Сценарий праздника “Русская наша душа”

автор: Баранова Елена Аркадьевна

Музыкальный руководитель МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №30 “Березка” г. Луховицы

Сценарий праздника “Русская наша душа”

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №30 “Березка”

администрации городского округа Луховицы Московской области

«Русская наша душа»  

Сценарий праздника

для детей старшей группы

                     Музыкальный руководитель:

                      Баранова Елена Аркадьевна

г.  Луховицы

2019 г.

 

Русская наша душа!

(Дети парами за ведущим, под музыку входят в зал. Строятся парами в середине зала. Расходятся пары в разные стороны, встают на полукруг.)

Цель: Приобщение детей к истокам национальной культуры и народным традициям.

 

Задачи:

Познание: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости, интерес к истории России, национальную гордость, чувство гражданской принадлежности к великому русскому народу.

Продолжить знакомство с обрядовыми праздниками и обычаями – знакомить детей с обрядом чествования русской берёзки (завивания и развивания берёзки).

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать коммуникативные умения детей в публичных выступлениях.

Речевое развитие: совершенствовать грамотную структуру речи, обогащать словарь детей, развивать интонационно-выразительную речь, пополнять её образными выражениями.

Социализация: воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;  любовь к родной природе, умение видеть красоту в окружающем.

. Художественное творчество: развивать творческие способности детей через театрализованные фольклорные представления, выразительность речевых и пантомимических действий

Музыка: воспитывать умение слушать музыкальные произведения, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи  образов.

Физическое развитие: развивать координацию движений; согласованно выполнять движения в соответствии с текстом.

Здоровье: сохранять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности.

Безопасность: формировать навыки безопасного поведения.

Интеграция образовательных областей:

познание, коммуникация, речевое развитие, социализация, здоровье, физическая культура, безопасность, музыка, художественное творчество.

Ход развлечения:

(Дети парами за ведущим, под музыку входят в зал. Строятся парами в середине зала. Расходятся пары в разные стороны, встают на полукруг.)

 

 

Ведущая:

В сердце ты у каждого, Родина, Россия!

Белые березки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей,

Нет другой на свете Родины такой!

 

 

Дети:

1.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете

Есть Родина своя!

2.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

3.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя!

Ведущая:

    Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные

Раздольные русские песни поют!

 

 

Песня: «Песня о Родине» муз. Елинека.  сл. Карасевой.

 

1 куп.

Нет нигде привольней

Родины моей.

Ласково сияет

Солнышко над ней.

2 куп.

Нет нигде красивей

Родины моей.

Белая березка

Шепчет мне о ней.

3 куп.

Нет нигде чудесней

Родины моей.

Песенку простую

Мы поем о ней.

 

Ведущий: – Россия, Родина, это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

 Дети:

1.

Россия…Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье – русская душа.

2.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

3.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом –Русь!

 

Ведущий: Россия, это край белоствольных берез. Символом России неофициально считается именно дерево береза. Береза, это символ бесконечности бытия, умирания и обновление жизни и природы. Именно береза воспевается в народных песнях, стихах и прозе.  Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве.

Дети:

1

На полянке,

На пригорке,

 Под окном, среди полей

 Белокурая березка –

 Символ Родины моей

2

 А вот и наша березка!

  Принарядилась красавица!

  Березка, будем тебя чествовать, величать.

  Твою красоту воспевать!

Береза.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Как я рада,
Быть в этот весенний день рядом
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.

От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой.

 

3

Березке русской праздник посвящаем,
О ней мы много нового узнаем,
И знанием готовы поделиться
Нам всем пришлось немало потрудиться.

Танец: «Березовые веточки:

 

Ведущий: Сегодня и вправду праздник – березоньку мы славим, чествуем ее сегодня. А на Руси, главный праздник березки Троица. И мы предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент праздника- Троица.

1 девочка :(выходит на середину зала). Девчата1 Идите сюда! (Девочки подходят шепчутся.) Пошли?

