Автор: Бактыбаева Ирина Николаевна
воспитатель ГККП ясли- сад №3 “Куншуак”г. Нур- Султан
Самопознание Организованная учебная деятельность «Сокровища мудрости»с детьми старшей группы детского сада.
Бактыбаева И.Н.
ясли-сад №3 «Күншуақ» г.Нур-Султан
воспитатель
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: «Социум».
Раздел: Самопознание, ФЭМП, экология, ознакомление с окружающим, основы грамоты и письма художественная литература, аппликация.
Тема: «Сокровища мудрости»
Цель: раскрыть в детях общечеловеческую ценность – ненасилие через познание окружающего мира.
Задачи:
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость и способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к другим детям в совместной деятельности, поведении и поступках;
- научить заботится обо всем живом на Земле, работать в команде.
- воспитывать интерес к занятиям, дружеские отношения, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, эстетичность.
Ценность: ненасилие
Качества: забота о живом, единство, работа в команде, не вредить не кому, заботиться о живых.
Ресурсы: Запись спокойной музыки, макеты замков, корзинка, хлеб, вода, рассказ К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» с иллюстрациями, задания, надпись с цитатой, зеркало, ватман, цветные ладошки, клей, салфетки, заготовка ромашка, полоски из цветной бумаги, репсовая бумага, проволока.
Словарная работа: мудрость, гармония, мудрец, пословица гласит.
Этапы
деятельности |
Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно-побудительный
Орг.момент: Круг радости. Позитивный настрой Цитата Пословицы |
Круг радости:
Сәлем күн Сәлем ел Сәлем жер ана! Сәлем … имя ребенка. Позитивный настрой: А теперь, дорогие мои, я приглашаю вас в путешествие в Сказочную страну мудрости. Дорога предстоит дальняя, поэтому усаживайтесь удобно, расслабьте руки, ноги, закройте глазки. Слушайте волшебные слова. Сегодня мы путешествуем по волшебной дороге настроения. Дорога ровная, гладкая, идти по ней легко и хорошо. Мы подошли к лесу. Вокруг нас стройные сосны, пушистые ели, могучие кедры. Чувствуете, как пахнет хвоей, даже голова кружится. Что это? Мы заблудились. Вокруг лес. Как же нам выйти из чащи. И вдруг, вокруг стало светло, как днем. Летит нам навстречу сказочная жар-птица. Взмахнула она крыльями, упали на землю перышки разного цвета: желтые, красные, синие, зеленые. Поднимите перышко цвета своего настроения. Запомните, что вы чувствуете. Перышки вывели вас из леса, и вы благополучно вернулись домой, свое настроение поместите в свои сердечки. Потихоньку откройте глазки.
Воспитатель выслушивает ответы детей. Мудрость – это знания. |
Дети с улыбкой проговаривают слова, приветствия с радостью называют свои имена.
Дети закрывают глаза и внимательно слушают воспитателя, представляя, то, что он рассказывает. Дети с интересом слушают цитату. Хоровые и индивидуальные ответы детей. |
Организационно-поисковый
Рассказывание истории (беседа) Творческая работа, групповая работа |
Открыть сокровищницу мудрости нам поможет волшебное зеркало. (Воспитатель оглядывается в недоумении)
Что это такое? Зеркало исчезло, и осколков нет. Вот записка какая-то. «Испытание пройдете, чудо-зеркало найдете. Хлеб и чистая вода пригодятся вам всегда. Вы корзиночку берите и смелее в путь! Спешите!» Давайте обратимся к мудрецам, живущим в замке. Возьмите друг друга за руки. Как прекрасно в этой стране: птицы поют, ручей журчит. Мы с вами у Зеленой башни. Прислушайтесь. (Звучит шум моря, крик птиц). Дождинки, льдинки и снежинки, И в замок мудрости ведите. Из-за зеленого замка выходит мудрец Эколог. Здравствуйте, дети, меня зовут мудрец Эколог. Я мудрец зеленой башни замка. Я знаю, что вы пришли постигать мудрость. Поможет вам в этом игра. Мудрец Эколог отдает воспитателю конверт с заданием. Воспитатель открывает конверт и зачитывает детям задание: Представьте себе, что вы веточки дерева, вы шелестите зелеными листочками, радуетесь солнышку, дождику. И вдруг…, веточку сломали. Представьте себе, что веточка погибает. Что чувствует веточка? Как ей помочь? Иногда бывает и так. (На доску выставляются иллюстрации неправильного поведения детей в природе.) Какие ошибки совершили дети? Как их исправить? Мудрец Эколог: Вы отлично справились с заданиями. Каждый из нас, людей, в ответе за то, чтобы голубая планета Земля оставалась живой для многих поколений. Любовь и бережное отношение к природе передается из века в век. И я хочу, чтобы вы заполнили мудрость казахского народа «Сорвешь зелень — подобно ей зачахнешь». Воспитатель заучивает мудрость вместе с детьми наизусть. Воспитатель предлагает Мудрецу идти вместе с ними. Присядьте на лужайку Лучик, лучик золотой, Выходит Старик. Здравствуйте дети! Старик: Дети, помогите, пожалуйста. Ребенок: Дедушка, что с вами случилось? Старик: Ребята, я путешествовал, и на меня напали злые разбойники. Они отобрали все мои вещи и еду. Три дня я ничего не ел. Уже сутки нет во рту капли воды. Помогите мне, пожалуйста. Ребенок: У нас есть вода и хлеб. Ребята, давайте поделимся с дедушкой. Старик: Дорогие мои дети, спасибо вам. Я не простой дедушка. Я мудрец желтой башни замка. Мое имя мудрец Добра. Моя мудрость живет в ваших сердцах — это доброта, сострадание, щедрость. Мудрец дает воспитателю конверт. Воспитатель открывает конверт. Достает от туда сказку. Присядьте, я расскажу вам сказку. Написал ее педагог, мудрец и сказочник К. Д. Ушинский называется она «Ветер и солнце». Инсценировка сказки. Сказка К.Д.Ушинского «Ветер и солнце» Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец, решились помериться силами. Воспитатель вместе с детьми обсуждает сказку, задает им вопросы по содержанию сказки.
