И дочурка

― Трулялюрка,

И сынишка

― Трулялишка,

И собачка

― Трулялячка.

Есть у них еще котенок,

По прозванью Труляленок,

И вдобавок попугай

― Развеселый Труляляй!..

(пер, Б. Заходера)

– Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?

Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение веселой

девочки). Какое настроение у этой девочки?

Дети – Радостное.

Педагог- А теперь попробуйте изобразить радость на своем лице. Что для

этого нужно сделать?.. Как вы догадались, что это радость?.. (Ответы детей.) Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка. А вот как можно нарисовать схему изображения радости? (демонстрируется пиктограмма «радость»).

– Поговорим о том, что же такое радость для вас?

Игра «Волшебный мячик».

Передавая друг другу «волшебный мячик», дети заканчивают предложение “Я радуюсь, когда…”.

– Скажите мне ребята, а как можно доставить радость другому человеку?

– Сейчас давайте разогреем и расслабим все мышцы лица… Сядем поудобнее: ноги твердо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица.

Вдох-выдох, вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук “У”. Растянули губы в стороны. Произнесли звук “Ы”. Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга.

Спасибо! Отлично!

Ребята, вот мы знаем, что радоваться могут все: и дети, и взрослые — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры, вы думаете, животные умеют радоваться?.. У вас же есть дома животные? Когда вы приходите из Дома творчества домой, они вас встречают? Как вы думаете они вам радуются? У меня есть собака. Когда я прихожу с работы, она выбегает мне навстречу и виляет хвостом. Я думаю, что так она выражает свою радость. Моя собака радуется, когда все возвращаются домой с работы и когда она идет гулять.

-А знаете ли вы, что смех и улыбка также влияют на здоровье человека?
-Как вы думаете, каким образом? (Человек становится жизнерадостным, энергичным, даже есть такое выражение: «Смех продлевает жизнь») 
– Правильно, смех сам по себе – неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том числе и внутренние, которые управляют работой внутренних органов. Также в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Учёные даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают.
– Итак, смех – это определённая реакция организма, при которой мышцы лица непроизвольно сокращаются, учащается сердцебиение, меняется давление крови.

Правила улыбки:

1.Улыбка поможет в общении. 

2.Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю.

3.Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться.

4.Умей смеяться над собой.

5.Не смейся над чужим горем или физическим недостатком.


-А когда, ребята, нельзя смеяться?

-Сейчас мы с вами немного поиграем:

Сначала я задам вам несколько вопросов, а ответы запишу на отдельных листочках. А потом все ответы перепутаем.

1. Что вы носите в своем портфеле?

2. Какой герой из мультфильма вам нравится?

3. Что выбрасывают в урну?

4. Что обычно берут с собой в баню?

5. Кто умеет ходить по потолку?

– Понравилось?

Когда вам будет грустно или вы устанете, постарайтесь вспомнить, какую-нибудь весёлую историю, посмеяться с родными, друзьями.

Рисунок «Гости из Мира Эмоций».

Педагог говорит, что к нам в Город Радости и Веселья приехали гости из других городов. Все они представляют собой разные эмоции. Педагог показывает детям карточки с человечками, изображающими различные чувства (для этого можно использовать персонажей из методики Т.В. Громовой «Страна Эмоций»). Затем дети тянут наугад 1 картинку с человечком и пытаются определить, откуда он «приехал», что за чувство он собой символизирует. Далее каждый ребенок наклеивает человечка в свой альбом и должен доставить ему радость, подарить веселье (рисует ему подарок, подрисовывает улыбку и т.д.).

– Итак, ребята, что же мы узнали о смехе, улыбке?
-Как повысить себе настроение? 
-Вы сегодня очень хорошо работали, и вы все получаете «орден УЛЫБКИ»!
-Спасибо за занятие!


  1. Ритуал прощания. ( 1мин.)

Игра «Салют»,

Список литературы

Громова. Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 48 с.: ил.

Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 272 с, ил.

Крюкова. С.В., Слободяник. Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с., илл.

Семенака. С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

 

«Путешествие в Мир Эмоций»
Пролистать наверх