Девочки:  Пошли! (Разговаривая, стайкой идут через зал, скрываются за дверью.)

1 мальчик: (выходит на середину, смотрит вслед девочкам.) Парни! Куда все девчата-то подевались?

Мальчики: (встают.) Не знаем!

2 мальчик: А я знаю! Они в лес пошли. Сегодня же Троица! Будут березки украшать да хороводы водить.

3 мальчик: А это как?

2 мальчик: Да я и сам никогда не видел, только слышал.

4 мальчик: Вот бы подсмотреть!

5 мальчик: А давайте обгоним их, обернемся лесом, да и подглядим!

Мальчики: Давайте!

(Мальчики бегут к центральной стене, берут ветки и садятся на пеньки.)

1 мальчик: Во!  Какой лес у нас получился!

3 мальчик: Тихо! Девчата идут!

(На вступление к песне «На весенний праздник девицы гуляли» из-за двери появляются девочки. Они исполняют песню и выполняют движения по тексту)

Песня: «На весенний праздник девицы гуляли»

1 куп.

На весенний праздник девицы гуляли,

Девицы гуляли, цветы собирали,

Цветы собирали, венки завивали (надевают венки)

 

Венки завивали, летечко встречали.

Летечко встречали, песни распевали.

Песни распевали, березку сряжали,

Березку сряжали, лентой украшали,

Лентой украшали, на судьбу гадали.

2 девочка: Радуйся, березка, радуйся, кудрявая!

К тебе красны девицы идут,

Тебе пироги да яичницу несут!

(Ставит корзину с пирогами под березку)

Хоровод: «Во поле березка стояла»

3 девочка: Девчата, садитесь на лужок, пировать будем! (Садятся.)

4 девочка: Вот пирожки, угощайтесь подруженьки. Сама пекла!

Девочки: Спасибо!

4 мальчик: (шепотом) Как вкусно пахнет! Прямо слюнки текут!

5 мальчик: Пускай гуляют, это ведь девичий праздник!

1 мальчик: А сейчас они березку завивать будут да желание загадывать.

2 мальчик: А это как?

1 мальчик: Смотри!

Песня: «Мы завьем березу»

1 куп.

Мы завьем березу, мы завьем березу!

Мы завьем, мы завьем березу. -2 раза.

2 куп.

Уж как первый вьюн, уж как первый вьюн,

Уж как первый вьюн за батюшку! -2 раза.

3 куп.

А второй-то вьюн, а второй-то вьюн,

А второй-то вьюн за матушку. -2 раза.

4 куп.

А как третий вьюн, а как третий вьюн,

А как третий вьюн за милого дружка. -2 раза.

5 куп.

А четвертый вьюн, а четвертый вьюн,

А четвертый вьюн за самою себя. -2 раза.

Березка: Девчата, березку украсили?

Девочки: Украсили!

Березка: А желание загадали?

Девочки: Загадали!

Мальчики: Загадали?

Девочки: (удивленно переглядываясь) Батюшки! Лес разговаривает!

5 девочка: А по-моему, это ребята за нами подлядывают да насмехаются.

3 мальчик: Парни! Пора уходить, нас заметили! За мной! (Мальчики с ветками перебегают к стульям)

Девочки: Батюшки! Лес убегает!

6 девочка: Да говорю же вам, это парни в лес превратились, чтоб за нами подглядывать.

Березка: А теперь пора к речке- венки в воду бросать, на судьбу свою гадать! (Девочки снимают венки)

4 мальчик. Парни! Превращаемся в речку!

(Мальчики расстилают голубое полотно)

7 девочка: А вот и речка! Венки бросаем по команде! Раз! Два! Три! (Девочки бросают венки на полотно)

8 девочка: Мой венок к берегу раньше всех пристал! Значит, из нашей деревни кто-то посватается!

1 девочка: А мой утонул! неужели Ванечка меня разлюбит?

2 девочка: Не расстраивайся, может лучше найдешь!

5 мальчик: А Марфушин- то на месте крутится, крутится! Точно в девках останется!