Подведение итога по рассказу: Воспитатель говорит детят, что доброта, ласка и любовь всегда побеждают. Мудрец Добро: Прекрасно, дети, вы постигли великую мудрость. Киргизская пословица гласит «Доброта рождает доброту». Воспитатель заучивает пословицу вместе с детьми наизусть. Воспитатель предлагает Мудрецу идти вместе с ними. Физминутка: 1, 2, 3, 4, 5 в путь отправились опять. По дороге ровной гладкой нам шагать не тяжело, знаем, мудрости загадки, разгадаем все равно, превращение свершились, вправо влево повернись, быстро сделай три прихлопа и ногою три притопа, вот теперь, мои друзья в путь идти опять пора. Из замка с розовыми башнями выходит Мудрец Гармонии. Мудрец Гармонии: Ребята, здравствуйте! Я мудрец розовой башни замка — Мудрец Гармонии. Ребята я принес Вам конверт. Отдает воспитателю конверт. Воспитатель открывает конверт, в котором лежат задания. Задание для 1 группы: ребусы Задание для 2 группы: штриховка Задание для 3 группы: сравни Задание для 4 группы: засели в дом. Воспитатель подводит итог по каждой группе выполнившей задания. Мудрец Гармонии: А я, с величайшей радостью, поделюсь с вами мудростью Востока «Без знаний душа пуста, как сосуд без воды». Воспитатель заучивает пословицу вместе с детьми наизусть. Проходите за столы Творчества. 1 стол – дерево с Ладошками. 2 стол – нарциссы из репсовой бумаги. 3 стол-ромашка из салфеток 4 стол – цветок из полосок цветной бумаги Молодцы ребята, вы очень легко и быстро справились с заданием. Мудрец Гармонии: Я знаю волшебные слова: Солнышко, тайну для нас отвори (Зеркало переворачивается) Посмотрите нашлось нашще зеркало!!! Кого вы видите в зеркале мудрости? (Себя) — Мудрецы — это мы. Подрастая, мы будем узнавать много нового и интересного, и становиться мудрее год от года. |
Ребята оглядываются, убеждаются, что зеркала нет, замечают конверт, а под ним корзинку.
Внимательно слушают текст записки. Дети берутся за руки, и слушают воспитателя. Дети здороваются с мудрецом. Сәлеметсіз бе данышпан! Дети внимательно слушают Мудреца. Дети слушают задание. Представляют себя веточками дерева. Представляют, что веточки сломали. Отвечают на вопрос воспитателя, индивидуальные ответы. Рассматривают иллюстрации. Индивидуально отвечают на вопросы воспитателя. Ребята слушают мудреца. Вместе с воспитателем повторяют мудрость, заучивают ее. Дети приглашают мудреца отправится в путешествие вместе с ними. Дети садятся на лужайку, слушают стихотворение. Сәлеметсіз бе ата! Дети предлагают дедушке воду и хлеб из корзинки. Дети слушают сказку, рассматривают героев. Дети обсуждают с воспитателем сказку, отвечают на вопросы. Вместе с воспитателем повторяют мудрость, заучивают ее. Дети приглашают мудреца отправится в путешествие вместе с ними. Дети совместно с воспитателем делают физминутку. Дети встречают Мудреца Гармонии, здороваются с ним Сәлеметсізбе мудрец. Проходят за столы для выполнения заданий. Выполняют задания. Вместе с воспитателем повторяют мудрость, заучивают ее. Дети подходят к столам, занимаются творчеством. Дети смотрят в зеркало, говорят, что видят себя. |
Рефлекторно-корректирующий
Групповое пение Заключительная минутка тишины |
Заключительная минутка тишины: Ребята садитесь поудобнее на коврик, расслабте свои ножки, ручки, спинки, закройте глазки. Сегодня мы совершили путешествие к мудрецам: экологии, добра, гармонии. Нашли зеркало мудрости. Мы все – мудрецы. Свои чувства и ощущения поместите к себе в сердечки. Открываем потихоньку глазки.
Вместе споем песню: «От Улыбки». |
Дети садятся удобно, закрывают глаза, слушают воспитателя.
Подводят общий итог занятия. Поют песню |
Ожидаемый результат:
Знать: об общечеловеческих ценностях
Иметь: ответственность к поручениям, заданиям и просьбам.
Уметь: быть в ответе за свои поступки.