Девочки: Парни! Опять подсматриваете? (Грозят пальцем)

(Мальчики медленно тянут полотно, «речка течет».)

3 девочка: А мой-то уплыл, что и не видно! Знать, сваты из далека приедут!

Березка: Ну, кумушки, на веночке погадали?

Девочки: Погадали!

Березка: Березку завивали?

Девочки: Завивали!

Березка: А теперь отправляйтесь на деревенский пятачок. Вас там, наверное, парни заждались!

Танец с ложками. (исполняют мальчики)

Дети исполняют частушки

1 (вместе)

Наша встреча без частушки,

Как береза без макушки.

И поэтому сейчас

Частушки мы споем для вас.

2( Мальчик)

Заиграй повеселей,

Гармонь моя веселая.

Мы пришли сюда встречать

Троицу зеленую. (дети выполняют притопы на месте)

3 (девочка)

Скоро, скоро Троица

Листьями покроется.

Скоро миленький придет-

Сердце успокоится.

4 (мальчик)

Мне не надо пуд гороха,

Мне б одну горошину,

Мне не надо много девок-

Мне б одну хорошую.

5 (мальчик)

А девчата ходят, ходят,

Ходят хороводятся,

Вот уже который год

Все на нас охотятся.

 

6 (девочка)

Не стой у ворот,

Не маши картузиком,

Все равно гулять не буду

С таким карапузиком!
7 (девочка)

Зашумела, зашумела

В поле непогодушка,

Разругались мы с миленком,

На душе тревогушка.
Мальчики:

Долго злиться не годится

Молодцу удалому,

Полно, милая сердиться-

Подходи по- старому!

Девочки:

Туфли новые,

Крашеные пятки,

Как же с вами не сплясать,

Милые ребятки!

(мальчики приглашают девочек, парами идут по кругу под ручку.)

Танец: «Манечки-Ванечки»

(После танца дети встают в шахматном порядке)

Березка: Сегодня на празднике мы рассказали и показали, как в далекую старину отмечали на Руси Троицу это только малая капля в океане русского народного творчества. Это наша национальная культура, которую мы всегда будем любить, беречь и передавать будущим поколениям.

Песня: «Березонька»

1 куп.

Расти елочка в нашем огороде,

Поливать тебя будем по утрам,

А березонька славится в народе,

Ты листвою яркою приглянулась нам.

2 куп.

Платье новое на себе ты носишь,

Серьги длинные на ветвях висят.

Ты березонька, хороводы водишь,

Стройная красавица радует ребят.

3 куп.

Летом листики зеленью блистают.

Белым инием славятся зимой.

Чудо бабочки в облаках летают.

Мы хотим, березонька , все дружить с тобой.

 

 

Ведущий: Какое национальное дерево береза. Ни одно дерево не вмещает в себя столько национальных понятий. Они рождаются только в сравнениях и образах. Береза будет вечно стоять на наших просторах. Потому что вечен русский народ и вечна земля русская!

 

Видеоролик песня «Отчего так в России березы шумят»

 

 

Литература:

  1. Князева М. Д. Маханева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской культуры».

(образовательная поруконная программа. СПб, 1994г.).

  1. Русскоенародное поэтическое творчество. Хрестоматия. Составитель Круглов Ю. Г. Ленинград «Просвещение».
  2. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. Составитель Забылин М. Иркутск, 1991г. Восточно- Сибирское книжное издательство.
  3. Бондаренко Э. О. «Праздники христианской Руси»Калининград 1993 г.
  4. Круглый год. Народный календарь. Составитель Андреева М. Ф. СПб «Агропромиздат», 2001 г.
  5. Печерская А. «Народные праздники в детском саду. Москва, 2001 г.
  6. Петров В. М. Гришина Г. Н. Короткова Л. Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей». Москва 2001г. Сфера. ТЦ.

 

 

.

 

 

 

 

 

Сценарий праздника “Русская наша душа”
Пролистать наверх